Выступление на тему «Оказание помощи детям раннего и дошкольного возраста с РАС и их семьям».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Будайчиева Рема Джавидовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»

                                           Доклад на тему:

«Оказание помощи детям раннего и дошкольного возраста с РАС и их семьям».

Подготовила воспитатель

 подготовительной группы

 комбинированной направленности

Будайчиева Р.Д.

Покачи 2023г

Доклад на тему: «Оказание помощи детям раннего и дошкольного возраста с РАС и их семьям.

Известно, что число детей с диагнозом «расстройство аутистического спектра» достаточно быстро возросло за последние десятилетия. Средний возраст детей, которым устанавливается диагноз — 4,5 года. При этом мальчики имеют такой диагноз в 4 раза чаще, чем девочки. В последнее время сделано большое количество исследований, которые говорят о возможности распознавания признаков РАС у совсем маленьких детей. Явные сигналы РАС обычно четко представлены к возрасту 2 года, треть родителей начинает беспокоиться о развитии ребенка уже к концу первого года жизни. Но при этом клинический диагноз у ребенка появляется не ранее 4 лет или даже позже. Однако раннее выявление и получение терапии является крайне важным для успешного роста и развития ребенка. Кроме этого, после постановки диагноза остро встает вопрос об организации программы помощи детям раннего возраста и организации программы перехода ребенка в образовательное учреждение.

Максимально раннее и быстрое диагностирование РАС у ребенка дает семьям ответы на вопросы об атипичном развитии их ребенка. Это позволяет им начать получать знания о РАС, понимать, как оно влияет на ребенка. Это позволяет родителям прекратить беспокоиться о непонятном для них явлении и мобилизоваться, чтобы узнать больше о путях помощи ребенку, начать вырабатывать план действий.

Важнейшим результатом раннего выявления является то, что это позволяет вовремя выбрать подходящие стратегии помощи ребенку. Дети с РАС учатся иначе, чем дети с другими нарушениями развития и, поэтому важно понимать, что дети с РАС будут учиться быстрее, когда их обучают точно подобранным способом, используют подход, который основан на понимании их сильных сторон и стиле обучения.

Цель ранней помощи — обеспечить поддержкой семью ребенка с РАС, которая включает в себя стратегии обучения семьи наиболее подходящим приемам и способам взаимодействия со своими детьми. Обогащение родителей знаниями и навыками, которые им нужны, чтобы чувствовать себя уверенными и подготовленными в каждодневном успешном взаимодействии со своими детьми, позволяет родителям поддерживать развитие детей и увеличивает прогресс в направлении результатов и целей ИПРП (индивидуальной программы ранней помощи).

Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом. Это некая «линейка» состояний. Самые легкие из них (при синдроме Аспергера и «мягких» вариантах раннего детского аутизма) характеризуются явными трудностями коммуникации, невозможностью считывания эмоционального и социального контекста ситуации, социальной наивностью, нелепым поведением и другими проявлениями.

Наиболее тяжелые проявляются в отрешенности, невозможности трудностей понимания чувств других людей, особенности реагирования на комфорт и дискомфорт монотонно-однообразным характером поведения, наличием большого количества стереотипий, аффективными вспышками и другими поведенческими нарушениями.

Эффективность работы с детьми с РАС зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого воспитанника.

Работа с данной категорией детей ведется по следующим направлениям:

  • осуществление комплексной коррекционной работы с детьми, направленной на реконструкцию психического развития ребенка, его социальную адаптацию и возможно более полную интеграцию в общество;
  • разработка и реализация индивидуальных программ воспитания и обучения детей на основе адаптированных коррекционно-развивающих программ;
  • взаимосвязь специалистов ДОО и родителей;
  • комплексная психолого-педагогическая помощь семье, обучение родителей и других членов семьи методам взаимодействия с ребенком с РАС;
  • взаимодействие с врачами-специалистами, с целью контроля над состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи;
  • просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей с помощью семинаров и консультаций.

Цель работы специалистов сопровождения ребенка с РАС состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс.

Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с названными направлениями обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка.

При включении такого ребенка в среду обычных сверстников очень важно быть терпеливым, соблюдать постепенность и не торопиться.

Коррекционная работа с детьми с РАС проводится в два этапа:

  1. Установление эмоционального контакта, преодоление негативизма ребенка к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.
  2. Преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его правильному поведению.

Первым шагом в работе с ребенком служит установление с ним эмоционального контакта. Для этого нужно организовать общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него способов взаимодействия.

В работе с детьми с РАС необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Взаимодействовать с ребенком, только когда он готов к этому.
  2. Принимать его таким, какой он есть.
  3. Научиться улавливать изменения в поведении ребенка, не давать ему выйти в деструктивную деятельность.
  4. Придерживаться определенного режима дня.
  5. Соблюдать ежедневные ритуалы.
  6. Вступать в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
  7. Не повышать голос и не издавать громких звуков.
  8. Не выпускать ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

Для того чтобы проследить динамику развития, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании специалистами ведутся на каждого ребенка «Карта наблюдений и развития».

Важным этапом в коррекционно-развивающей работе является организация интегрированных занятий, введение ребенка с РАС в среду здоровых сверстников. Эти дети затрудняются в переносе уже освоенных жизненных навыков в новые обстоятельства.

В связи с этим одной из основных задач проводимой работы является помощь в организации социально адекватных форм поведения с другими детьми.

В непосредственном и регулярном общении возможно формирование у ребенка с РАС навыков диалога, способности слушать и приспосабливаться к собеседнику.

Интегрированные занятия имеют еще одну цель – научить обычных детей принимать и понимать ребенка с проблемами, помогать и поддерживать его.

Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации (по запросу взрослого), мастер-классы или семинары. Групповая/индивидуальная работа с семьей является необходимой составляющей эффективного взаимодействия и социальной адаптации ребенка с РАС.

 Многие родители детей с РАС, замыкаясь на своём ребёнке, часто оказываются в изоляции, испытывают дефицит общения, нехватку психолого-педагогических знаний об особенностях взаимодействия с особыми детьми. Для преодоления этой проблемы в ДОО организуется родительский клуб. Родителям предлагаются встречи со специалистами, семинары, тренинги, а также беседы на интересующие их темы. Организуются мастерские по изготовлению игрушек, поделок, дидактического материала для занятий с детьми и оформления группы.

Мы понимаем, что выход в будущем за пределы дома, минимальная самостоятельность в общественных местах, не говоря уже о возможности учиться и в дальнейшем работать, без опыта коллективных игр и совместной деятельности, специально созданных условий, представляется крайне затруднительными для детей данной категории.

Известно, что освоение навыков социальной жизни происходит наиболее успешно, если они вырабатываются при адекватной поддержке в ситуации естественной, нормальной жизни, специально созданных условий.

Главным направлением в деятельности ДОО, реализующем инклюзивную практику, становится ориентир на «включение» детей с РАС в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных».

Таким образом, вне зависимости от возраста и уровня развития каждый ребенок дошкольного возраста с аутистическими расстройствами получит возможность удовлетворения своих образовательных потребностей в рамках оптимального для него образовательного маршрута.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Оказание помощи детям раннего и дошкольного возраста с РАС и их семьям». Будайчиева Р.Д.

Слайд 2

Цель ранней помощи — обеспечить поддержкой семью ребенка с РАС, которая включает в себя стратегии обучения семьи наиболее подходящим приемам и способам взаимодействия со своими детьми.

Слайд 3

Работа с детьми с РАС ведется по следующим направлениям: • осуществление комплексной коррекционной работы с детьми; • разработка и реализация индивидуальных программ воспитания и обучения детей на основе адаптированных коррекционно-развивающих программ; • взаимосвязь специалистов ДОО и родителей; • комплексная психолого-педагогическая помощь семье; • взаимодействие с врачами-специалистами; • просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей.

Слайд 4

Коррекционная работа с детьми с РАС проводится в два этапа: Установление эмоционального контакта, преодоление негативизма ребенка к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов . Преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его правильному поведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему «Игровая деятельность в раннем и дошкольном возрасте».

Выступление на педагогическом совете на тему «Игровая деятельность в раннем и дошкольном возрасте»....

Консультация для родителей на тему: Плоскостопие у детей раннего и дошкольного возраста: причины, профилактика, лечение.

Среди причин плоскостопия у детей самыми основными являются - недостаток или избыток нагрузки на ноги. Но что бы видеть полную картинку и понимать, на что нужно обращать внимание, мы перечислим наибол...

«По дороге в детский сад» консультация на тему развитие речи детей раннего и дошкольного возраста . Из серии поиграй со мною мама

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД  Каждое утро я отвожу своего сына в детский садик. И хотя он находится не совсем рядом, ходить мы стараемся пешком – такая у нас утренняя зарядка. ...

Индивидуальный план самообразования воспитателя. Тема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Индивидуальный план самообразованиявоспитателяТема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»....

Проект по теме: «Формирование художественно - эстетической культуры детей раннего и дошкольного возраста через эффективное взаимодействие ДОУ и семьи посредством использования нетрадиционных техник рисования» «Юный художник»

Развитие художественно-творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования....

Статья на тему: матрица поддержки детей раннего и дошкольного возраста, испытывающих трудности в общении. Особенности взаимодействия

Общен           Общение- это достаточно сложный процесс между людьми, взаимные отношения, дружеская или деловая связь заключается в обмене информации, в пониман...

Регламент оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС дошкольного возраста

   Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой частью деятельности любого образовательного учреждения, особенно актуально это по отноше...