Картотека заданий по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь)
картотека по коррекционной педагогике

Кузнецова Диана Александровна

Предлагаю вашему вниманию картотеку, содержащую ряд психолого-педагогических игр и упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного  возраста. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям-логопедам и дефектологам ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека заданий по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь)

ВПФ

Задания

1. ВОСПРИЯТИЕ

1.1.  Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4—6-летнего возраста.

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.

ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: Определи на ощупь, что это за вещи. Если в игре участвуют несколько детей, то надо попросить одного ребенка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных) угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.

 1.2.  Игра «найди игрушку»

Направлена на развитие восприятия, а также внимания детей 4—5-летнего возраста.

Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим.

Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.

1.3.   Упражнение «Наложенные изображения». Для младших школьников

Ученику предъявляют 3—5 контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

http://rushkolnik.ru/tw_files/9812/d-9811262/9811262_html_4a51db06.pnghttp://internat76.kvels55.ru/uploads/company/492133550/4497/frukty-najdi-v-kartinke.jpg

·       Ученику нужно назвать, какие буквы спрятаны на картинке

http://www.detiseti.ru/images/library/tasks/logic/bukvi-01.jpg     http://deti-mama.com/wp-content/uploads/2014/05/Naydi-spryatavshiesya-bukvyi.jpg

2. ВООБРАЖЕНИЕ

2.1.  Упражнение "Выполни рисунок" для детей (5-7 лет)

- Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. - и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п..Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении. 

http://refleader.ru/files/0/4d7416a5636236aa5ab7921ae4602ed3.html_files/11.jpghttp://refleader.ru/files/0/4d7416a5636236aa5ab7921ae4602ed3.html_files/12.jpg

- Даны графические изображения 2-4 данных геометрических фигур. Используя их многократно, с изменением размера и пространственного положения, нужно составить из них предметы. 
Картинки по запросу Упражнения для развития воображения младших школьников

2.2.   Упражнение "Волшебники" (рисование эмоций, чувств) для детей 5-7 лет

Детям предлагается две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».
https://fs.znanio.ru/8c0997/1b/19/1d12f171debdf01cfb83b4b3cc6676d012.jpg

2.3.  Упражнение "Сложи картинку" (для детей 5-7 лет)

Педагог предлагает детям сложить из имеющихся геометрических фигур красивые (или необычные) картины.

http://lexres-vshdo.ucoz.ru/Conlit/106.jpghttp://nattik.ru/wp-content/uploads/2010/04/kartini_iz_geometricheskix_figur1.jpg

Или педагог предлагает детям сложить из счетных палочек (спичек) необычные (или реалистические) картины.

http://nashimalyshki.com/wp-content/uploads/2013/07/134.jpghttp://igrushka.kz/vip88/de1.jpg

2.4.   Упражнение «Сочиняем сказку» для старших дошкольников – младших школьников

-Педагог выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

- Педагог предлагает детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

- Педагог предлагает в определённой сказке изменить либо героя, либо сказочный предмет, заклинание и т. д.

 Например:

Сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” - придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка “Иван Царевич и Серый волк” - представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич.

3. ПАМЯТЬ

3.1.  Упражнение «Что изменилось» (для детей 5-7 лет)

- Перед ребенком выкладывают 7-10 картинок или предметов, дают время на запоминание, затем ребенка просят отвернуться и убирают 1-2 картинки (предмета). Ребенок должен назвать, что изменилось.

- Перед ребенком выкладывают 7-10 картинок или предметов, дают время на запоминание, затем ребенка просят отвернуться, меняют местами 2-3 картинки (предмета). Ребенок должен назвать, что изменилось.

3.2.  Упражнение «Запомни и найди» (старшие дошкольники – младшие школьники с усложнением задания)

- Ребенку предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем он должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.

3.3.   Упражнение «Запомни пары слов»

- Подобрать 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу,  прочитать 3 раза эти пары слов ребенку, дать запомнить. Затем педагог читает первое слово, а ребенок называет второе.

Например:

Яблоко-сад

Курица-цыпленок

Книга-читать

Пылесос-уборка

Корова-молоко и др.

4. МЫШЛЕНИЕ

4.1.   Упражнение «четвертый (пятый) лишний» для детей 4-5 лет

-  Педагог показывает ряд изображений, объединённых по смыслу Ребенок должен определить, какой общий признак объединяет большинство изображений, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.

Варианты картинок:

Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.

Ручка, кукла, тетрадь, линейка.

Рубашка, туфли, платье, свитер.

Стул, диван, табуретка, шкаф.

Веселый, смелый, радостный, счастливый.

Красный, зеленый, темный, синий, оранжевый.

Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед.

Для младших школьников возможно усложнение

-  Педагог предлагает ряд слов, объединённых не по смыслу, а по формальным признакам (например, начинаются с одной буквы, с гласной буквы, есть одинаковая приставка, одинаковое количество слогов, одна часть речи и т. д.). При составлении такого ряда нужно следить, чтобы совпадал только один признак.

Варианты слов:

Телефон, туман, порт, турист. (Три слова начинаются с буквы «Т».)

Апрель, спектакль, учитель, снег, дождь. (Четыре слова заканчиваются на «Ь».)

Стенка, паста, тетрадь, ноги, стрелы. (В четырех словах ударение падает на первый слог.)

Рисунок, сила, ветер, жизнь, минута. (В четырех словах вторая буква «И».)

Собака, помидор, солнце, тарелка. (Собака не круглая)

4.2.   Упражнение «Закономерности» для детей 5-7 лет

Ребенку нужно найти закономерность и дорисовать недостающие предметы:

http://hippo.narod.ru/images/test1.jpghttp://hippo.narod.ru/images/test4.jpg   

 4.3.  Упражнение "Ребусы" для младших школьников

Ученику предлагается расшифровать ребусы с буквами:

http://luntiki.ru/uploads/images/5/2/8/b/5/46bb7b8af6.jpg http://luntiki.ru/uploads/images/8/d/7/3/5/0c2c30b9fd.jpg http://luntiki.ru/uploads/images/a/1/5/2/5/dcf1818e1d.jpg http://luntiki.ru/uploads/images/5/5/e/a/5/27942f201b.jpg

http://luntiki.ru/uploads/images/6/a/9/d/5/df59c5f8dc.jpg       http://luntiki.ru/uploads/images/9/7/4/a/5/e73cda2059.jpg     http://luntiki.ru/uploads/images/c/2/6/3/5/361959b61c.jpg      http://luntiki.ru/uploads/images/8/3/4/5/5/6c6088dbdd.jpg

Ученику предлагается расшифровать ребусы с числами:

http://luntiki.ru/uploads/images/a/0/0/b/5/9db5a2f383.jpghttp://luntiki.ru/uploads/images/b/2/9/1/5/d752a5840b.jpg         http://luntiki.ru/uploads/images/0/c/2/e/5/d89403cb18.jpg      http://luntiki.ru/uploads/images/8/b/a/c/5/bcd8a64023.jpg          

Ученику предлагается расшифровать ребусы с картинками:

ребусы  ребусы  ребусыУченику предлагается расшифровать ребусы-пословицы:

Ребусы пословицы

Старый друг лучше новых двух.

Ребусы пословицы

Делу время, а потехе час.

Ребусы пословицы

Поспешишь - людей насмешишь.

Ребусы пословицы

По поступкам узнают человека.                        

5. РЕЧЬ

5.1 Упражнения «Слова – приятели, слова – неприятели» для детей 5-7 лет

«Слова- приятели»:

- Как ты можно по – другому сказать о печальном человеке? (грустный). «Ценный – это какой?, Жестокий – это какой»?»

- Каким словом можно заменить слова: конь, врач, чашка, пища  и т.д.

- какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?

Грустный, печальный, унылый, глубокий?

Храбрый, звонкий, смелый, отважный?

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий?

Крепкий, далекий, прочный, надежный?

 

«Слова – неприятели»:

- Скажи наоборот:

- холодный, чистый, твердый, толстый; тупой, мокрый, старший, светлый; просторный, враг, верх, проиграть; поднять, день, утро, весна; зима, завтра, рано, близко

 - низко, редко, медленно, радостно; темно, сел, взял, нашел; забыл, уронил, насорил, выпрямил.

5.2. Упражнение «Назови слова» (для развития слуховой дифференцировки)

- "Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).

- "Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).

- "Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

 

5.3. Упражнение «Хлоп-хлоп» (обучение звуковому анализу слова).

- "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

- Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

 

- "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза».  Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

-- Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

5.4. Развитие грамматических навыков

Упражнения,  направленные на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

- Составление предложение по разным моделям. «Кто? Что? Где?»

Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том, - Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко)

- Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)

- Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

- Упражнение "Закончи предложение".

Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и ... . Зимой бывает хо...

 

- Упражнение "Добавь слова" (распространение предложений).

Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?" Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

 

- Упражнение  "Составь фразу" (образование предложений из слов)

Задание:"Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро".

 

- Упражнение «Составь предложение»

"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"

Дымок, идет, трубы, из.

Любит, медвежонок, мед.

Стоят, вазе, цветы, в.

Орехи, в, белка, дупло, прячет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека заданий по развитию высших психических функций

Предлагаю вашему вниманию картотеку, содержащую ряд психолого-педагогических игр и упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного  возраста. Данный матер...

Картотека игр и заданий на развитие высших психических процессов (восприятие, воображение, память, мышление, речь) для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека игр и заданий на развитие высших психических процессов (восприятие, воображение, память, мышление, речь) для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека игр, упражнений, заданий для детей 4 – 7 лет по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь)

В материале  определены задачи для развития психических функций и подобраны игры и упражнения для их развития....

Картотека заданий по развитию высших психических функций.

Картотека заданий по развитию высших психических функций включает игры для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Игры представлены для  развития таких психических функций как: восприятие, воо...

Картотека заданий по развитию высших психических функций для детей 3-4 лет

Картотека игр подобрана для детей 3-4 лет. Задания направлены на развитие высших психических функций:  восприятия, воображения, памяти, мышления и речи....

Картотека заданий по развитию высших психических функций

Картотека заданий по развитию высших психических функций...