Досуг «Нерденя буквыни – Буквы моего имени» для старшей группы с целью выкладывания букв своего имени из пластилина
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Досуг «Нерденя буквыни – Буквы моего имени» для старшей группы с целью выкладывания букв своего имени из пластилина. Занятие провели в рамках фестиваля "Родной язык - душа народа". Ребятам очень понравилось лепить свои инициалы, узнали, что буквы можно не только писать, но и местерить из разных материалов, познакомились с ненецким алфавитом, в особенности с буквой Н, , поиграли в игру "Поймай звук Н,".

Тема: «Нерденя буквыни – Буквы моего имени»

Продолжительность: 25 минут

Возраст: 5 - 6 лет, старшая группа

Тип занятия: интегрированное

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Цель: выкладывание букв из пластилина.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать понятие алфавита;
  • рассказать об особенностях ненецкого языка;

Развивающие:

  • развивать любознательность и интерес к процессу познания;
  • развивать мелкую моторику при выкладывании букв;
  • закрепить представление детей о начертании печатных букв имени и фамилии;
  • способствовать развитию речи, мышления, памяти.

Воспитательные: 

  • воспитывать любовь и уважение к ненецкой культуре;
  • формировать бережное отношение к родному языку, обычаям и традициям

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми

Вид деятельности: коммуникативная, изобретательная, двигательная

Оборудование и материалы: картинки буквы Ӈ и Н, «Азбука в картинках», пластилин, картон.

Методы и приемы: наглядный метод, словесный метод, практический метод

Словарная работа: вада, ненэця вада, азбука, алфавит, инициалы

Индивидуальная работа: помочь найти в алфавите букву своего имени, выложить на бумаге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nerdenya_bukvyni_bukvy_moego_imeni.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Нерденя буквыни – Буквы моего имени» 

для детей старшей группы

Автор разработки: Педагог дополнительного образования

Окотэтто Анастасия Пирчикувна

Яр - Сале

2024

Тема: «Нерденя буквыни – Буквы моего имени» 

Продолжительность: 25 минут

Возраст: 5 - 6 лет, старшая группа

Тип занятия: интегрированное

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Цель: выкладывание букв из пластилина.

Задачи:

Обучающие: 

  • сформировать понятие алфавита;
  • рассказать об особенностях ненецкого языка;

Развивающие: 

  • развивать любознательность и интерес к процессу познания;
  • развивать мелкую моторику при выкладывании букв;
  • закрепить представление детей о начертании печатных букв имени и фамилии;
  • способствовать развитию речи, мышления, памяти.

Воспитательные: 

  • воспитывать любовь и уважение к ненецкой культуре;
  • формировать бережное отношение к родному языку, обычаям и традициям

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми

Вид деятельности: коммуникативная, изобретательная, двигательная

Оборудование и материалы: картинки буквы Ӈ и Н, «Азбука в картинках», пластилин, картон.

Методы и приемы: наглядный метод, словесный метод, практический метод

Словарная работа: вада, ненэця вада, азбука, алфавит, инициалы

Индивидуальная работа: помочь найти в алфавите букву своего имени, выложить на бумаге.

Ход занятия:

Педагог: Ребята посмотрите на доску. Что там вы видите? 

Дети: алфавит.

Педагог: Ребята слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий первых двух русских букв. Буква «А» называлась тогда «аз», буква «Б» - «буки» - из них и получилось русское слово «азбука». «Алфавит» и «азбука» обозначают одно и то же.

Но в алфавите ненецкого языка есть буквы, которые отличаются от русских – это Ӈ ӈ, ” и ᾿. Буква Ӈ похожа на русскую Н, только она с хвостиком. Глухой и звонкий тасер выполняют роль дополнительных звуков, как придыхание. Звонкий обычно произносится, когда говорим во множественном числе, а глухой когда говорим во двойственном числе.

Сейчас попробуем произнести звук ӈ: скажем ааа, на-на-на, га-га-га, ӈа-ӈа-ӈа.

Дидактическая игра «Поймай звук»:

Сейчас я буду произносить слова на ненецком языке, если в слове услышите звук ӈ, то хлопаете в ладоши, словно ловите:

Ӈано, нянь, выӈгана, яв, ӈо, халя, ӈын, миӈа, поӈга, яля, ӈэ, неси, ӈэва, вада, ӈуда, тюӈгана, миӈава, вэӈгалы

Молодцы, ельче сава! Намтыда!

Педагог: Скоро вы пойдете в школу и будете читать. У мена на листе написана одна буква. Какая? Ответ. Что она обозначает? Вы думаете ничего? Это ребята мои инициалы. Эта буква обозначает имя. Так пишут взрослые люди в деловых бумагах, для краткости. Хотите, составить свои инициалы? Давайте составим, а вечером покажем родителям. Имена и фамилии пишутся с большой буквы, поэтому у вас должны быть большие буквы на весь лист. Показываю, как из раскатанного жгута выкладывать букву на бумаге. Сверху прижать, придавить, чтобы не отпала. Спрашиваю у детей какие буквы будут мастерить. Назовите первую букву своего имени. Ребята, вы еще дети и буквы ваши пусть будут детскими, необычными, волшебными, смешными, мультяшными. С личиками, с бантиками, с волосиками. И даже ручками и ножками.

Работа детей.

Итог: посмотрите какие веселые буквы инициалы получились. Ребята рассказывают почему они такие буквы выбрали (соответствуют имени и фамилии, как украсили букву, орнаментом или сделали мультяшную, одушевили. Что будем делать с ними? Молодцы ребята, хорошо потрудились. Красивые инициалы получились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий творческого конкурса "Первая буква моего имени"

Сегодня мы собрались в этом зале не случайно. У нас сегодня конкурс. Дома вы смастерили  буквы со своими родителями, бабушками, дедушками. Вот сколько замечательных букв, они все такие разные, но...

Статья о конкурсе "Первая буква моего имени"

С 14 по 19 января в детском саду «Чебурашка»  совместно с родителями тепло и интересно прошел творческий конкурс  «Первая буква моего имени», целью которого являлась ...

проект по обучению грамоте " Буква моего имени"

Этот проект проходил в начале года,когда  возникла потребность сделать метки на  шкафчики, дети предложили оформить личное пространство  буквами своего имени, вот так и появился этот пр...

Проект семейный, краткосрочный, творческий. «Первая буква моего имени»

Гипотеза:Если задания по обучению грамоте будут иметь игровой характер, то дошкольник быстрее и лучше сможет понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв.Цель проекта:Повышение мотивации восп...

Творческий конкурс «Первая буква моего Имени»

Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя.Закрепить умение называть своё полное имя и имя и отчество. Знать происхождение имени.Побуждать к речевой дея...

Проект "Первая буква моего имени"

Проект логопеда, родителей и детей подготовительной группы по созданию буквы своего имени...