Конспект открытого просмотра НОД «Пасхальная птичка» подарок для малышей. Подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Апалькова Елена Владимировна

  Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Сегодня нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники узнавать их историю. Всем известно, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Так как дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры, передаче нравственных, духовных и художественных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pashalnaya_ptichka.docx150.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого просмотра  НОД

«Пасхальная птичка»

подарок для малышей.

Подготовительная к школе группа  «Неваляшки». «Художественное творчество» (текстильная скульптура с использованием техники батик).

Составила воспитатель: Апалькова Е.В.

C:\Users\Юрий\Desktop\raskraska_oblaka29.jpg

Конспект НОД «Пасхальная птичка» подарок для малышей.

 Подготовительная к школе группа  «Неваляшки». «Художественное творчество» (текстильная скульптура с использованием техники батик).

Составила воспитатель: Апалькова Е.В.

Цель:  формирование умения мастерить птичку из цветной ткани способом перемычной набивки с использованием техники батик.

Задачи:

Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Интеграция с другими образовательными областями:

Познавательное: знакомить детей с историей праздника Пасхи, его особенностями подготовки, познакомить детей с нетрадиционным способом изготовления тряпичной «Пасхальной птички», развивать интерес к обычаям и традициям русского народа, способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, патриотических качеств личности, способствовать воспитанию любви и уважения к культуре народа, его обычаям, традициям.

Художественно-эстетическое:  учить создавать тряпичную птичку используя за основу квадратный лоскут ткани, развивать умение детей  завязывать узелки из цветных нитей, придавать  изделию аккуратно сформированную форму, способствовать расширению и закреплению знаний и умений по технике выполнения работы. 

 Социально-коммуникативное: развивать навыки трудовой деятельности, дружеское и деловое общение детей в совместной работе, учить детей оценивать работы сверстников, высказывать, эстетические оценки  и суждения, закреплять умение делиться впечатлениями со взрослыми и сверстниками, воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: активности, увлеченности, целеустремленности, настойчивости, аккуратности, внимательности, дисциплинированности

Речевое: активизировать словарный запас по теме, развивать культуру речевого общения с воспитателем и сверстниками, развивать связную речь.

Физическое развитие:  Формировать умение самостоятельно создавать игровое и интерьерное пространство, потребность в двигательной активности

.

Материал, инструменты, оборудование. Для показа детям: тряпичные птички, различные по величине, пропорциям, цветовому решению; технологическая карта «Птица счастья» в наглядно-методическом пособии для подготовительной к школе группы. Для детей - цветные платки, расписанные в технике батика на занятии в предварительной работе, набивка, прочные нитки для обмотки,

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, знакомство с народной игрушкой; упражнения в шнуровании и завязывании.

Провести предварительное занятие по ознакомлению детей с техникой батика. Дети расписывают ткань красками по ткани в свободной манере, выбирают цветовую гамму расписного платка по своему усмотрению.

 

В краску кисточку макаем,

К ткани плотно прижимаем.

Получился лепесток.

Прижмем по кругу –

Будет цветок.

Чтоб другую краску взять,

Кисть нам нужно искупать

И салфеточкой отжать.

После того, как расписные платочки высохнут, они будут использованы при конструировании птички.

Базовые умения и навыки.

1. Повязывание платка или косынки в мерке «на себя» и «на кукле».

2. Обматывание вещей, предметов, растений или отдельных частей чего-либо шнурком, лентой, веревочкой, тесьмой.

3. Завязывание шнурков на обуви, одежде (например, на куртке с кулиской, шапке) и дидактических игрушках.

Ход деятельности:

(Звучит русская народная мелодия. Воспитатель приветствует детей в русском народном костюме в роли Марьи Искусницы)

Воспитатель –( Марья Искусница)

 В светлу горницу войду,                        

 Взглядом все тут обойду.

 Сразу видно – эта хата

 Мастерицами богата!

 Здравствуйте, красавицы да добры молодцы!

 Мне вы очень нравится! Вас я в гости позвала!

 - А зовут меня Марья Искусница.

Но и у нас с вами гости поздороваемся с ними:

Дети: - Здравствуйте гости добрые!

Воспитатель: ребята, а какое сейчас время года? (весна)

- Весна – это время пробуждения природы.

-А какие праздники вы отмечаете весной?

Ответы детей:  («Масленица», «8 Марта», День Победы, Пасху.)

Послушайте пожалуйста стихотворение. вам прочтёт его      София

                                   Повсюду благовест гудит,

                                   Из всех церквей народ валит.

                                   Заря глядит уже с небес…

                                   Христос воскрес, Христос воскрес!

                                   С полей уж снят покров снегов,

                                   И реки рвутся из оков,

                                   И зеленеет ближний лес…

                                   Христос воскрес, Христос воскрес!

                                   Вот просыпается земля,

                                   И одеваются поля,

                                  Христос воскрес, Христос воскрес!

Воспитатель:

- Дети, как вы думаете, к какому празднику написано это стихотворение? (Ответы. Пасха)

- Весь православный народ готовится к этому светлому дню. Расскажите, как к нему готовитесь вы дома? (Ответы. Мыли игрушки, протирали пыль, купали растения,  постирали шторы)

- Дети, в чем красота и необычность праздника? (Ответы. Печем куличи, красим яйца)

- В старину, да и сейчас каждая хозяйка в доме устраивала пасхальный уголок, помимо Красного уголка, где висели святые иконы, мастерили и пасхальный.

 мастерили пасхальную куклу, лицо у куклы делали из красной ткани.

- Как вы думаете, для чего делают пасхальный уголок? (Ответы. Чтобы было красиво, приятно встретить гостей, чтобы в доме чувствовался тематический праздник,  всегда было добро)

Воспитатель:

А скажите мне, пожалуйста, о чём говорит вам имя – Иисус Христос? Кто это? (Ответы.)

Воспитатель:

-Да, для верующих людей, христиан, Иисус Христос – Бог. Он помогает людям в трудную минуту.

- Вот уже 2019 тысяч лет назад на земле иудеев родился мальчик, необычный мальчик Богочеловек.

Его все ждали. Об этом событии предупреждали пророки, предсказатели. Но никто не знал, где именно это произойдет. Назвали его Иисусом. С детства он удивлял всех своим знанием мироустройства. А когда ему исполнилось 33 года, начал проповедовать новое учение, в котором он призывал людей доброте, умению прощать людей за их грехи (ошибки) в жизни, любить друг друга, любить мир, любить саму жизнь, терпеть все невзгоды человека и воспринимать это как испытание на крепость духа. И всегда помнить, что на этом жизнь не заканчивается. Она бесконечна.

Да, его распяли на кресте. Но за что?

Многие из людей, которые пошли за ним, хотели мгновенного изменения в жизни и справедливости сейчас. Но этого не произошло. Обозлившись на это, а также из-за недопонимания его учения, они дали согласие на распятие Иисуса Христа. Вместе с двумя разбойниками был распят сам Господь Бог Иисус Христос.

Сам же Иисус Христос воспринял это решение народа смиренно, ибо он знал, что именно так все и произойдет. Он своим примером  показал, явившись к ученикам после смерти в новом (воскрешенном) обличии, что жизнь человека продолжается и после смерти – жизнь его души.

- Пасха- один из ярких самых долгожданных светлых праздников к которому готовятся заранее. Обычно на Пасху не дарят какие-то значительные подарки, но приятные мелочи,  сделанные своими руками, будет приятно получить родным и близким. Всё конечно зависит от вашей фантазии, выбор идеи для творчества очень большой. Можно смастерить зайчика, курочку, корзиночки с пасхальными яйцами.

- Вот и я вас призываю сегодня смастерить подарки своими руками, но не по традиции для родных, а для малышей нашего детского сада. Они маленькие ещё иногда плачут,  может наши гостинцы их утешат.

А что будем мастерить нам подскажет мой волшебный сундучок, заглянем в него.

Но его так просто не открыть.

Нужно ласково его попросить.

«Сундучок мой сундучок

Приоткрой нам свой бочек»      (Открыть сундук)

Загадаю вам загадку:

1. Рук нет, а строить умеет.  (птица)

2. Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы: Одним словом это -  (птица)

- Верно ребята – это птица

Поставим птичку на почетное место и будем с ней знакомиться.

-Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком.

Пусть наши глазки всё видят. Ушки все слышат.

Голова запоминает, а ротик ей не мешает.

А вы хотели бы научиться делать таких птичек своими руками? 

-Сегодня мы с вами сделаем   «Пасхальную птичку».

Посмотрите, какая она нарядная и яркая.

А знаете, почему её называют «Пасхальной птичкой».

- Почему мы в пасхальной композиции используем раннецветущие растения, корзины в форме гнезда, яйца, фигурки птиц, животных? (ответы детей)

Воспитатель: Потому что Пасха приходит весной, с прилетом птиц, с началом цветения раннецветущих растений.

Вывод: весна и пасха неразделимы и приходят в одно и то же время года, смысл их един - ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ. Все приметы весны используются в пасхальной композиции как характерные признаки: раннецветущие растения (ива, тюльпан, подснежник, нарцисс), гнездо как символ покоя, защиты зарождающейся жизни, цыплята, курица в гнезде, зайчики.

 Воспитатель: А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

Игра «У Маланьи, у старушки»

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей    (семь пальцев)

Все без бровей,  (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами,  (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели,  (держа руки  у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

Воспитатель: а теперь, приглашаю вас присесть за столы.  Для работы у нас есть с вами наши квадратные заготовки – ткани, листы бумаги, для скатывания кома, цветные нарезанные нити, ножницы, ну и наши умелые ручки. А умелые ручки, что бы слушались,  мы их разомнём.

Пальчиковая гимнастика

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

Стряхнула лебедушка водичку.

-Вот и кончилась игра,

Птичку  делать нам пора.

 Продуктивная деятельность. 

-Когда мы будем делать птичку, нужно думать о хорошем, представьте, как  малыши будет улыбаться и радоваться,  играя с птичкой.   Когда человек с хорошим настроение делает любую работу  у него всё получится!

Птицы на Руси всегда считались символом тепла, добра и мира. Птицы приносили на своих крыльях весну – красну. Традиция почитания птиц возникла в древности. Люди украшали изображениями птиц посуду, домашнюю утварь.

Один Святой отец Паисий говорил:, что у человека есть две радости.

Какие же?

Одна радость, когда ты от кого-то что-то принимаешь.  Другая;- когда что-то отдаёшь.  Вторая радость - БОЛЬШЕ.

-Ещё Он говорил:

«Помните, если человек всё время думает о других, то о нём думает всё время БОГ.

-Тот, кто делает добро, радуется. Ведь Господь воздаёт ему Божественным утешением.

А тот, кто делает зло, переживает муку.

- Все мы в руках Божьих, Бог наблюдает за нами, наше сердце для Него – словно открытая книга. Он нас всегда видит, нам нигде от Него не скрыться, а нам бывает стыдно за наши плохие поступки, поэтому иногда и не можем видеть Бога… Но Господь любит нас. И если мы делаем добрые дела они не пропадают зря. »

ИТАК:

1. Расстилаем платок, на середину кладем небольшой кусок набивки.

2. Складываем платок по диагонали как косынку.

3. Туго обматываем, чтобы получилась голова птички, и завязываем.

4. Берем большой кусок набивки и подкладываем внутрь, обматываем, получаем туловище и хвостик птички.

5. Захватываем ткань с боков, обматываем и поочерёдно завязываем крылышки.

6. Захватываем кусочек ткани на голове и туго обматываем, чтобы получился клюв.

Дети рассказывают стихи

  1. ДИАНА

Шло время и года сливалися в века.  Но, не забыв традиции лоскутной,

И в двадцать первом веке, как в былые времена,

Увлечены искусством этим люди безрассудно!

 Кусочек ткани я сверну,  Получится для птички хорошая основа.

И положив набивочки чуток    яркой нитью завяжу я узелок

И вот уж птичечка практически готова!

 

  1. ПОЛИНА. С любовью лоскутки переберу,

Отсортирую и разрежу так, как нужно.

И гармонично цветовую гамму подберу,

И спорится работа очень дружно! 

Вот лоскуток, к нему добавь ещё один –

И смотришь – получилась цветовая гамма.

Все лоскутки в прекрасные наряды превратим

Для птичек – закликалочек да и для куколок тряпичных!  

Нигде не оживет так старый лоскуток,

Как  в русских старинных игрушках тряпичных

  1. АРТЁМ. Всегда лоскутные работы на Руси

Так были радостны, и красочны, и ярки!

Мы изготовим с вами птичек от души –

Чтоб  получились настоящие подарки!

 Итог занятия

-Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

Заведём хоровод, как в старину,

Птичку новую покажем свою!

(Дети водят хоровод, звучит русская народная музыка,

 выполняют движения по словам)

Физкультминутка с птичками

  У детей в ладошах птички,
С виду птички — невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,

     Хороводы с ними водят

Птичка прилетела,  На дорожку села.

Птичка клюет зернышки,  

Птичка чистит перышки.

По дорожке снует,

Птичка песенку поет:

-У меня есть голова,

Вот и крылышки – их два.

У меня есть глазки,

Клювик, когти, лапки,

Посмотри: вот хвостик мой.

Полечу-ка я домой!

-А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?

 А что вам понравилось больше всего?

-О каких птицах вы сегодня узнали?

-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать птичек. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью этих схем  вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других  птичек и кукол.

А мне пора до свиданья ребята!

 

Схема работы

H:\Archive\ВСЁ ДЛЯ детСАДА!!!\НОД были\НОД ПАСХАЛЬНАЯ  ПТИЧКИ\detsad-216183-1461264548.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе

в этом конспекте собраны задания для детей 6-7 лет, для того чтобы узнать как дети усвоили материал по грамоте....

Конспект открытого занятия по конструированию "Спешите в цирк!" (подготовительная к школе группа)

Занятие проводилось в рамках фестиваля педагогического мастерства в г.Петрозаводстке Республика Карелия. Коллегами было высоко оценено занятие. Данное занятие рекомендовано дошкольным учреждениям, кот...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности аппликация "Подарок маме" в подготовительной к школе группе

Формировать умение детей работать в новой техние аппликации - скручивание гофрированной бумакги. совершенствовать умение детей создавать композицию, используя всю площадь листа, гармонично размещать д...

Конспект открытого занятия по ФЭМП "Математический КВН" в подготовительной к школе группе

Математический КВН для подготовительной к школе группыЭто очень интересное и увлекательное занятие....

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения во подготовительной к школе группе "На помощь Незнайке"

Как помочь дошкольнику усвоить ПДД? С детьми 3-7 лет уроки проводятся в игровой форме и с наглядными примерами – так материал быстрее и полнее усваивается....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе № 12 МБДОУ №1 «Колокольчик» Тема: «Мой любимый город Азнакаево»

Занятие позволяет обобщить и закрепить знания детей по изученной теме. Учит детей любить свой город, видеть красоту....

Самоанализ конспекта НОД «Пасхальная птичка» подарок для малышей. Подготовительная к школе группа

 Самоанализ конспекта НОД «Пасхальная птичка» подарок для малышей.                              ...