Система логопедической работы с детьми ОВЗ в условиях инклюзивного образования
статья по коррекционной педагогике

Биза Олеся Вячеславовна

Инклюзивное образование - одно из приоритетных направлений в современном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система логопедической работы с детьми ОВЗ в условиях инклюзивного образования

В современной системе образования, одним из приоритетных направлений является развитие инклюзивного образования, внедрение инклюзивной образовательной практики для нормально развивающихся детей и их сверстников, имеющих особые образовательные потребности. На данный момент в мире прослеживается увеличение рождаемости детей, имеющих какие либо генетические заболевания, ослабленное здоровье и другие ограничения. Отсутствие специализированного образовательного учреждения рядом с местом проживания ребенка, а так же чрезмерная занятость родителей, ставит перед системой образования задачу развития инклюзивного обучения. Нежелание родителями принять проблему своих детей, нежелание идти на занятия к специалистам встречается очень часто. В соответствии с действующим законодательством позволяется организовывать инклюзивное образование в обычных детских садах. На сегодняшний день развитие инклюзивного образования в стране находится под пристальным вниманием общественности.

Инклюзивное образование выступает в роли развития общего образования, в процессе которого каждый человек имеет возможность учиться в образовательных учреждениях, независимо от его физических, интеллектуальных, социальных, речевых, эмоциональных способностей. Инклюзивная образовательная среда обуславливается целой командой педагогов и специалистов в учреждении. Это коллектив, работающий в постоянном взаимодействии, обладающий единой системой организации.

Контингент детей поступающих в учреждения разнородный, но все они способны к обучению наиболее подходящим для каждого способом. Современная система образования учитывает индивидуальные потребности и способности детей имеющих ограниченные возможности здоровья, принадлежащих какой либо социальной группе, имеющих особенности в физическом развитии. В процессе инклюзивного образования ни ребенок подстраивается под систему, а система образования подстраивается под индивидуальные потребности ребенка. Данная система образования часто использует современные подходы к обучению, адаптированные образовательные программы, новейшие формы и методы воспитания, адаптированные под навыки, способности и индивидуальные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дети могут посещать учреждения как полный день, так и часть дня, учиться дистанционно и по индивидуальной программе.

У детей с ОВЗ возникают трудности с вхождением в социум. У них редко образовываются спонтанные отношения со сверстниками и взрослыми, но социализация таких детей крайне необходима. Социализация открывает путь к компенсации нарушений. При получении инклюзивного обучения важно соблюсти социальный и образовательный опыт общения ребенка со сверстниками.

В рамках психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного учреждения, осуществляется логопедическое сопровождение детей с различными нарушениями. Учитель-логопед выступает в роли одного из членов специализированной команды, принимающей непосредственное участие в психолого-медико-педагогическом сопровождении ребенка в системе инклюзивного образования. Речь – одна из важнейших психических функций человеческого организма. В процессе формирования речи у ребенка развиваются высшие формы познавательной деятельности, формируется понятийное мышление. Речевые дефекты усложняют образовательный процесс, нарушают полноценное общение у детей.

Коррекционная работа учителя-логопеда направлена на устранение трудностей в обучении по образовательной программе, связанных с речевым развитием, трудностями общения. Его работа нацелена на создание специальных условий способствующих раннему выявлению нарушений, коррекцию выявленных нарушений на логопедических занятиях, развитие устной и письменной речи, улучшение коммуникативной функции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для успешного усвоения ребенком образовательной программы.

Для достижения высоких результатов в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда, специалистом решается ряд задач:

  1. Проведение полного логопедического обследования для определения структуры и степени выраженности речевого нарушения.
  2. Разработка перспективных планов, индивидуальных маршрутов коррекционной логопедической работы для детей нуждающихся в логопедическом сопровождении.
  3. Организация учителем-логопедом специальной коррекционной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, определение методик, направлений и методов логопедической работы.
  4. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Определение в рамках государственного образовательного стандарта, повышающих усвоение учебного материала методов, форм, специальных средств обучения.
  5. Контроль динамики речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Взаимодействие специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения и родителей ребенка.
  7. Консультативная работа с родителями, обучение родителей методам, способам преодоления речевых нарушений, подбор коррекционно-развивающих упражнений для коррекции и профилактики.
  8. Консультация педагогов учреждения по использованию методов и приемов оказания помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Основными направлениями деятельности логопеда являются:

  1. Диагностика речевых нарушений.

Диагностическое обследование включает в себя: первичное логопедическое обследование, промежуточное обследование, окончательное обследование, диагноз.

  1. Коррекционно-развивающие занятия.

На корекционно-развивающих занятиях происходит реализация корекционно-развивающей программы, занятия проводятся в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей.

  1. Консультации и просветительская работа с родителями и педагогами учреждения.

Консультативно-просветительская работа обеспечивает комплексное и непрерывное сопровождение детей с нарушениями речи. Отвечает на вопросы реализации формирования специальных условий развития ребенка, его социализации, коррекционного воздействия и воспитания. Применяются индивидуальные и групповые консультации, тренинги, открытые занятия, очные и дистанционные консультации.

  1. Организационно-методическая деятельность.

Позволяет структурировать основные виды деятельности педагога.

  1. Профилактика речевых нарушений.

Основной задачей профилактики речевых нарушений является, своевременное предупреждение возникновения вторичных речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для полноценного, комплексного развития ребенка.

Основная форма работы учителя-логопеда, это коррекционно-развивающие занятия. Выделяют три вида организации логопедических занятий: индивидуальные, фронтальные и подгрупповые.

На фронтальных занятиях происходит развитие речи и корректировка определенных недочетов, общих для всех или для большей части детей группы. Фронтальные занятия развивают у детей умение работать в общем темпе, следовать общим указаниям. При постановке или автоматизации звуков логопед может объединить в группы детей имеющих примерно одинаковые дефекты звучания. В основе планирования занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья лежит тематический подход в организации познавательного и речевого материала. Занятие предполагает фокусировку на одной выбранной теме из окружающего ребенка мира, это позволяет обеспечить тесную связь всего педагогического коллектива.

К фронтальным занятиям предъявляются следующие требования:

  • занятие должно быть динамичным;
  • должно включать игровые моменты и моменты сюрприза;
  • частая смена видов деятельности;
  • развитие коммуникативной направленности;
  • приучать детей слушать, слышать, находить и исправлять ошибки в своей и чужой речи;
  • использовать разнообразный красочный дидактический материал;

На индивидуальных занятиях происходит устранение дефектов речи, специфических нарушений звуковой части речи, таких как дизартрия, дислалия, ринолалия, заикание и т.д. В последствие происходит реализация системного подхода, развитие фонетики, лексического, грамматического, основных компонентов речи. Индивидуальные занятия включают в себя следующие методики: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, постановка и автоматизация звуков речи. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков. В процессе занятий необходимо повышать темп не спеша, он медленного утрированного произношения звуков, к более быстрому проговариванию, чистоговоркам, скороговоркам, стихотворениям. Происходит и постепенное усложнение речевого материала.

Выделяют несколько методов логопедического воздействия:

  • наглядные методики;
  • словесные методики;
  • практические методики (игра).

Наглядные методики направлены на обогащение словарного запаса. Словесные методики позволяют обучить ребенка пересказу, рассказу, развивают коммуникативную функцию речи. Практические методики применяют для формирования речевого навыка посредством дидактических игр и упражнений. Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, включение игровых упражнений в логопедические занятия способствуют преодолению речевых дефектов и развитию когнитивных функций.

Содержание работы учителя-логопеда должно быть направленно
на обеспечение коррекции недостатков речевого развития у
детей с ограниченными возможностями здоровья
осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что учителя-логопеды должны иметь необходимый уровень профессиональных компетенций в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, для успешной реализации поставленных задач. В организации коррекционно-образовательной работы, логопед выполняет достаточно разнообразную работу: диагностика, профилактика, коррекция речевых нарушений, консультация родителей и педагогов учреждения. Результат работы учителя-логопеда в системе инклюзивного образования зависит не только от самого педагога, но и от педагогического коллектива учреждения, родителей, близких ребенку людей, а так же, от самого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье освещается вопрос использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ....

консультация для педагогов "Работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Трудности, возникающие у детей с ОВЗ: Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками дл...

Методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования

 У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается незрелость мотивации к учебной деятельности.  И то, что все занятия проходят в игровой форме, зачастую не дают тот результат...

Особенности логопедической работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Оно подразумевает включение в единый образовательный процесс всех ...

Использование полуглобального метода обучения чтению в системе логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста..

Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем, что слог является минимальной...