Основные направления коррекционной работы с детьми
консультация по коррекционной педагогике

Ардашева Галина Николаевна

Материал для коррекционных групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления  коррекционной работы с детьми с ТНР

В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы учителей-логопедов. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи.

      В коррекционной работе осуществляется

  1. профилактическая,
  2. коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи, а также страдающими различными формами патологии речи, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения. Параллельно логопед комплектует группы для групповых занятий, учитывая возраст и уровень речевого развития. В течении учебного года подгруппы детей меняются.

 

Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи с помощью специальных логопедических приёмов и методов.

    Задачи коррекционного обучения:

- воспитание активного произвольного понимания речи;

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

  -формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков    звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

- подготовка к обучению грамоты, овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной речи

- воспитание воображения, внимания, памяти, мышления.

 

 Работа учителя-логопеда (логопедический пункт). Основные задачи:

-        социальная адаптация детей в коллективе;

-        развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития), формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;

-        осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;

-        обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;

-        создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;

-        взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной позиции по отношению к собственному ребёнку.                                                      

Звуковая культура речи: развитие фонематического слуха; развитие умения воспроизводить слова сложной слоговой структуры; обучение звукобуквенному анализу слов, чтению; воспитание чёткого произношения; развитие голоса и речевого дыхания; развитие фонематического восприятия.

Развитие и обогащение словаря: образование относительных и притяжательных прилагательных; развитие навыка подбора синонимов и антонимов; развитие словаря признаков; развитие глагольного словаря; обобщение группы слов; уточнение названий понятий, предметов и их частей; уточнение лексического значения слов.

Коррекция речи: развитие общей координации и мелкой моторики руки; охрана зрения; развитие сенсорики; коррекция эмоционально-волевой сферы; развитие высших психических функций; коррекция звукопроизношения.

Развитие связной речи: развитие невербальных средств общения; развитие речевого общения; обучение передавать свои мысли и чувства; обучение пересказу; обучение рассказыванию по серии картин; обучение составлению рассказа по картине.

Формирование грамматического строя речи: учить образовывать множественное число существительных, родительный падеж множественного числа; согласование: прилагательные с существительными; существительные с числительными; предлоги с существительным; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Коррекция звукопроизношения.

Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. 

Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1. подготовительный этап

2. этап постановки звука

3. этап автоматизации

4. этап дифференциации звуков

5. этап формирования коммуникативных умений и навыков.

1. Подготовительный этап.  Основная цель— включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. В задачи подготовительного этапа входит:

- формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков;

- умение опознавать (узнавать) и различать фонемы.

 Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научится выполнять инструкции    логопеда, активно включаться в общение.

2. Постановка звука.  Достигается путем применения технических приемов. Выделяются три способа постановки звука: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный. Выбор способа постановки звука зависит от возможностей ребенка.

3. Автоматизация звука.  Этап автоматизации звука делится на:

- автоматизацию изолированного звука;

- автоматизацию звука в слогах;

- автоматизацию звука во фразе;

- автоматизацию звука в связной речи.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова, в которых звук находится в начале, в конце или середине. В первую очередь отрабатывается звук в начале (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь — в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание отрабатываемого звука с согласными. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению: с другими звуками, т. е. дифференциации.

  1. Дифференциация смешиваемых звуков.  Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза. Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.
  2. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.  Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
         На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

 Коррекция звукопроизношения проводится по индивидуальному плану и продолжительность каждого из этапов зависит от степени нарушений и индивидуальных особенностей  детей.

Коррекция ОНР проводится на занятиях по коррекции звукопроизношения.

Цель коррекционной работы – создать условия по восполнению пробелов: в развитии звуковой стороны речи; в развитии лексического и грамматического строя речи; в формировании навыков связной речи.

3. Развитие связной речи:

3.1 Составление описательного рассказа по опорной схеме (по предмету, по картинке).

3.2 Составление рассказа-сравнения по схеме.

3.3 Составление рассказа (загадки-описания) по плану.

3.4 Составление рассказов по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.

3.5 Придумывание окончания рассказа.

3.6 Составление рассказа по предложенным словам.

3.7 Составление рассказа из личного опыта.

3.8 Пересказ рассказа,  доступного по содержанию.

4. Развитие психических процессов, мелкой моторики.

  Важно, чтобы логопед систематически информировал воспитателей о продвижении детей в речевом развитии, а воспитатели групп осуществляли бы контроль за соблюдением единого речевого режима на занятиях.

- индивидуальные и тематические консультации;

- открытые занятия;

- подбор и распространение специальной педагогической литературы;

- проведение лекций и бесед на педагогических советах;

- разработка индивидуальных программ для развития ребёнка;

- рекомендации по развитию фонематического слуха, навыки звукового анализа и синтеза;

- занятия по заданию логопеда на закрепление речевого материала;

- упражнения по развитию внимания, понятий, логического мышления.

Работа с родителями.

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах:

 - личный контакт;

 - участие в родительских собраниях;

-проведение групповых консультаций для родителей по вопросам организации          коррекционного процесса, ознакомлению со специфическими приёмами постановки звуков;

- индивидуальные консультации;

- заполнение тетрадей для домашней работы;

- проведение открытых занятий;

- оформление уголка для родителей.

Взаимосвязь в работе различных специалистов.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки правильным звукопроизношением. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Но адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у них речевых дефектов. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Практический опыт показывает, что помимо речевой патологии, дошкольникам свойственны также и другие нарушения в развитии психической сферы. Вместе они образуют сложный психологический профиль в психическом и познавательном развитии детей. Поэтому для успешной коррекции требуется согласованность действий логопеда и других специалистов.

Помимо воспитателей работают учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и педагоги дополнительного образования. Все эти категории педагогов проводят занятия с детьми логопедических групп. Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был более успешным, необходимо скоординировать свои действия и объединить их.

Взаимодействие в работе начинается с психолого-педагогического обследования, которое проводится логопедом совместно с психологом. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября учителя-логопеды, воспитатели, педагог-психолог и другие специалисты проводят комплексное обследование развития детей и на заседаниях круглого стола обсуждают результаты диагностики, затем приступают к планированию коррекционной работы.

Совместная коррекционная работа в логопедической группе предусматривает решение следующих задач:

– логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;

– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Здесь он полностью руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия воспитателей и логопеда по каждому ребенку в отдельности и всей группе в целом.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике. А учитель-логопед на этом же материале отрабатывает правильное звукопроизношение, развивает грамматическую сторону речи, работает над развитием связной речи.

Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, снятие тревожности, эмоционального напряжения. Игры и задания он также проводит в соответствии с данной темой.

Музыкальный руководитель проводит педагогическую диагностику, на занятиях ведет работу по развитию мелкой моторики рук, логоритмику, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве, а также закрепление лексических тем, что благоприятно влияет на формирование речевых функций у детей с патологией.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре. Инструктор по физкультуре проводит педагогическую диагностику, развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствует моторные навыки, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.

Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Поэтому педагог дополнительного образования, согласно советам логопеда и руководствуясь программными требованиями, последовательностью изучения лексических тем, включает в свои занятия: пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи, которые способствуют формированию навыков связной речи.

Педагог по ИЗО деятельности используются и нетрадиционные формы художественно–графической техники: рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами и т.д.

Способы взаимодействия специалистов, обеспечивают комплексное решение коррекционных, воспитательных, образовательных задач и значительно повышают эффективность педагогического процесса.

         Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности, воспитателя, реализующего НРК,  медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.

 Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления  коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.

Направления работы коррекционной работы с детьми с ТНР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у детей с ТНР особых потребностей в адаптации к освоению адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом, речевом развитии детей с ТНР;
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ТНР в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования, специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ТНР;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ТНР, со всеми его участниками - сверстниками, родителями (законными представителями).

1. Диагностическая работа включает.

- изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях детей с ТНР, представленных в заключении психолого-медико-педагогической комиссии;

- комплексный сбор сведений о детях с ТНР на основании диагностической информации от специалистов различного профиля;

- выявление симптоматики речевого нарушения и уровня речевого развития детей с ТНР;

- установление этиологии, механизма, структуры речевого дефекта у детей с ТНР;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ТНР;

- анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи детям с ТНР;

- осуществление мониторинга динамики развития детей с ТНР, их успешности в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования с целью дальнейшей корректировки коррекционных мероприятий.  

2. Коррекционно-развивающая работа включает:

- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств;

- совершенствование коммуникативной деятельности;

- формирование и коррекцию общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности;

- развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у детей с ТНР;

- развитие познавательной деятельности, высших психических функций (что возможно только лишь в процессе развития речи);

- формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации детей с ТНР;

- достижение уровня речевого развития, оптимального для детей, и обеспечивающего возможность использовать освоенные умения и навыки в разных видах учебной и внеучебной деятельности, различных коммуникативных ситуациях.

3. Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ТНР для всех участников образовательного процесса;

 -консультирование специалистами педагогов по выбору дифференцированных индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающего обучения детей с ТНР.

4. Информационно-просветительская работа предусматривает: 

- различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса и обучающимся, их родителям (законным представителям), вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ТНР;

- проведение тематического обсуждения индивидуально-типологических особенностей детей с ТНР с участниками образовательного процесса, родителями (законными представителями) ребенка.

Коррекционно-развивающая работа  воспитателем осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач поставленных логопедом.

1)                Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования

2)                речевых умений.

3)                В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.

4)                В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса.

5)                Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных грамматических форм и т.п.

6)                В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка.  Указав на сам факт ошибки: нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно.

7)                Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок.

8)                Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление».

9)                Речь воспитателя должна служить образом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой. Предельно внятной, хорошо интонированной. Выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи. В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения. На изменение условий общения. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью. В этих случаях возможно при переходе на более сложные формы речи возникновение запинок. На которых не следует фиксировать внимание детей. Воспитание мотивации к занятиям по развитию речи имеет особое корригирующее значение.

Наряду со специальной логопедической работой интерес к языковым явлениям, к соответствующему речевому материалу, к различным формам занятий содействует успешному развитию ребенка, преодолению недостатком речи, закреплению достигнутых результатов.

 

 2 Основные направления коррекционной работы воспитателя:

1)                Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз;

2)                Пальчиковая гимнастика (выполняется в комплексе с артикуляционной от 3 до 5 раз в день);

3)                Коррекционная гимнастика (для профилактики нарушения осанки и стопы выполняется ежедневно после сна);

4)                Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение;

5)                Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей;

6)                Коррекционная работа вне занятий.

На фронтальных занятиях в логопедической группе   кроме образовательных и воспитательных задач перед воспитателем  стоят ещё и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.

 

Направления коррекционной работы 


     
Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи тесно взаимосвязаны и взаимодополняют  друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации:
         
Диагностическая работа  обеспечивает  проведение  психолого-педагогического
обследования детей и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по  
оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения. Предполагает проведение мониторинга речевого развития детей (первичный, итоговый, промежуточный). Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно- развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.  Методы: анализ биографической информации, медицинской документации, обследование детей с помощью наблюдений, бесед, выявление речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических) и неврологической симптоматики, разработка перспективного плана.

          
Коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь детям в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков нарушениями речи в условиях дошкольного отделения образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.  
          В коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются два этапа (подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы.
        Подготовительный этап  - восполнение пробелов в формировании психофизических предпосылок развития речи на сенсомоторном уровне, создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности,        подготовка артикуляционного аппарата,        воспитание фонематического слуха,        самоконтроля формирование        речевого  дыхания.
       Основной этап включает коррекцию речевых нарушений (подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков, постановка отсутствующих звуков раннего онтогенеза, обогащение словарного запаса; совершенствование лексических и грамматических средств языка;  развитие навыков связной речи; обогащение коммуникативного опыта).
Параллельно с коррекцией речи происходит коррекция личности.

            
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ТНР и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
             Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ТНР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Так, воспитатель заранее продумывает, какие из коррекционно-речевых задач могут быть решены:

-в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;
- в совместной деятельности взрослого с детьми;

- в свободной самостоятельной деятельности детей.

На этапе автоматизации звука в словах, фразе и тексте возможно объединение двух-четырех ребят со сходными проблемами в подгруппы. Здесь уместно и проведение специальных игр, нацеленных на развитие навыков дифференциации звуков на слух, элементарных умений анализировать звучащую речь. Вариантом работы по автоматизации правильного звукопроизнешения можно назвать закрепление за каждым из воспитателей детей со сходными недостатками. Например, один курирует дошкольников с дефектами произнесения свистящих и шипящих звуков, другой - сонорных.
1.На занятиях необходимо стремиться к максимальной индивидуализации взаимодействия с ребятами, имеющими недостатки в речевом развитии; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития.

2.Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитания навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения).

Кроме того, в ходе естественной речевой коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых (ответы одним словом, словосочетанием) до более сложных (использование сложноподчиненных и сложносочиненных предложений). Педагог так варьирует методическую инструментовку занятий, чтобы они наиболее полно соответствовали индивидуальным коррекционно-речевым программам детей.

3.Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной работы воспитателя.

I Основные направления коррекционной работы воспитателя: 1 Физическое развитие а)Здоровье: закаливание, утренняя гимнастика, физкультминутки, обучение плаванию, подвижные игры, спортивные, народные,...

Основные направления коррекционной работы по использованию дидактических игр для формирования словаря у детей с ОНР.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка....

Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми.

Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми:1. Соблюдение режима молчания 2. Правильное речевое дыхание.3. Артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж....

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...

Общее родительское собрание: «Основные направления коррекционной работы с детьми с нарушением зрения»

Описание лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию. Задачи и основные направления работы учителя-дефектолога. Практическая часть с родителями....

Основные направления коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми.

1. Сенсорное и сенсомоторное развитие. 2. Формирование пространственно-временных отношений. 3. Умственное развитие, формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений. 4. Нормали...