Методика ознакомления детей с разными видами и жанрами скульптуры.
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Наталья Николаевна Федотовская

В статье рассматривается методика ознакомления детей дошкольного возраста с разными видами и жанрами скульптуры, раскрываются особенности методики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_skulptura.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ И ЖАНРАМИ СКУЛЬПТУРЫ

Н.Н. Федотовская.

Лесосибирский педагогический институт– филиал ФГАОУ ВПО

«Сибирский федеральный университет»

г. Лесосибирск, Россия

Аннотация: В статье рассматривается методика ознакомления детей дошкольного возраста с разными видами и жанрами скульптуры, раскрываются особенности методики.

Ключевые слова: скульптура, монументальная скульптура, станковая скульптура, скульптура малых форм.

Abstract: The article deals with the method of acquaintance of preschool children with different types and genres of sculpture, reveals the features of the technique.

Key words: sculpture, monumental sculpture, easel sculpture, small forms sculpture.

В настоящее время для педагогов дошкольного образования актуален вопрос воспитания у детей нравственности, духовности, эстетического начала. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в п. указывает, что «содержание Программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности» [5]. В качестве одного из направлений развития (образовательной областью) выделено художественно - эстетическое развитие детей.

Художественно - эстетическому развитию дошкольников способствуют разнообразные виды изобразительного искусства: скульптура, музыка, литература, живопись, театр. Именно посредством произведений, созданных талантливыми художниками, скульптурами, архитекторами, человек воспринимает красоту и гармонию окружающего мира.

Особое место в процессе художественно - эстетического развития дошкольников занимает скульптура. Существуют две основные разновидности скульптуры: круглая и рельефы. К круглой скульптуре относятся статуи, бюсты, скульптурные группы, статуэтки и пр. Эти виды скульптуры свободно размещаются в окружающем пространстве, возможен их круговой обзор. Для рельефов характерны выпуклые изображения на плоскости, образующей фон. Наиболее часто дошкольники встречают в повседневной жизни скульптуры круглых форм [3, с. 1151].

Выбор скульптуры для художественно-эстетического развития дошкольников продиктован рядом причин. Во-первых, при помощи скульптуры можно познакомить дошкольников с изображением человека, его пропорциями. Во-вторых, скульптура передает личностную характеристику изображенного человека, специфику его жизни. В-третьих, ознакомление со скульптурами, украшающими родной город, показывает дошкольникам красоту родного края [1, с. 106].

Перечислим основные задачи, которые ставит перед собой педагог, знакомя дошкольников со скульптурой:

- приобщать дошкольников к различными формам и видам скульптуры посредством ознакомления с творчеством скульпторов родного края;

- развивать навыки продуктивной деятельности дошкольников в процессе ознакомления со скульптурой;

- развивать детское художественное творчество.

Следует отметить, что для восприятия и осмысления детьми дошкольного возраста доступен любой вид скульптуры. Восприятие произведений искусства, в том числе и скульптуры, развивается постепенно. Поэтому воспитатель, отбирая дидактический материал, должен учитывать возрастные особенности восприятия дошкольников. Дошкольники по-разному воспринимают скульптуру по ее формам, реалистичности изображения, детализации [4, с. 239].

Детей младшей группы следует знакомить с малыми формами скульптуры, которые представлены произведениями народных умельцев. Необходимо особый акцент сделать на выразительных сторонах каждой скульптуры: изображение фактуры, мелких деталей, их динамику, пластические особенности формы.

В средней группе необходимо обучать дошкольников умению видеть содержание скульптуры, определять характер и настроение изображенного персонажа и как это передал скульптор. Обследуя скульптуру, дети средней группы способны запоминают форму предмета посредством мышечного чувства. Кроме этого, дети способны усвоить некоторые способы изображения предмета.

Дошкольников старшей группы важно научить видеть образы животных и человека в скульптуре, выделять характерные признаки внешнего вида, понимать содержание и настроение персонажа, передавать особенности скульптуры. Например, занимаясь лепкой фигуры животного, ребенок учится передавать его внешний вид: форму туловища, лап, ушей, мордочки, длину хвоста; передавать детали: глаза, нос [3, с. 1152].

При знакомстве со скульптурой дошкольников подготовительной группы, акцент делается на средствах выразительности. Важно научить детей видеть характер движения, объемную форму, постановку фигуры, характер и настроение образов, выражение лица. Необходимо учить дошкольников понимать выразительность материалов (керамика, дерево, фарфор и пр.). Также особое внимание следует уделять ознакомлению детей со спецификой работы художника-скульптора на примерах памятников мастеров родного края [1, с. 107].

В процессе ознакомления детей с разными видами и жанрами скульптуры используются разнообразные формы и методы работы: занятия, организация экскурсий, посещение выставок, рассматривание фотоальбомов, чтение художественной литературы, дидактические игры, игры - путешествия, игры - фантазирования, презентации о достопримечательностях родного города и местных скульптурах, создание коллажей [4, с. 240].

Ознакомление со скульптурой выступает частью занятия по изобразительной деятельности. Для ознакомления важно подобрать такие скульптуры, которые затем можно отразить в рисунках, лепке, аппликации.

С целью ознакомления детей с разными видами и жанрами скульптуры рекомендуется устраивать в группе выставки скульптур. Для выставок рекомендуется скульптуры разных жанров, например «Лыжник», «Девочка кормит кур», «Девочка с куклой», сказочные образы «Снегурочка», «Аленушка», «Иванушка на гусе», скульптуры, изображающие животных, птиц. На первых этапах ознакомления педагог совместно с детьми рассматривают скульптуры. В дальнейшем дети делают это самостоятельно.

Немаловажный момент - ознакомление дошкольников с основными этапами изготовления скульптуры. При наличии возможности организуется экскурсия в скульптурную мастерскую. Если такой возможности нет – воспитатель знакомит детей с изображениями творческих работ скульпторов. Воспитатель задает детям вопросы: «Какие достопримечательности вы здесь узнаете?», «Как вы думаете, из какого материала изготовлен памятник?», «Чем интересна работа скульптора?», «Что вы бы хотели слепить сами?», «Что бы вам хотелось поменять в нашем городе?» [2, с. 56].

При организации экскурсий по ознакомлению со скульптурой важно акцентировать внимание детей на средствах выразительности: постановка фигуры, особенности одежды, дополнительные предметы, характеризующие образ. В процессе такой работы дошкольники осознают важность каждой детали, значимость каждого штриха в скульптуре для создания целостного образа [4, с. 240].

После экскурсионной работы воспитатель обязательно организует образовательную деятельность в ДОУ по созданию детьми художественных работ. Именно в процессе занятий на смену элементарному наглядно-чувственному впечатлению при восприятии скульптуры приходит самостоятельное создание оригинального образа в собственной творческой деятельности.

Таким образом, ознакомление дошкольников с разными видами и жанрами скульптуры занимает особое место в процессе художественно-эстетического развития дошкольников. Оно способствует гармоничному развитию личности ребенка, его эстетическому восприятию, художественным способностям в творчестве.

Список литературы

  1. Абдрахимова, Э.Ф. Формирование ценностно-смыслового восприятия культуры родного края у дошкольников в процессе ознакомления со скульптурой / Э.Ф. Абдрахимова // Гуманизация образования. – 2017. – № 3. – С. 106-111.
  2. Башкатов, И.А. Значение эстетического воспитания при изучении скульптуры в системе художественно-педагогического образования / И.А. Башкатов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 5. – С. 55-57.
  3. Дырда, Г.П. Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством / Г.П. Дырда // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1151-1154.
  4. Соловьёва, Л.В. Развитие творческих способностей детей в процессе ознакомления со скульптурой / Л.В. Соловьёва, О.О. Миронова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2015 г.) / ред.кол.: О.Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 239-240.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Методика ознакомления детей разных возрастных групп с элементами географии, природы, трудом людей, творчеством народным родной страны».

Консультация на тему:«Методика ознакомления детей разных возрастных группс элементами географии, природы, трудом людей,творчеством народным родной страны»....

Презентация к консультации на тему:"Методика ознакомления детей разных возрастных групп с элементами географии, природы, трудом людей, творчеством народным родной страны".

Презентация к консультации на тему:"Методика ознакомления детей разных возрастных групп с элементами географии, природы, трудом людей, творчеством народным родной страны"....

Методика ознакомления детей с литературными произведениями в разных возрастных группах

Основные методы ознакомления с художественной литературой...

Консультация "Ознакомление детей с различными видами и жанрами живописи"

Предназначена для работы с родителями детей среднего возраста...

Методическая разработка: «Алгоритмы ознакомления детей с разными видами трудовой деятельности»

Алгоритм поможет воспитателю в работе над перспективным планом, в продумывании последовательности и выборе конкретных форм и методов работы для более полного и своевременного формирования всех навыков...