Семинар- практикум для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством LEGO- конструктора"
материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Махмудова Зайнаб Абдурахмановна

Семинар- практикум для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством LEGO- конструктора"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ  детский сад

комбинированного вида «Рябинушка»


                                                                                    Подготовила

                                                    учитель- логопед, дефектолог Махмудова З.А.

город Покачи

2023 г.

Семинар - практикум: «Развитие речи дошкольников посредством LEGO – конструирования»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по LEGO -конструированию.

 Задачи:

 обобщить и закрепить теоретические представления о конструкторах и их использование в дошкольных организациях в работе с детьми 4-7 лет;

 приобщить педагогов дошкольных организаций к LEGO -конструированию и обучить способам конструирования;

 овладеть практическими навыками применения различных вариантов игр посредством построек из LEGO;

Категории участников: педагоги дошкольных организаций

Программа семинара – практикума:

1. Вступительная часть.

 2. Теоретическая часть: Доклад «LEGO - как условие развития связной речи у детей дошкольного возраста»

3. Практическая часть:  «Развитие речи старших дошкольников посредством LEGO-конструирования»

4. Подведение итогов семинара - практикума

Ход семинара - практикума:

1. Вступительная часть.

Добрый день уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на  семинаре – практикуме: «Развитие речи дошкольников посредством LEGO – конструирования» Мы собрались с вами, чтобы познакомиться  со значением и возможностями LEGO конструирования для развития речи дошкольников.  

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появились возможности уже в дошкольном

возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

Ребенку необходимо ваше участие в его развлечениях, так как игры занимают основную часть его жизнедеятельности. LEGO для детей это - прежде всего средства игровой деятельности и самовыражения, позволяющие

добиться решение многих образовательных задач, в том числе развитие связной речи.

Работа по развитию связной речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Предлагаю Вам окунуться в мир LEGO!

2.Теоретическая часть

Доклад «LEGO - как условие развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Речевое развитие детей дошкольного возраста – одно из важных направлений нашего ДОУ. Ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих различные речевые нарушения.

 Цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Одним из таких инновационных конструктивно-игровых средств является обучающий конструктор, выпускающийся образовательной датской корпорацией. Методика обучения LEGO–игре разрабатывалась согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым. На сегодняшний день LEGO технология –одна из самых известных и распространѐнных педагогических систем, широко использующая трѐхмерные модели реального мира и предметно–игровую среду обучения и развития ребѐнка.

LEGO–это игровой феномен от латинского слова LEGO–собирать, конструировать. В середине прошлого века появился первый конструктор «LEGO». Отличительной чертой от других строительных комплектов послужило то, что LEGO предложил скрепляющиеся между собой детали, которые в ходе постройки оставались крепкими и сбалансированными. Именно оригинальность LEGO конструкторов оценили по достоинству дети всей планеты. Необходимость использования LEGO конструирования в развитии речи детей дошкольного возраста неоспорима.

Исследования Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой показывают, что конструирование предметов из LEGOдеталей–является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

LEGO конструирование все прочнее входит в нашу жизнь и жизнь ребенка. LEGO–это новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию. Актуальность LEGO– конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

- Является великолепным средством для интеллектуального и речевого развития дошкольников. Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-Формируют познавательную активность, способствует воспитанию социальноактивной личности, формируют навыки общения и сотворчества;    

-Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

ФГОС дошкольного образования предполагают разработку ведущего вида деятельности дошкольника–игры,  LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Каждая игра имеет свой сюжет, развитие которого осуществляют сами дети, тем самым развивают фантазию, воображение и реализуют свои творческие замыслы. Используя LEGO в образовательной деятельности, провожу речевые дидактические игры и упражнения с помощью деталей конструктора, что помогает легче усвоить материал. Например, игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь, игра «Запомни и повтори», которая направлена на коррекцию памяти и мышления, предлагаю детям выложить схемы из кирпичиков конструктора LEGO: «Посадить звуки в вагончики», «Поселить в домики», «Вырастить дерево». Таким образом, использование игровых приемов с помощью LEGO приносит разнообразие в процесс обучения и развития, делая его более ярким динамичным, развивает конструктивное творчество, воображение, мелкую моторику и конечно речь ребенка, коммуникативные навыки.

Для решения одной из сложнейших задач педагога сделать процесс обучения рассказыванию интересным и увлекательным занятием для детей                                                                                                                                                            

помогает конструктор LEGO. Он является практическим средством, способствующей совместной работе воспитанников при создании и пересказе истории с использованием кирпичиков LEGO.

 Особая ценность новой технологии заключается в том, что дети гораздо шире вовлекаются в процесс обучения. У них есть масса возможностей рассказать свои истории. .

Дети могут возвращаться к разным моментам своих историй, чтобы лучше понять их. Имея возможность видеть перед собой модель своей истории, дети значительно улучшают свои коммуникативные и речевые навыки.

Работа по включению конструктора LEGO в образовательную деятельность начиналась со знакомства с конструктором LEGO. Дети любят заниматься конструктором в свободной деятельности. После таких ознакомительных мероприятий дети в свободной деятельности по конструированию стали свободнее общаться между собой, называя правильно детали и предметы, у них появилось большее желание строить из конструктора LEGO и в результате получать удовольствие от своей продуктивной деятельности. В совместной деятельности в группе я предлагаю детям выполнить задания по LEGO- конструированию. Дети с интересом включаются в работу и, как правило, дополняют предложенную модель из конструктора своими деталями.

Конструктивную деятельность строю согласно комплексно-тематическому планированию, подбирая разные темы для строительства. Например, «Дом, в котором я живу», «Путешествуем на транспорте», «Мое любимое животное», «Новогодняя елочка».

Работа по лексическим темам с применением LEGO–конструирования даѐт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, развивает и другие речевые навыки. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства. Это развивает коммуникативные навыки.

Для обогащения детей впечатлениями и представлениями о различных сооружениях мы с детьми рассматривали картинки, иллюстрации, слайды, используя для более яркого восприятия художественное слово: стихи, песенки. В процессе наблюдений стараюсь задавать вопросы, требующие развернутого ответа.

В ходе ответов на вопросы у детей уточняются и обогащаются представления о предметах ближайшего окружения, развивается инициативная речь.

Применение дидактических упражнений с использованием LEGO–элементов помогает проведению занятий по подготовке и обучению грамоте.

Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», использую LEGO, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета–гласные звуки, синего–согласные твердые, зеленые–согласные мягкие. Предлагаю детям провести звуковой анализ слова. Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие и длинные слова). Игры с LEGO способствуют развитию не только лексикона ребѐнка, но и позволяют сформировать грамматическую составляющую речи. Во время построения сюжета отрабатывается навык согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразование существительных, принципы словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов, а также ведется работа с предлогами. Работа по развитию и пополнению активного словаря с применением LEGO–технологий делает образовательный процесс более результативным.

Исходя из вышеизложенного, мы можем предположить, что  многофункциональная педагогическая технология LEGO позволяет  сформировать конструктивно-игровую деятельность у детей дошкольного возраста, которая повышает их потенциальную готовность к речевому развитию в условиях интеграции образовательного процесса. Таким образом, LEGO -технология является перспективным направлением в развития речи детей. Помогает оптимизировать образовательный процесс, обеспечивает вариативность и разнообразие форм педагогического воздействия и взаимодействия детей и взрослых, объединяет всех участников образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и  становится эффективным средством достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

3.Практическая часть

«Развитие речи старших дошкольников посредством LEGO»

 LEGO - это универсальный конструктор, который настолько разнообразен, что никогда не надоедает. Из незатейливых деталей конструктора можно собрать практически всѐ, что только может вообразить себе человеческая фантазия.

Предлагаю и вам, уважаемые коллеги, и на практике увидеть, как мы можем работать с ним.

Начнѐм с небольшой разминки. Для этого я прошу вас разбиться на пары. Прежде чем мы приступим к разминке, давайте вспомним, что детали LEGO отличаются друг от друга по форме, цвету и размеру. Стандартная деталь

LEGO – это кирпичик 2 на 4. Нужно подсчитать количество шипов на детали в длину и в ширину. Например, красный кирпичик 2 на 3, синий, белый и т. д. Кирпичики бывают и других размеров: 2 на 2, 2 на 6 и т. д. Кроме кирпичиков есть ещѐ пластины LEGO . Итак, чтобы ваш партнѐр по команде понял вас, и понял какую именно деталь LEGO вы хотите использовать, не забывайте называть цвет, размер и форму детали.

          Кроме того, обговорим правильный способ скрепления деталей. Есть такое понятие – называется кирпичная кладка – это правильное соединение деталей, обеспечивающее прочное их скрепление. Назван данный способ так не случайно – такое соединение деталей очень похоже на настоящую кладку кирпичей друг на друга при строительстве кирпичных зданий (демонстрация соединения)

Правила разминки

  1. Разминка проходит в паре.
  2. Два участника получают одинаковые детали.
  3.  Первый участник, отвернувшись, придумывает порядок скрепления деталей – строит что-нибудь. После построения он, не поворачиваясь, рассказывает другому участнику где  какая деталь,описывая ее.  
  4. Исход игры (одинаковые или нет получились модели) зависит от того, как сумеет первый участник объяснить месторасположение деталей.
  5. Время разминки –2-3 минуты.

Цель разминки – для первого участника – сконструировать что-либо, по ходу работы объясняя второму. Для второго – не видя сконструировать то же самое. После разминки должны получиться две одинаковые модели.. Предлагаю провести небольшой анализ работы.

Как известно, LEGO - конструирование способствует развитию практически всех функций развития организма. Поэтому предлагаю начать с небольшой разминки. Давайте представим, что мы с вами роботы, и сделаем зарядку.

Физкультминутка

Робот делает зарядку
И считает по порядку.
Раз – контакты не искрят, (Движение руками в сторону.)

Два – суставы не скрипят, (Движение руками вверх)
Три – прозрачен объектив (Движение руками вниз.)

И исправен и красив. (Опускают руки вдоль туловища.)

Самостоятельная деятельность педагогов с LEGO - конструкторами: 

Предлагаю Вам, уважаемые педагоги, сочинить, выстроить и рассказать историю. Например: вашей творческой группе предлагается карточка со  словами: кот, мост, дерево, Вы сочиняете историю с использованием этих слов «Жил-был кот. Однажды он гулял  по  мосту. Около моста росло высокое  дерево. Кот забрался на дерево, а слезть не может. Стало ему очень страшно. Приехали спасатели и сняли его с моста». Вы совместно строите кота, мост и дерево из конструктора и рассказываете свою историю, демонстрируя постройку.

1.Педагоги делятся на группы по 3 человека.

2.Каждая группа получает карточку со словами и набор конструктора.

3.Постройка истории.

4. Демонстрация продукта деятельности.

Дети могут, опираясь на свой продукт, пересказать текст, построить творческий пересказ и придумать продолжение истории. Подведение итогов мастер – класса

 4.Подведение итогов семинара-практикума.

В заключение предлагаю построить «Башню самооценки»

- Каждая группа должна составить из кирпичиков свою башню, участники группы выбирают свой кирпичик, в соответствие с критериями самооценки: Зелѐный – всѐ получилось

Жѐлтый – было трудно, но справился.

 Красный – справился с помощью товарищей.

(Участники демонстрируют свои башни и анализируют работу группы в целом).

Подводя итог нашей встречи, мне хочется вам напомнить, что конструктор LEGO помогает оптимизировать образовательный процесс, обеспечивает вариативность и разнообразие форм педагогического воздействия и взаимодействия детей и взрослых, объединяет всех участников образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и  становится эффективным средством достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

В заключение хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

Какие умения вам помогли справиться с работой?

- Что вам было легко?

- С какими трудностями столкнулись?

- Появилось ли у вас желание использовать полученные знания и умения? - --

-Как вы думаете, а детям понравится такой вид работы?

 Спасибо всем за участие всеминаре!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей....

Семинар-практикум "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ"

Презентация "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ". раскрывается  теория применения технологии ТРИЗ в практике работы с детьми дошкольного возраста....

Семинар-практикум «Формирование ЗОЖ у дошкольников посредством валеологии»

Представляю материалы разработанного мной семинара-практикума, который я проводила в нашем дошкольном отделении 28.02.2017...

Семинар – практикум «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр» Тема: Как работать с блоками «Дьенеша»

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:1.        Блоки Дьенеша знакомят д...

Консультация по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством LEGO конструктора».

Консультация по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством LEGO конструктора»....

Методическая разработка семинара-практикума для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством LEGO – конструирования»

Работа по развитию связной речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания....

Семинар-практикум "Развитие творческих способностей дошкольников посредством ТРИЗ"

В презентации представлены цели, задачи и этапы обучения технологии ТРИЗ. А также описаны  игры- триз для дошкольников....