Семинар «Обобщение опыта работы воспитателя по теме: Развитие творческих способностей детей 4–8 лет в СРЦ». август 2023
статья по коррекционной педагогике

Нетребскова Светлана Викторовна

Идея опыта: развивать художественно-творческие способности каждого ребёнка средствами нетрадиционных техник, постижение детьми возможностей различных художественных материалов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbuson_ro.docx94.1 КБ

Предварительный просмотр:


ГБУСОН РО  «СРЦ для несовершеннолетних Константиновского района»

Семинар

 «Обобщение опыта работы воспитателя по теме: Развитие творческих способностей детей 4–8 лет в  СРЦ». 

C:\Users\USER\Desktop\detsad-24040-1443967330.jpg

                                                                                                                         

                                                               

                                                                 Воспитатель:

                                                                  Нетребскова С.В.

                                                   

                                       АВГУСТ    2023г.

Идея опыта: развивать художественно-творческие способности каждого ребёнка средствами нетрадиционных техник, постижение детьми возможностей различных художественных материалов.

 

                                                                Могут наши ручки чудо сотворить,

                                                                И не только кистью мир отобразить 

Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек – творец. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия, побуждающие ребёнка заниматься изобразительной деятельностью, можно разбудить в нём дремлющие до поры до времени творческие возможности. Изображая то, что нравится и интересует ребёнка, он получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он очень дорожит им и хочет снова и снова испытать его. Эмоции, вызванные нетрадиционным изобразительным искусством, способны творить чудеса, они развивают способности детей и их творчество. Ни в одном другом возрасте ребёнок не развивается с такой лёгкостью и быстротой, и так надолго не закрепляет всё в памяти, как в дошкольном возрасте и эту возможность нельзя упустить.

Нетрадиционная изобразительная деятельность заключает в себе большой потенциал. Оно является средством умственного, эмоционального, эстетического, волевого и психического развития детей.

Художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Для ребёнка нетрадиционный художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, способствует созданию художественного образа. Познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. При использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.

Для того чтобы  изобразительная деятельность была для малыша любимым и желанным занятием, он должен себя чувствовать в таком творчестве счастливым и успешным.

Мы, взрослые, должны помочь ребёнку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью…

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования и аппликации на занятиях, обсуждение с коллегами в  учреждении, привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования и аппликации позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества и создают ситуацию успеха.

Можно сказать, что нетрадиционные техники прикладного творчества позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в работе чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования и аппликации.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

3. Способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

 Теоретическая база опыта

Творческая  деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников

1. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”

2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.

4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.

5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”

6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.

7. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное воспитание”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ...

Представление педагогического опыта по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребен...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики"

Индивидуальный план по самообразованию "Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики."...