АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по коррекционной педагогике

Проблема социализации дошкольников является одной из наиболее актуальных в спектре вопросов, касающихся изучения и реализации процессов формирования и развития личности ребенка на современном этапе развития общества. Современное российское общество предъявляет высокие требования к интеллектуальным и адаптивным способностям человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вероника Николаевна Пуранен

учитель-логопед

МАДОУ №163 «Центр развития ребенка - детский сад»

г. Кемерово

Проблема социализации дошкольников является одной из наиболее актуальных в спектре вопросов, касающихся изучения и реализации процессов формирования и развития личности ребенка на современном этапе развития общества. Современное российское общество предъявляет высокие требования к интеллектуальным и адаптивным способностям человека. Условно их можно разделить на несколько групп:

  • гностические (владение большим количеством знаний, умение оперировать большим объемом информации, быть эрудированным);
  • коммуникативные (умение общаться с разными людьми, договариваться, аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, владеть культурой устной и письменной речи);
  • ценностные (владение нормами и правилами поведения в обществе, уважительное отношение к общечеловеческим ценностям, обладание духовно-нравственными качествами);
  • деятельностные (реализация полученных знаний, умений на практике, использование в своей деятельности усвоенных норм и правил, шаблонов поведения) и др.

Исходя из этих тенденций следует отметить особенности современных детей.  Так, Д. И. Фельдштейн выделил следующие аспекты в становлении и развитии детей дошкольного возраста:

- новое знаниевое пространство, посредством которого на ребенка обрушивается хаотичный поток информации из СМИ, интернета;  

- резкое снижение уровня когнитивного развития;

- спад энергичности детей, сокращение желания активно действовать;

- возрастание уровня эмоционального дискомфорта;

- снижение уровня развития сюжетно-ролевой игры;

- падение уровня детской любознательности и воображения;

- недостаточная социальная компетентность, которая заключается в неспособности разрешать простейшие конфликты; агрессия, беспомощность в отношении со сверстниками;

- экранная зависимость, вследствие которой у ребенка наблюдается отсутствие концентрации на каком-либо занятии, рассеянность, отсутствие желания общаться с другими детьми, а как следствие обеднение и ограничение общения;

- эмоциональные проблемы;

- наличие значительного числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;

- изменения ценностных ориентаций.

Наравне с этими тенденциями ученым подчеркиваются и положительные изменения современного детства. Среди них увеличение количества одаренных детей (творчески одаренных детей, с особо развитым мышлением, детей с ярко выраженными лидерскими качествами). Среди положительных моментов, характеризуя современное детство, ученый отмечает, что дети выдвигают на первый план не развлечения, а поиск смысла жизни, изменение ценностных ориентаций (образованность, решительность, настойчивость, чуткость, терпимость).

В свете обозначенных тенденций на первый план выдвигается задача социализации детей, начиная с дошкольного возраста. Прежде, чем охарактеризовать основные направления социализации современных дошкольников необходимо определить сущностную характеристику процесса социализации. А.В. Мудрик под социализацией понимает вхождение человека в общество в процессе развития и самоизменения в ходе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно-создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Характеризуя феномен «социализация» ученый говорит о необходимости учета возрастных особенностей ребенка, поэтому особое внимание процессу социализации необходимо уделять на этапе дошкольного детства.    

Так, А.Г. Асмолов говорит о необходимости изменения социального статуса детства, как условия формирования базовой культуры детей и их позитивной социализации. Ученый подчеркивает мысль - детство ради детства, а не ради подготовки к школе. Процесс социализации, в понимании исследователя, должен основываться на игровой деятельности. А.Г. Асмолов подчеркивает значимость культурной социализации ребенка, его приобщение к лучшим гуманистическим образцам нашей культуры через общение и игру, а также в создании условий для позитивной социализации ребенка, развития его личности, творческих способностей на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми, а также на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Основные направления развития и образования детей:

 - социально-коммуникативное развитие (усвоение норм и правил поведения, развитие игровой деятельности, уважительное отношение к труду);

         - познавательное развитие (формирование целостной картины мира, развитие познавательно-исследовательской деятельности);

         - речевое развитие (развитие всех компонентов устной речи);

- художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация);

- физическое развитие (накопление и обогащение двигательного опыта)

Формирование и развитие подрастающей личности необходимо осуществлять с учетом специфики возраста и опорой на ведущий вид деятельности дошкольника (игровую деятельность).

А своих исследованиях Е. В. Попова рассматривает игру как феномен культуры и выделяет основные функции игровой деятельности:

– в основе игры лежит инстинкт подражания, данный человеку природой;

– игра как добровольное действие имеет непродуктивный и внерациональный характер;

– игра двупланова (существование реального и условного, иллюзорного плана);

– игра организуется по правилам внутри установленных границ времени и пространства;

– игра отличается образностью, метафоричностью, взаимосвязью эмоций и воображения;

– игра позволяет осуществить потребность человека в самореализации, самоутверждении.

Значение социализирующей роли игры заключается в приобретении знаний об окружающем мире, знакомстве с предметами и действиями с ними, развитии интеллектуальной сферы ребенка, зрительного и слухового восприятия, обоняния и осязания. В совместной игровой деятельности со взрослым у ребенка расширяется словарный запас, происходит активное речевое развитие, что в свою очередь является источником положительных эмоций. В процессе игры развиваются коммуникативные навыки, ребенок учится общаться со сверстниками, учится давать оценку своим действиям, регулировать свое поведение.

Речевое развитие ребенка способствует совершенствованию когнитивных процессов. При помощи речи осуществляется главная функция языка – коммуникативная. Общение – основа в становлении и развитии личности ребенка, а также его социализации. Благодаря общению человек познает окружающий мир, устанавливает контакты с другими людьми, приобретает новые знания, знакомится с культурой. В связной речи находят отражение словарный запас дошкольника, лексический строй речи, а также развитие фонематической стороны речи.

Художественно-эстетическому развитию ребенка уделяется особое внимание, так как эта творческая деятельность позволяет ребенку выражать свое отношение к предмету или явлению. Лепка, рисование, конструирование позволяет ребенку отражать свои впечатления об окружающем мире. Овладение этими умениями невозможно без развития целенаправленного восприятия. При данных видах деятельности у дошкольника развивается зрительная память. Данные занятия способствуют развитию мускулатуры кисти и пальцев рук.

Всестороннее гармоничное развитие личности ребенка следует рассматривать в единстве с физическим развитием, так как оно способствует правильному формированию опорно-двигательной системы человека, развитию гибкости и координации движений.

Рассматривая направления социализации дошкольника необходимо отметить роль социума и семьи, которые во многом обусловливают этот процесс. Первые представления о нормах и правилах поведения в обществе, общечеловеческих ценностях, традициях и культуре ребенок получает в семье. Немаловажна и роль социума в данном процессе: как общество заботится о подрастающем поколении, какие качества оно хочет видеть у подрастающего поколения, какие требования предъявляет к его развитию и становлению, какие ценности значимы для общества.

В заключении хотелось бы отметить, что этап дошкольного детства не сводился к его подготовке к школе, а был прожит ребенком увлекательно, интересно, способствовал раскрытию потенциала каждого ребенка, обогащал детей новыми знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

"Актуальность проблемы социализации детей дошкольного возраста"

В марте 2010 года на базе нашего детского сада (МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 139" Волжского района города Саратова) прошел семинар для старших воспитателей и воспитателей ДОУ "Социализаци...

Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Материал презентации  отражает уровень компетентности воспитателя в вопросах знания содержания образовательной программы ДОУ, а также  задачи, решаемые с детьми дошкольного возраста по образ...

«Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

ull;Цель программы: создание условий для формирования базовой культуры личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения (организации).•Задачи:•- усвоение детьми норм и ц...

Актуальные вопросы социализации детей в ДОУ. Вопросы и ответы.

Рефлексия по итогам повышения квалификации Технологии эффективной социализации. 1. Выявление и анализ актуальных условий дошкольной образовательной организации, обеспечивающих социализацию воспит...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста" от 13.03.2018 г.

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста" от  13.03.2018 г....