Доклад «Элементы сенсорной интеграции в логопедической практике»
материал по коррекционной педагогике

Наталья Анатольевна Киреева

Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть, все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Использование методов сенсорной интеграции в логопедической практике».

Мы живем в большом разнообразном мире, где сосредоточена большая часть всей нашей жизни. Очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается в своих исследованиях. Известно, что для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает к нам извне, которую сообщает его тело и органы чувств.

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским врачом-трудотерапевтом Джин Айрес (1923-1988), работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. В России это направление только начало получать своё распространение.

Давайте попробуем разобраться, что же такое сенсорная интеграция?

Мы учимся, перерабатывая информацию от органов чувств, воспринимающих ощущения - визуальные, звуковые, обонятельные, вкусовые, тактильные, вестибулярные и земное притяжение. Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутриутробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста.

В первые семь лет жизни все дети развиваются в определенной последоательности. Отличаться может темп данного развития, то есть одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, однако идут все по одному пути. Данный возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать различные навыки.

Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, и формирует базу для обучения и социального поведения.

Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т.п. Это может говорить о нарушении сенсорных процессов. Если этот процесс нарушен, малышу будет трудно ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание, могут появиться проблемы во взаимодействии со сверстниками.

Симптомы нарушений сенсорной интеграции

  • Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности.
  • Расстройства мышечного тонуса.
  • Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики).
  • Двигательная неуклюжесть.
  • Трудности в концентрации, импульсивность.
  • Быстрая утомляемость.
  • Отказ от социальных контактов.
  • Задержка развития речи, а также трудности в обучении.
  • Слабая организация поведения, отсутствие планирования.

Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть, все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

       

Сенсорная интеграция – это неврологический процесс, обеспечивающий организацию всех сенсорных ощущений, которые получает человек. Ощущения является элементарным ответом нервной системы на раздражитель. Мы получаем их от взаимодействия с окружающей средой и от собственного тела. Интеграция необходима для обеспечения целостного восприятия объектов окружающего мира и себя в нем. Благодаря ей несколько ощущений объединяются в единое восприятие, в образ, в представление.

 Какие сенсорные системы участвует в создании нашей картины мира.

Тактильная. Обеспечивает ощущениями осязания, давления, фактуры, холода, боли.

Активности и стимулы, для тактильной системы: тесная, прилегающая к телу одежда; пуховое одеяло; антистрессовые игрушки; прикосновение к холодному или теплому; рисование на песке; сенсорные дорожки; тактильные коробки; объемные рисунки; игры с водой.

Вестибулярная. Обеспечивает информацией о местоположении и движении тела (скорости и направлении движения), а также о движущихся вокруг нас объектах. 

Активности и стимулы для вестибулярной системы: прыгать на батуте; кувыркаться; висеть вниз готовой; заниматься на терапевтическом надувном мяче; качаться на качелях; вращаться на каруселях, диске.

Проприоцептивная. Обеспечивает информацией о конкретной части тела и ее движении.

Обонятельная: Обеспечивает информацией о выраженных запахов сигналов, в окружающей среде.

Слуховая. Обеспечивает информацией о звуковых сигналах в окружающей среде (громкие, тихие, далекие, близкие).

Зрительная. Обеспечивает информацией об объектах и субъектах, а также помогает расширить визуальный спектр во время движения.

Вкусовая. Обеспечивает информацией о вкусовых качествах объекта (сладкий, горький, кислый, острый, соленый).

Информация от всех этих анализаторов должна быть успешна интегрирована. Что происходит, если это будет не так? Если какой-то стимул не достигает порогового значения - информация не регистрируется, если значительно превосходит порог - информация интерпретируется, как опасная для организма. Нарушение сенсорной интеграции может происходить на любом этапе обработки информации.  Если нервная система не может отфильтровать необходимые для деятельности ощущения - возникает:

  • перегрузка нервной системы;
  • наступает запредельное торможение или перевозбуждение нервной системы.

В результате ребенок не может вычленить значимую информацию из общего потока стимулов, не способен игнорировать ненужные для него в данный момент времени раздражители, испытывает значительные трудности. в освоении правильной двигательной реакции.

В своей практической деятельности в работе с детьми с ОВЗ, я использую элементы сенсорной интеграции.          Внедрение элементов сенсорной интеграции в свою работу связано, прежде всего, с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей с ОВЗ, которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти.

Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.

В заключении хотелось бы сказать, что современное образование нацеливает нас специалистов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания.  Использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ОВЗ, а также способствует развитию творческого потенциала специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ООП»

Если надеть на палец кукольную головку, снабдить её речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки...

Выступление на ГМО. Сенсорная интеграция. Теория и практика.

Сенсорная интеграция. Теория и практика....

Методы речевого развития. Элементы сенсорной интеграции в логопедической работе.

ull;Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.•  Нельзя развить речь, е...

Буклет " Элементы сенсорной интеграции на логопедических занятиях"

Просветительский буклет о применении сенсорно-интегративных техниках на логопедических занятиях ....

Буклет " Элементы сенсорной интеграции на логопедических занятиях"

Просветительский материал о применении в логопедической практике  мультисенсорного подхода в работе с детьми...

НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В 2022/23 учебном году мы осуществляем проект  «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА». В рамках этого проекта мы подготов...

Использование элементов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога. Тематические сенсорные коробки.

Метод сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция: теория и практика, берут свое начало в 90-х гг. XX в. Впервые метод начал разрабатываться калифорнийским трудотерапевтом Энн Джин Айрис в 1950 г., раб...