Дидактическое пособие "Черепаха"
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

Пособие представляет собой описание изготовления чехла для пособия Черепаха, аннотацию, контингент, цели и задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_cherepahamicrosoft_word.docx325.33 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Чехол на черепаху»

                                                    Аннотация

Авторы: Котина Наталья Александровна – учитель-дефектолог, Петрова Наталья Владимировна – воспитатель, Зерцалова Юлия Сергеевна - воспитатель

Учреждение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района г.Санкт-Петербурга.

Реализуемая учебная программа: адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (слепых, слабовидящих, с амблиопией, косоглазием, со сложными дефектами, с иными ограниченными возможностями здоровья).

Пособие адресовано: учителям-дефектологам (тифлопедагогам), олигофренопедагогам, педагогам компенсирующих и общеобразовательных групп в детском саду.

Контингент: дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие, с амблиопией, косоглазием, с нарушением интеллекта)

Тема: Дидактическое пособие «Чехол на черепаху»

Задачи:

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Формировать умение моделировать пространственные отношения.

2.Учить ориентироваться на плоскости.

3.Формировать умение создавать целостное изображение из деталей.

4.Развивать прослеживающую функцию глаза.

5.Развивать слуховое восприятие.

6.Развивать осязание и тактильную чувствительность.

7.Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

8.Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.

Образовательные задачи:

1.Формировать, расширять и закреплять представления по лексическим темам («Игрушки», «Посуда», «Продукты питания», «Овощи, фрукты», «Я и мое тело», «Одежда», «Транспорт»).

2.Расширять словарный запас, общий кругозор.

3.Формировать и закреплять сенсорные эталоны цвета, формы и величины.

Воспитательные задачи:

1.Включать каждого ребенка в деятельность и создать благоприятную атмосферу в группе.

2.Развивать у детей коммуникативные навыки, умение работать в паре, волевую регуляцию поведения.

Эффективность предоставляемого материала: в отличие от привычных игр, данное пособие решает широкий спектр задач, отраженных в образовательной программе для конкретного контингента детей. В процессе игры и практических действий у детей закрепляются полученные на занятиях умения и навыки, а также повышается познавательная активность, которая является следствием целенаправленных педагогических действий и правильной организацией образовательной среды.

Методические рекомендации педагогам по использованию

дидактического пособия «Чехол на черепаху»

Описание:

Мы представляем опыт работы с игровым модулем «Дидактическая черепаха», созданная предприятием «Альма». Для этого модуля, мы разработали пособие чехол, которое подходит всем детям нашей группы с разными образовательными возможностями, и позволяет работать не только индивидуально, но и микрогруппами.

Коррекционная работа с применением пособия является доступной и интересной для детей, т.к. оно, очень удобно, и дети, и педагог могут расположиться на ковре, а не за столом, и обследовать чехол с разных сторон. Данное пособие может быть использовано как в образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей. Оно многофункционально и решает целый ряд задач.

Это пособие помогает ребенку познавать окружающий мир; развивает его сенсорно-перцептивные действия, восприятие, воображение, внимание, память, речь в процессе моделирования различных ситуаций с помощью плоскостных изображений. При помощи этого пособия формируются представления о цвете, форме и величине; отрабатываются навыки социально-бытовой ориентировки, развивается произвольность выполняемых действий.

Это пособие не перегружено разными цветами, изображения крупные, доступные зрительному восприятию детей, простые.

Пособие состоит из пяти рабочих тактильных и многофункциональных секторов: «Девочка», «Мальчик», «Пирамидка», «Машина», «Кастрюля» и один центральный сектор с карманом на молнии и пуговицами, где хранятся комплекты плоскостных фигур из фетра, ковролина, кожзама: одежда, обувь, головные уборы, овощи, фрукты, продукты питания, детали к машине, детали к пирамидке. Все фигурки крепятся к чехлу при помощи липучек и пуговиц.

Игровые упражнения помогают ребенку реализовывать увлекательные задания. В результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция интеллектуальной и творческой деятельности.

Цель данного пособия – приобретение, накопление и расширение детьми сенсорного опыта необходимого для овладения всеми видами детской деятельности и представления об окружающей действительности.

 Задания:

«Что у нас в кармашке?»

Вместе с ребенком расстегните молнию и посмотрите, что лежит в кармашке. Если ребенок сам не решается достать фигуры, то достаньте одну и скажите: «А теперь твоя очередь!» В процессе деятельности называйте фигурки. Обращайте внимание ребенка на то, что все фигуры, разного цвета, формы, величины. Когда ребенок достает фигуру из кармашка, обследуйте ее, проговаривая функциональные особенности каждой детали.

«Оденем девочку»

Предложите ребёнку прикрепить платье, шапочку, ботиночки (ребёнок выбирает из предложенных фигурок одежды для мальчика и девочки только одежду для девочки), а потом можно усложнить задания, попросив прикрепить сначала одеть девочку в синий наряд, а потом в красный. Можно одеть девочку на прогулку, здесь предлагается ребенку выбрать одежду по сезону.

«Оденем мальчика»

Предложите ребенку одеть мальчика в одинаковую по цвету одежду как у девочки. Посмотреть, чем отличается одежда у мальчика от одежды девочки. Педагог может сам одеть мальчика, допустив ошибку, например: прицепить ботинки разных цветов. Попросить ребенка найти ошибку «Что не так?». Предложить ребенку посмотреть и найти, что изменилось. Можно одеть мальчика в цветовую палитру, что и у ребенка «Что общее?»

«Эмоции»

Рассмотреть с ребенком выражение лиц девочки и мальчика. Обследовать указательным пальцем ведущей руки расположение бровей, губ. Определить, какое настроение у девочки, у мальчика, соотнести с настроение ребенка «А какое у тебя сейчас настроение?». Можно установить причинно-следственную связь «Почему девочка грустная?»

«Части тела»

Рассмотреть с ребенком части тела девочки, мальчика, соотнести со своими частями тела. Проговорить назначение каждой части тела «Глазки нужны, чтобы смотреть» и т.д. и как ухаживать за собой.

«Собери машину», «Кто за рулем?»

Обратить внимание ребенка, что у машины не хватает каких-то деталей. Это могут быть колеса, фары. Предложить ребенку подумать, почему не машина не может ехать? Из-за отсутствия колес. В кабину также можно предложить посадить персонаж из сказки (здесь могут использоваться любые персонажи с ковролинографа, отрабатывая тему «Домашние и дикие животные», «Птицы», персонажи сказок: бабушка, дедушка, колобок и т.д. Можно вспомнить из какой сказки персонаж.

«Открепи фигурки», «Загрузи грузовик», «Разгрузи грузовик»

Прикрепить к сектору «Машина» фигурки и предложить ребёнку открепить их. Другой вариант: педагог предлагает прикрепить в кузов грузовика только красные фигуры или педагог прикрепляет разного цвета фигуры и предлагает ребёнку собрать только синие. Аналогичные задания только с формой и величиной фигур, можно обратить внимание ребенка на количество, собранных фигур и посчитать их. Задания этого типа можно использовать для уточнения представлений ребенка о сенсорных эталонах. Вы узнаете, что ребенок уже усвоил, а на что стоит обратить внимание в процессе дальнейших занятий.

«Сварим компот», «Сварим варенье», «Сварим суп»

Предложить ребенку прикрепить к сектору «Кастрюлька» фрукты, например для яблочного компота. Проговаривая словообразования: из яблок – яблочный компот и т.д., ребенок выбирает из 2-3 видов фруктов, необходимые для заданного компота. Аналогично с вареньем и супом. Здесь ребенок учится классифицировать предметы по лексическим темам «Овощи, фрукты», «Ягоды», «Продукты питания». Можно предложить ребенку найти лишний предмет: в кастрюльке, где прикреплены фрукты для компота будет прикреплен овощ. Можно отработать математические понятия: «Один-много», «Столько же», «Больше-меньше». Ребенок на сенсорном опыте учится определять эти понятия.

«Собери пирамидку», «Сделай, как я»

Из выложенных фигурок предложить ребёнку собрать пирамидку, учитывая размер каждой детали и прикрепить. Проговариваем цвет каждой детали, размер, количество деталей. На усложнение можно ребенку предложить собрать пирамидку по алгоритму, показав на примере.

«Выше — ниже — рядом», «Лево-право» «Верх-низ»

На верхнем сектор, где располагаются пуговицы, и он поделен молнией на два поля (можно использовать как вер-низ или перевернув чехол – лево-право) предложите ребенку выполнять действия по вашей инструкции: «Прикрепи красную деталь рядом с синей. Выше синего прикрепи зеленый. Ниже красного — желтый». Можно предложить ребенку слева прикрепить только фрукты, а слева только овощи, или сверху квадраты, а снизу круги. При помощи этого сектора ребенок учится ориентироваться на плоскости и правильно употреблять в речи слова, обозначающие пространственный ориентир.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....