Опыт работы по теме «Элементы сенсорной интеграции с детьми с ТМНР»
материал по коррекционной педагогике

Наталья Анатольевна Киреева

Представление опыта работы на окружной конференции по вопросам реализации ФГОС для лиц с ОВЗ, в том числе направлений системы оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_regione_opyta_raboty.docx46.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»                                                                                                    

Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)

Все, что мы знаем о себе и об этом мире, нам рассказывают наши чувства. Мы получаем информацию через наши органы чувств. Основной задачей ребенка до семи лет является формирование и улучшение сенсорной интеграции. Это необходимо для правильного поведения, адекватной реакции на внешние события, а также процесса обучения. Сенсорная интеграция-это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний. Дисфункция сенсорной интеграции-это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию. У детей с дисфункцией сенсорной интеграции информация обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждаются от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем. Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения.

 Пройдя обучение по сенсорной интеграции, прослушав курс вебинаров эрготерапевта из Израиля Светланы Ревич (эрготерапевт - специалист по восстановлению социальных, бытовых, рабочих и двигательных навыков у людей с ограниченными возможностями), считаю, что в работу с детьми ТМНР необходимо включить метод сенсорной интеграции создателем которого является Э.Джин Айрес-эрготерапевт, известная разработкой теории сенсорной интеграции. Метод сенсорной интеграции представляет собой упорядочивание ощущений полученных из окружающего мира посредством игр, с использованием специального оборудования воздействующего на аудиальную, визуальную, кинестетическую, вестибулярную сферу ребёнка.

По обеспечиванию равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного возраста, в нашем дошкольном учреждении создана группа детей с тяжёлыми, множественными нарушениями развития. Это дети, нуждающиеся в подборе эффективных методов и приемов при обучении. Применение методики сенсорной интеграции является актуально для детей с ТМНР.

Цель: осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ТМНР, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр и упражнений, предметно-практической деятельности, взаимодействия со взрослыми и сверстниками с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Задачи: 1. Развивать осознание ребенком положения собственного тела в пространстве; 2. Представлять такое количество соответствующих сенсорных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы. 3. Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, мелкую и крупную моторику детей. 4. Развивать коммуникативную сферу детей; 5. Работать над развитием высших психических функций и коррекция их нарушений. 6. Обогащать материально-техническую базу ДОУ сенсорным оборудованием. 7. Поддерживать семьи, воспитывающих детей с особенностями развития.

Сенсорная интеграция это- неврологический процесс, который организует ощущения тела человека и окружающей среды и даёт возможность нам эффективно функционировать в этой среде. Сенсорная интеграция ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной, тактильной, перцептивной с дополнительным включением слуха, зрения, обоняния, вкуса. Это основа для работы сенсорных систем нашего организма. При условии полноценного развития, ребёнок способен видеть предметы, прощупывать слышать название и понимать о чем речь. У детей с ограниченными способностями наблюдается дисфункция сенсорной интеграции-нарушение обработки сенсорной информации. Метод сенсорной интеграция для таких детей помогает дать мозгу нужные знания об окружающей обстановке и внешних стимулах, воздействующих на сенсорные системы.

В своей практической деятельности, я использую метод сенсорной интеграции. Основная идея метода сенсорной интеграции: впечатления от собственного тела тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем. Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы формируются практически полностью до рождения. Другие зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая развиваются на их основе значительно позже. Поэтому терапия сенсорной интеграции направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как предпосылки для формирования других чувств. На своих коррекционно-развивающих занятиях активно прорабатываю три основных, базовых сенсорных системы: проприоцептивную, вестибулярную, тактильную.

Вестибулярная система обеспечивает информацией о местоположении и движении тела (скорости и направления движения), а также о движущихся вокруг нас объектах. Активности и стимулы для вестибулярной системы: прыгать на батуте, кувыркаться, висеть вниз головой, заниматься на терапевтическом надувном мяче, качаться на качелях, вращаться на каруселях, диске, использование балансиров. Проприоцептивная система-относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления телом, планирование движений, осознания положения в пространстве. Активности и стимулы для проприоцептивной системы, которые применяю в своей работе это игры и упражнения для ощущения положения тела, координацию содружества движения, ловкость, чувства ощущения силы. Тактильная система обеспечивает формирование ощущения давления, прикосновения, щекотки и вибрации. Активности и стимулы-это тесная одежда прилегающая к телу, антистрессовые игрушки, прикосновение к холодному и тёплому, рисование на песке, сенсорные дорожки, сенсорные, тактильные коробки, игры с водой.

Для выявления возможных проблем с сенсорной интеграцией я использую метод наблюдения и анкету, разработанную на основе Э.Джин Айрес. По выявленным признакам нарушения сенсорной интеграции провожу с детьми игры, упражнения, основанные на методах сенсорно-интегративной коррекции.

Интеграционные игры и упражнения для коррекции вестибулярной системы. Основная цель–стимулировать вестибулярный аппарат, улучшить чувство равновесия, регуляция и сохранения позы, ощущения положения тела в пространстве и способность восстанавливать равновесие. У некоторых детей это сможет снизить боязнь движения. Упражнения с использованием разнообразных балансиров и батутов с помощью отрабатывание границ «Прыг скок-стоп!», «следы-балансиры» с использованием массажных мячиков, балансир» Бельгоу, гамак, сухой бассейн, «сенсорные дорожки», «тактильные кочки». Интеграционные игры и упражнения для коррекции проприоцептивной системы. Игры и упражнения для развития проприоцептивной системы. Эти игры нужны, чтобы стимулировать проприоцептивную систему (восприятия сигналов от мышц, связок, суставов), улучшить осознание тела, ощущения положения тела в пространстве и оптимальное приложение силы. Упражнения с «нейроскакалкой», яйцо «Кисленга», «поезд из одеяла», «сосиска в одеяле», упражнение на мяче-фитболе «тачка», усиление ощущений с мячом «фитболом», «вращающееся кресло», упражнением «маятник», «тактильные кочки». Интеграционные игры и упражнения для коррекции тактильной системы. Игры и упражнения для развития тактильной системы. Цель этих игр-предоставить ребенку разнообразные тактильные ощущения и повысить терпимость к тактильны стимуляциям. Некоторые задания привязаны также улучшить способность ребенка к различению материалам на ощупь. Игры и упражнения на развитие тактильной системы поощряют стремление ребёнка к исследованию окружающего мира. Игры с водой, «сенсорные коробки», «золушка»-перебираем крупу, использование утяжеленного магнитного жезла, использование предметов разной формы, цвета, текстуры, тяжести для выкладывания, массажные шарики и тд

Важно помнить, что сенсорная интеграция как вид определенных занятий целостна: она задействует все тело, все органы чувств и весь мозг. Когда мышцы работают слаженно, формируя адаптивное движение всего тела, они вместе с соответствующими суставами посылают в мозг хорошо организованные ощущения. Движения, в которые вовлечено все тело, также порождают множество вестибулярных импульсов, помогающих объединить другие сенсорные системы. Способность организовать эти ощущения и адекватно на них ответить. Правильно спланированная и проводимая работа с использованием метода сенсорной интеграции в значительной мере повышает сенсорное развитие детей с ТМНР, вестибулярной, проприоцептивной (гравитационной), тактильной, зрительной и слуховой (звуковой), что обеспечивает положительную динамику развития у детей. Показатели развития сенсорных систем у детей с ТМНР.

Применение сенсорной интеграции активно пропагандирую среди родителей воспитанников. Провожу индивидуальные консультации, обучаю играм и упражнениям, которые можно провести с ребёнком в домашней обстановке. Провожу родительские собрания на которых делюсь информацией по развитию и подходах к ребёнку с особенными возможностями здоровья. Родители охотно идут на сотрудничество и ежегодно принимают участие в акции «Зажги синим», которая проводится по всему миру с 2008 года. Использует современные формы работы с родителями с использованием ИКТ, транслирует свой опыт работы и провожу онлай-консультации для родителей в сообществе «ВКонтакте» на официальных страницах МАДОУ «Детский сад «Снегурочка». Составила комплекс методических материалов развития сенсорных систем, для детей с сенсорными дисфункциями. Разработала авторские специальные тренажеры для коррекции дисфункций сенсорных систем у детей с ТМНР: «Баласировочные стопы» для развития вестибулярной системы, напольный «Сенсорный коврик» для обучения в подвижной форме развивая сенсорные эталонов и ориентировки тела в пространстве. Распространяет свой опыт работы на городских опорных площадках, методических объединениях специалистов учителей-логопедов, дефектологов города. представляет свой опыт работы на окружной площадке института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югра на семинарах и конференциях. по вопросам реализации ФГОС для лиц с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Обогащение сенсорного опыта ребенка"

Актуальность данной темы обусловлена тем, что сенсорное развитие ребенка является основой для развития его мышления, мыслительных операций, познавательных процессов.Здоровье ребенка, физическое и духо...

Опыт работы по теме: Использование сенсорной доски в образовательной деятельности в режимных моментах для познавательного развития детей

В данной работе описывается опыт работы с интерактивной доской врежимных моментах. Данный материал идёт вместе с презентацией на заданную тему....

Опыт работы по теме «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»

Сенсорное развитие младшего дошкольника - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов....

Опыт работы по теме «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников».

Опыт моей работы по использованию элементов ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников....