Картотека игр по сенсорной интеграции
картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Фердерер Ирина Александровна

Картотека игр по сенсорной интеграци

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnik.docx153.59 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

i.jpg

Составила: Фердерер И.А.

Восприятие вкуса

«Заколдованные порошки».

Дидактическая задача: научить детей определять вкус, активизировать представления детей о значении языка в ощущении вкуса.

Материал: 3 подноса, розетки (кол-во детей 3), перемолотые в пудру соль, сахар, лимонная кислота.

Ход игры: Перед детьми 3 подноса с розетками. В розетках белый порошок (одинаковый на вид).

Педагог: «Что вы видите на подносах? (Ответы детей.) Это не

простые порошки, а заколдованные. Злой волшебник все продукты превратил в одинаковые порошки. Помогите мне расколдовать их. Для этого вы должны угадать, какие продукты здесь заколдованы. Как это можно узнать? (Ответы детей.) С неизвестными веществами надо обращаться очень осторожно. Даже трогать, нюхать их бывает опасно. Но мы знаем, что эти порошки съедобные. Вы правы, чтобы узнать, какие продукты здесь заколдованы, их можно попробовать языком и узнать их вкус. (Педагог предлагает

детям розетки с первого подноса.) Какой этот порошок на вкус?

Дети: Сладкий.

Педагог: Закройте глаза и представьте что-нибудь сладкое.

Чтобы злые чары рухнули, надо нарисовать то, что вы представили. Чем больше сладких продуктов вы нарисуете, тем лучше.

Дети рисуют. Педагог индивидуально беседует о том, что они рисуют. Аналогично проводится проба порошка на 2-ом подносе (кислый), на 3-м (соленый).

Заключительные вопросы:

– Что мы определяли, когда пробовали порошок? (Педагог помогает сделать вывод, что дети определяли вкус порошка.)

– Какой помощник вам помогал определить вкус?

« Угадай на вкус».

Дидактическая задача: учить детей угадывать пищу на вкус (не глядя на нее)

Материал: Кусочки разной пищи (от 3–5 до 10–12 контрастных по вкусу продуктов), ложечки (по количеству детей).

Ход игры: Педагог предлагает ребенку определить на вкус разные продукты. Для этого он кладет ребенку в рот по очереди маленькие кусочки разной пищи. Целесообразно побеседовать с детьми о том, по каким признакам они различали вкус пищи.

«Веселое чаепитие».

Дидактическая задача: познакомить детей с зависимостью вкусовых ощущений от температуры продукта.

Материал: горячий (не обжигающий) и теплый чай с одинаковым количеством сахара. Куклы: Мальвина, Буратино.

Ход игры: Мальвина приглашает детей попить чаю. Но вот беда, она не знает, положил ли Буратино сахар в чай и всем ли

одинаковое количество сахара он положил. Как узнать? (Попробовать чай.)

Дети пробуют горячий и теплый чай. Они определяют, что сахар Буратино уже положил, т.е. чай сладкий. Теплый чай кажется слаще, чем горячий. Приходит Буратино. Мальвина спрашивает у него, правильно ли дети определили. Буратино сообщает, что он клал одинаковое количество сахара. Мальвина удивлена, почему же дети ошиблись. Педагог рассуждает с детьми и помогает им сделать вывод о том, что вкус зависит от температуры продукта. И человек лучше чувствует вкус теплых продуктов, чем горячих.

«Какое яблоко слаще?»

Дидактическая задача: учить детей различать вкус продуктов. Дать знания о том, что вкусовые ощущения зависят от последовательности приема пищи разного вкуса.

Материал: яблоко, аскорбиновая кислота (лимон).

можно попробовать языком и узнать их вкус. (Педагог предлагает

Ход игры: Педагог предлагает детям узнать на вкус, чем он угостит их. Дает детям попробовать небольшой кусочек яблока, затем лимон (можно аскорбиновую кислоту – витаминку), затем снова яблоко. Дети отгадывают. Педагог спрашивает: «Какое яблоко было слаще? Первое или второе?»

Детям кажется, что второе яблоко было слаще. Педагог сообщает детям, что он угощал их одним и тем же яблоком. Почему же им показалось, что второе яблоко слаще? Помогает сделать вывод о том, что вкус зависит от последовательности приема пищи разного вкуса. Если после кислого съесть что-нибудь сладкое, то оно покажется слаще, чем обычно.

«Волшебная вода».

Дидактическая задача: научить детей различать вкус продуктов.

Дать знания о том, что вкусовые ощущения зависят от последовательности приема пищи разного вкуса.

Материал: у каждого ребенка: стакан с соленой, сладкой и простой водой (контраст должен быть незначительным), соломка для коктейлей, три метки разного цвета.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в дегустаторов и попробовать воду. Перед каждым ребенком стакан со сладкой и простой водой. Дети через соломку пробуют воду и определяют ее вкус. Педагог предлагает на стакан с простой водой наклеить синюю метку, со сладкой – красную. Затем ставит для дегустации стакан с соленой водой. Просит определить вкус и наклеить зеленую метку. Затем педагог предлагает детям с закрытыми глазами определить на вкус, из какого стакана они пробуют воду (ставит соломки детей в стакан с простой водой). Многим детям кажется, что вода в стакане сладкая. Почему? Педагог помогает детям сделать вывод о том, что вкус зависит от последовательности приема пищи разного вкуса. После соленой воды даже простая вода кажется сладкой, а сладкая кажется еще слаще.

Зрительное восприятие

«Собери хоровод друзей».

Дидактическая задача: учить детей различать геометрические фигуры по форме, группировать их.

Материал: комплект фигур (круги, треугольники, овалы, квадраты, прямоугольники) разного цвета и размера.

Ход игры: разложить все фигуры перед ребенком и предложить ему собрать одинаковые фигуры в хоровод. Ребенок во время работы называет геометрические фигуры. Если он успешно справился с первым заданием, можно предложить ему собрать фигуры одного цвета в хоровод. Например, хоровод желтых фигур. В дальнейшем для обозначения способа группирования можно использовать карточки с условными обозначениями.

форма

размер

цвет

«Найди место треугольнику».

Дидактическая задача: научить детей различать различные виды треугольников.

Материал: карточка с контурным изображением.

Набор треугольников, вырезанных из картона. Усложнение: треугольники сделать одного цвета с двух сторон.

Ход игры:

Вариант 1 Попросить ребенка положить эти треугольники на рисунок, «закрыть окошки».

Вариант 2 Предложите ребенку выложить такой же рисунок на фланелеграфе по образцу, «построить дом».

        

«Отгадай предмет».

Дидактическая задача: научить ребенка выделять в предмете отдельные признаки и части.

Материал: алгоритм описания – схемы.

фольга

дерево

цвет

форма

размер

материал

части

Набор картинок. Например: дом, стол, кастрюля, книга, ваза, мяч, шарф.

Ход игры: Игра проводится с группой детей (3–4 чел). Разложить картинки перед детьми, рассмотреть и назвать их. Попросить одного ребенка загадать картинку и описать ее по схеме.

Например: коричневый, прямоугольный, большой, каменный, у него есть стены, крыша, двери, окна.

Ребенок, первым отгадавший картинку, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

«Найди похожие коврики».

Дидактическая задача: научить детей выделять пространственное расположение предметов в различных условиях.

Материал: 4 набора карточек (по 4 шт. в каждом), 10 ×10 см с изображением геометрических фигур по углам и в середине, выполненных в контурном, силуэтном и цветном изображении.

Расположение фигур между наборами разное.         

Ход игры

Вариант 1 Перемешать карточки и разложить их перед ребенком. Предложить описать расположение фигур на одной из карточек. Затем показать ребенку карточку и попросить найти такую же, но цветную и т.д.

Вариант 2 Перемешайте карточки и разложите их перед ребенком. Предложить найти все коврики с одинаковым рисунком.

Вариант 3 Игра проводится с группой детей (2–4 чел.) Карточки раздаются игрокам. У каждого игрока карточки с разным расположением фигур. Ведущий выбирает одну из своих карточек и начинает рассказывать, какие фигуры где находятся. Игроки смотрят на свои карточки. Тот, у кого расположение фигур на карточке совпадает с описанием, показывает ее, и вместе с ведущим они откладывают свои карточки. Теперь ведущим становится победивший игрок. Выигрывает тот, кто первым вышел из игры.

Описание карточки надо делать так: на карточке вверху справа круг, внизу справа овал, верху слева треугольник, внизу слева квадрат, в середине прямоугольник. Можно избрать другой порядок описания, например, начинать с середины, или с низу, или с верхнего ряда.

«Оживи картинку».

Дидактическая задача: научить детей передавать пространственное расположение предметов, «читать» схему, выделять форму предметов.

Материал: карточки-схемы пространственного расположения

предметов.

Материал: книга, куб, неваляшка, мяч, пирамидка, морковь,

яйцо.

Ход игры

Вариант № 1 Предложите детям по схеме расставить на столе предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам.

Вариант № 2 Расставить игрушки на столе и предложить детям нарисовать схему их расположения, «заколдовать игрушки».

«Самая непохожая».

Дидактическая задача: научить группировать предметы по различным признакам, выделять предмет по трем признакам одновременно.

Материал: Различные геометрические формы; 8 цилиндров:

красный, высокий, толстый; красный, высокий, тонкий; красный, низкий, толстый; красный, низкий, тонкий; желтый, высокий, толстый; желтый, высокий, тонкий; желтый, низкий, толстый; желтый, низкий, тонкий.

Выделить признаки: цвет, высота, толщина.

8 прямоугольников: красный, широкий, длинный; красный, широкий, короткий; красный, узкий, длинный; красный, узкий, короткий; оранжевый, широкий, длинный; оранжевый, широкий, короткий; оранжевый, узкий, длинный; оранжевый, узкий, короткий.

Выделить признаки: цвет, длина, ширина.

4 квадрата: большой, желтый; большой, зеленый; маленький, желтый; маленький, зеленый. 4 ромба: большой, желтый; большой, зеленый; маленький, желтый; маленький, зеленый.

Выделить признаки: форма, цвет, размер.

Ход игры

Предлагаемые варианты соответствуют набору № 1 Игры с на-

борами № 2, 3 проводятся аналогично, изменяются только выделяемые параметры.

Игра проводится с одним ребенком или с группой детей

(2–4 чел.). Цилиндры расставляются перед детьми и предлагается рассмотреть их. «Чем отличаются цилиндры?»

Вариант № 1 Ведущий показывает любой цилиндр. Из оставшихся цилиндров дети должны выбрать самый непохожий. «Найди цилиндр, который ни цветом, ни высотой, ни толщиной не похож на мой». Ребенок, который первым нашел нужный цилиндр, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Вариант № 2 Деление цилиндров на группы по различным признакам. «Догадайся, по какому признаку надо разделить цилиндры». Педагог демонстрирует одно из условных обозначений. Уточняющие вопросы: «По какому признаку ты разделил цилиндры? Какие цилиндры в этой группе, а в этой?»

«Соединялки»

Дидактическая задача: научить различать и соотносить форму, цвет, размер предметов на расстоянии, развивать прослеживающую функцию зрения.

Материал: обложка для школьной тетрадки, писчая бумага, 2 карточки размером 21×6 см.

Содержание карточек:

– форма – форма, «соедини одинаковые фигуры»;

– форма – предмет, «соедини предмет с фигурой такой же формы»;

– овалы – предметные изображения, выполненные на основе этих овалов, «подбери овал к картинке, соедини»;

– игрушки различных оттенков, например, зеленого цвета – «соедини игрушки одного оттенка», «соедини одинаковые игрушки»;

– сапоги на левую ногу разных цветов – сапоги на правую ногу соответствующих цветов, «найди пару, соедини»;

– клоуны в костюмах красного, зеленого, синего цвета – пуговицы голубая, красная, оранжевая; банты фиолетовый, желтый, зеленый; «помоги украсить костюмы клоунов, пуговицы и банты должны быть контрастных цветов по отношению к костюмам, соедини»;

– варежки на левую руку с различными рисунками – варежки на правую руку с соответствующими рисунками, «найди пару, соедини»;

– грузы различного размера – грузовики, везущие грузы различного размера, «какой грузовик везет груз такого же размера? Соедини».

– катушки различной толщины, низкие – катушки различной толщины, высокие, «соедини катушки одинаковой толщины»;

– крышки различного размера – кастрюли различного размера, «подбери крышку к кастрюле, соедини»;

– овощи (контурное изображение) – круги бордового, красного, оранжевого, коричневого, зеленого, желтого цвета, «подбери цвет каждому овощу, соедини»;

– флажки, составленные из прямоугольников и треугольников, разноцветные – такие же флажки, но в другом порядке, «найди одинаковые флажки, соедини»;

– различные фигуры, не геометрические, например: стрелка, крест, месяц, капля и т.д. – соответствующие фигуры, но меньшего размера и в другом порядке, «найди похожие фигуры, соедини»;

Карточки вкладываются слева и справа в обложку тетради,

писчая бумага подкладывается под карточки и служит полем для

проведения линий .

Ход игры: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки на карточках. В зависимости от содержания карточки дает игровое задание, например: «К Незнайке пришли друзья, поиграли, а когда стали собираться домой, увидели, что все их варежки перепутались. Помоги им найти пары». Педагог обращает внимание ребенка на то, что линии должны быть прямыми, а для этого необходимо заранее найти варежке пару и взглядом определить направление.

«Башни»

Дидактическая задача: научить ребенка различать геометрические фигуры по форме и цвету.

Материал: Образец, на котором изображены фигуры разного цвета. Карточка с контурным изображением башни.

Ход игры: Педагог показывает ребенку контурное изображение башни и предлагает игровое задание: «В стране лилипутов прошел дождь и смыл все краски. Загрустили маленькие человечки. Помогите им, ребята!» Предложить детям рассмотреть разбросанные детали. Затем раскрасить башню.

Восприятие запаха

«Узнай по запаху».

Дидактическая задача: учить детей различать запахи, развивать обоняние.

Материал: коробочки с различным наполнением, например: шоколад, апельсиновые корки, горелая спичка, зубная паста, мыло и т.д.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку закрыть глаза и, понюхав, определить, что лежит в коробочке. Можно предложить ребенку нарисовать предмет, который имеет такой запах.

«Подбери пару».

Дидактическая задача: учить детей различать запахи, развивать обоняние.

Материал: 8 баночек с различным наполнением, например: 2 баночки с мятой, 2 баночки с чаем, 2 баночки с гвоздикой, 2 баночки с ванилью. На дне каждой баночки приклеены метки. У баночек с одинаковым наполнением метки одинаковые. В крышках баночек необходимо сделать 5–6 дырок. В качестве баночек можно использовать емкости для специй.

Ход игры: Баночки находятся в двух контейнерах слева и справа от ребенка. Педагог предлагает ребенку подобрать каждой баночке пару и показывает способ выполнения задания: берет баночку из контейнера слева, нюхает ее, ставит перед собой, по очереди нюхает баночки из контейнера справа, подбирает с таким же запахом и ставит рядом с баночкой из контейнера слева. Затем педагог предлагает ребенку самому продолжить подбирать пары. Выполнив задание, ребенок может себя проверит, сравнив метки на дне баночек. В дальнейшем ребенок может играть в эту игру без участия взрослого.

Слуховое восприятие

«Какой колокольчик звенит?»

Дидактическая задача: научить детей различать звуки различной высоты.

Материал: два колокольчика (большой и маленький), у каждого ребенка 2 геометрические фигуры (большая и маленькая).

Ход игры: Воспитатель демонстрирует, как звучит каждый колокольчик. Затем звенит одним из колокольчиков за ширмой. Если ребенок думает, что звенит большой колокольчик, он поднимает большую фигуру, маленький колокольчик — маленькую фигуру.

«Какой кубик звучит?»

Дидактическая задача: учить детей различать звуки различной громкости.

Материал: три кубика: желтый кубик наполнен манкой, оранжевый — рисом, красный – фасолью. У каждого ребенка по 3 круга желтого, оранжевого и красного цветов.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует, как звучит каждый кубик. Подбирает с детьми каждому кубику глагол: желтый –шуршит, оранжевый – гремит, красный — грохочет. Затем воспитатель за ширмой встряхивает один из кубиков. Дети должны поднять круг, соответствующий цвету кубика. Усложнение: взять 5 кубиков разного цвета, наполненных манкой, пшеном, рисом, горохом, фасолью.

«Что я делаю?»

Дидактическая задача: учить детей различать звуки, производимые различными предметами.

Материал: ножницы, бумага, чашка с водой, чайная ложка, два стакана с водой и др. предметы.

Ход игры: Дети сидят (педагог заранее приготовил на столе необходимые предметы, накрыл их салфеткой). Педагог объясняет, что он будет сейчас что-то делать с разными предметами: «Вы должны внимательно слушать с закрытыми глазами. Потом скажете мне, что я делала». Педагог просит закрыть глаза. Поочередно производит различные действия:

1 Берет в руки лист бумаги и рвет его.

2 Мнет бумагу в руках.

3 Режет бумагу ножницами.

4 Размешивает в чашке воду ложечкой, позвякивая ею.

5 Переливает воду из одного стакана в другой.

6 Ударяет мячом о пол.

7 Передвигает стул и т.д.

После окончания каждого действия педагог просит детей открыть

глаза и сказать, что и с какими предметами делалось.

«Мир вокруг нас в звуках».

Дидактическая задача: учить детей различать звуки города, деревни, моря, леса.

Материал: кассеты «Звуки города», «Деревенский двор», «Звуки леса», «Звуки моря».

Ход игры: Вариант 1 Педагог предлагает детям поиграть.

Педагог: С помощью волшебных звуков мы будем путешествовать по Земле.

Предлагает детям закрыть глаза, послушать и сказать, где они очутились. Что услышали. Педагог комментирует запись, возвращает ее, предлагает послушать еще раз. При первом прослушивании лучше использовать одну кассету и сочетать прослушивание с психогимнастикой.

Вариант 2 После того как дети познакомились со всеми записями, педагог включает небольшой отрывок и предлагает определить какие звуки леса, моря, города или деревни они услышали.

«Чье имя я назвала?»

Дидактическая задача: учить детей воспринимать шепотную

речь.

Ход игры: Педагог объясняет детям, что он будет произносить их имена шепотом. Тот, кто услышит свое имя, должен хлопнуть в ладоши.

«Узнай по голосу»

Дидактическая задача: учить детей узнавать сверстников по голосу.

Ход игры: Выбирается водящий (ребенок). Он отворачивается.

Педагог договаривается с детьми: до кого он дотронется (на кого по-

смотрит): тот, будет звать сверстника. Ребенку предлагается определить, кто из товарищей его позвал. Можно предложить детям изменять голос (говорить более высоким или низким голосом).

«Испорченный телефон».

Дидактическая задача: учить детей воспринимать шепотную речь.

Ход игры: Выбирается ведущий (первое время им может быть педагог). Дети сидят в ряд. Ведущий говорит первому ребенку слово на ухо. Тот передает его по цепочке. Ведущий начинает опрос «Что услышал?» с последнего ребенка. Если слово передано верно, ведущим становится первый ребенок. Если слово названо неправильно, ведущий, опрашивая, выясняет, кто «испортил слово». Тот, кто «испортил» слово садится в конец цепочки. Ведущий называет новое слово.

«Где звенит колокольчик?»

Дидактическая задача: учить детей на слух определять направление звука.

Материал: Колокольчик (другой звучащий предмет, например, погремушка).

Ход игры: Ребенок закрывает глаза. Педагог звенит колокольчиком вверху, внизу, на уровне головы: слева, справа, впереди, сзади. Ребенок должен сказать, где звенел колокольчик.

«Откуда слышится звук?»

Дидактическая задача: учить детей определять направление звука.

Материал: бубен, резиновая пищащая игрушка, погремушка, колокольчик.

Ход игры: В игре принимают участие 5 человек. Педагог и дети

рассматривают игрушки, слушают, как они звучат. Считалкой выбирают водящего. Он становится посередине. Остальные дети берут по игрушке и расходятся в разные стороны от водящего на 3–4 м. Водящий закрывает глаза. Тот, до кого дотронулся педагог, начинает звучать своей игрушкой, а водящий должен сказать, где и что звучало. Например: «Справа от меня звучал бубен». Если водящий угадал, его место занимает другой ребенок, педагог меняет игрушки.

Усложнение: звучат по порядку 2, 3, 4 игрушки. Водящий должен запомнить, что и где звучало.

Тактильное восприятие

«Волшебный мешочек».

Дидактическая задача: учить детей различать форму геометрических фигур путем ощупывания.

Материал: красиво украшенный мешочек, геометрические фигуры.

Ход игры:

Вариант 1. Педагог предлагает ребенку достать круг, овал, прямоугольник и т.д. Ребенок, который правильно выбрал геометрическую фигуру, оставляет ее у себя. Ребенок, который ошибся, возвращает фигуру в мешочек.

Вариант 2. Ребенок ощупывает геометрическую фигуру и говорит, что он нашел. Достает из мешочка и зрительным способом проверяет правильность выбора. Если назвал правильно, оставляет фигуру у себя, если нет – возвращает в мешочек. Побеждает тот, у кого окажется больше геометрических фигур.

Эту игру необходимо проводить с плоскими и объемными геометрическими фигурами. Сначала предлагать для восприятия геометрические фигуры легко различимые (например, круг и квадрат). Затем фигуры, обладающие большим сходством (например, круг и овал, квадрат и прямоугольник).

«Волшебный сундучок».

Дидактическая задача: учить детей обследовать предмет и узнавать его путем ощупывания.

Материал: ящик с двумя прорезями для рук и открывающейся крышкой, различные игрушки, предметы.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку узнать, что лежит в волшебном сундучке (ребенок обследует предмет двумя руками).

Если ребенок не может узнать предмет, педагог задает наводящие вопросы. Например:

– Какой формы предмет?

– Что у него есть?

– Из чего он сделан?

Сначала для восприятия надо предлагать один предмет, затем 2–3 и более. После восприятия нескольких предметов, можно использовать игровой прием «Какой игрушки не стало?», «Какая игрушка появилась?» и т.д.

«Маленькая хозяйка».

Дидактическая задача: учить детей различать крупу на ощупь.

Материал: баночки с различной крупой; небольшие мешочки с завязками, наполненные крупой из баночек (по 2 мешочка с каждой крупой).

Ход игры:

Вариант 1. Педагог рассматривает с детьми крупу в баночке, предлагает ее потрогать, выделяет отличительные особенности. Затем предлагает найти мешочек с такой же крупой (ткань у мешочка должна быть достаточно тонкой, чтобы крупа легко прощупывалась). После сделанного выбора ребенок развязывает мешочек и зрительно убеждается в правильности

выбора.

Вариант 2. Педагог раздает каждому ребенку по мешочку с крупой и предлагает найти пару, т.е. мешочек с такой же крупой. После сделанного выбора ребенок развязывает мешочек и зрительным способом убеждается в правильности выбора.

«Веселые дощечки».

Дидактическая задача: учить детей различать поверхности с разной шероховатостью, развивать тактильную память, образную память, воображение.

Материал: 10 дощечек с разной шероховатой поверхностью: на

картон (оргалит, фанеру) наклеены мех, наждачная бумага, фланель, накапан расплавленный воск со свечи, наклеен шнурок, целые спички, ломаные спички, фольга, бархат, вельвет.

С обратной стороны дощечки написан ее порядковый номер.

Ход игры:

Вариант 1. Ребенок с закрытыми глазами ощупывает дощечку, говорит,

какая она, что она напоминает.

Вариант 2

Педагог: Старайся представить себе это так ясно, как будто видишь это на самом деле.

Например: Она пушистая, мягкая, теплая, ее приятно трогать. Она напоминает кошечку, мягкую игрушку, собачку, кролика и т.д. Ребенок закрывает глаза и тщательно, не торопясь, ощупывает поверхность каждой дощечки. Педагог предлагает ребенку запомнить, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем дощечки перемешиваются ребенку предлагают попробовать дощечки на ощупь, разложить их в прежнем порядке. Первая игра может проводиться с тремя дощечками, затем их количество увеличивается до 10. Контроль ошибок проводит сам ребенок, перевернув дощечки и установив правильный порядок чисел.

Вариант 3

Для этого упражнения понадобится два набора дощечек. Педагог предлагает ребенку с закрытыми глазами разложить дощечки парами или предлагает ребенку ощупать одну дощечку и найти такую же среди своих дощечек (с закрытыми глазами).

Вариант 4

Педагог: Ты уже много играл с дощечками. Наверняка одни из них тебе нравятся больше, другие — меньше. А какие-то могут быть даже неприятны. Попробуй с закрытыми глазами разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной. Некоторые дощечки могут напоминать какие-то события: неприятные или приятные, грустные или радостные. Затем педагог предлагает ребенку рассказать, почему он разложил дощечки именно так.

Закончить игру можно словами: «Когда у тебя будет плохое настроение, представь, что ты трогаешь дощечку, которая тебе нравится больше всего. Ты почувствуешь, как твое плохое настроение у-ле-ту-чит-ся!»

Вариант 5

Дополнительный материал: 10 картинок с изображением различных предметов, например: башмак, дом, морковь, ведро, машина, дорога, собака, меч, платок, капля.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку положить картинки

в ряд в любом порядке, под картинками также в любом порядке

разложить дощечки.

Педагог: Тебе надо запомнить, на какой дощечке, какая картинка лежит. Смотреть надо только на картинку, а дощечку надо запоминать на ощупь. Посмотри, как это делаю я. У меня над дощечкой № 3 оказалась картинка с каплей. Я дотрагиваюсь до дощечки и смотрю на картинку. Под рукой чувствую ткань, а на картинке вижу каплю. Как связать каплю и то, что я чувствую пальцами? Представляю, как я выжимаю мокрую тряпку и на пол падает сверкающая капля. Теперь, когда я с закрытыми глазами потрогаю дощечку № 3, легко вспомню нужную картинку.

Ребенок, дотрагиваясь до дощечек, одновременно рассматривает картинки и запоминает, над какой дощечкой какая картинка лежит. Затем с закрытыми глазами берет наугад любую дощечку, трогает ее, называет картинку, которая над ней лежала. На начальном этапе можно помогать ребенку создавать ассоциации. Затем он будет легко делать это сам. Набор картинок необходимо менять. Эта игра хорошо развивает как тактильную, так и образную память. Во время многих игр для развития тактильного восприятия

ребенок должен закрыть глаза. Ему обычно бывает трудно выполнить это условие. У детей возникает естественное желание посмотреть. Чтобы ребенок лучше мог сосредоточиться на тактильном восприятии, можно использовать черные очки. Мы их шьем из черной ткани с небольшим уплотнением из ваты. Они приятны на ощупь и не вызывают дискомфорта у ребенка. Одновременно это и способ снять зрительное утомление. Дополнительное затемнение способствует лучшей зрительной релаксации.

«Найди геометрической фигуре дом».

Дидактическая задача: учить детей различать форму геометрических фигур с помощью ощупывания.

Материал: геометрические фигуры (например, желтые треугольники, синие квадраты и красные круги), лоток с тремя вертикальными делениями и одним горизонтальным, черные очки.

Ход игры: В горизонтальной ячейке лотка лежат геометрические фигуры. Педагог рассматривает с ребенком геометрические фигуры и уточняет их название. Затем просит ребенка найти геометрической фигуре дом: берет треугольник, кладет в ячейку слева – «треугольники живут слева», берет круг и кладет в ячейку справа «круги живут справа», берет квадрат и кладет в ячейку по- середине – «квадраты живут посередине». «Твоими помощниками сегодня будут руки, а глаза отдохнут». Ребенок надевает черные очки и сортирует геометрические фигуры на ощупь. Затем с помощью зрения, сняв очки, проверяет правильность выполнения задания. Геометрические фигуры

должны быть разного цвета, тогда ошибка будет видна сразу.

Для аналогичной игры можно использовать геометрические фигуры разного размера.

Дидактическая задача: учить детей различать размер геометрических фигур с помощью ощупывания.

– Проволочки различной толщины.

Дидактическая задача: учить детей различать толщину предметов ощупывания.

– Полоски бумаги различной фактуры.

Дидактическая задача: учить детей различать различную фактуру бумаги ощупывания.

– Полоски из различной ткани.

Дидактическая задача: учить детей различать различную фактуру ткани ощупывания.

– Набор небольших игрушек.

Дидактическая задача: учить детей различать предметы ощупывания.

– Косточки различных фруктов (например: вишни, абрикоса, персика).

– Пуговицы различной формы и размера.

Дидактическая задача: учить детей различать форму, величину предметов, поверхность ощупывания.

– Объемные геометрические фигуры.

Дидактическая задача: учить детей различать форму путем

ощупывания.

«Холодно–тепло–горячо».

Дидактическая задача: учить детей тактильно различать температуру.

Материал: три одинаковые бутылки (с хорошо закрывающимися пробками) или небольшие одинаковые грелки с водой – холодной, теплой и горячей, три миски, полотенце.

Ход игры:

Вариант 1. (Игра проводится индивидуально.) Ребенок сидит на стуле перед столом педагога. На столе стоят две бутылки: с теплой и холодной водой. Педагог просит ребенка закрыть глаза и дает ему в руки одну из бутылок. Потом ставит ее на место, предлагает ребенку открыть глаза, найти ту бутылку, которая только что была у него в руках. Ребенок ощупывает бутылки, находит нужную. Педагог спрашивает, какая вода в ней. При повторных проведениях игры вводится третья бутылка с горячей водой.

Вариант 2. (Игра проводится с небольшой подгруппой детей.) На столе у педагога три бутылки с водой разной температуры и три пустые миски. Около стола трое детей. Педагог просит каждого взять в руки по одной бутылке, подержать и поставить на место. Затем просит детей закрыть глаза, меняет бутылки местами, а из одной выливает воду в миску. Дети открывают глаза, пробуют воду в миске рукой и определяют, чья бутылка пустая. Педагог спрашивает детей, как они узнали, из чьей бутылки он вылил воду

и помогает детям правильно употребить определения «холодная», «теплая», «горячая».

«Кто тебя коснулся?»

Дидактическая задача: учить детей тактильно различать температуру.

Материал: две бутылочки (с хорошо закрывающимися пробками) или две небольшие грелки с холодной и теплой водой, две картинки с изображением снежинки и солнышка.

Ход игры: Педагог касается ладошки ребенка одной из бутылочек. «Почувствуй, кто тебя коснулся, солнышко или снежинка. Подойди к картинке». Педагог спрашивает детей, как они узнали, что их коснулось солнышко (снежинка). Игра повторяется.

«Где я взяла воду?»

Дидактическая задача: учить детей тактильно различать температуру, учить соотносить качества предметов.

Материал: бутылочки или тазики с холодной и теплой водой, картинки (первая пара картинок: на одной изображен чайник, стоящий на плите, на другой — речка в осенний день; вторая пара картинок: на одной — речка зимой с прорубью, на другой – речка летом).

Ход игры: Педагог предлагает ребенку угадать, откуда он налил воду в тазик, раскладывает перед ним две картинки. Ребенок щупает воду и показывает или называет картинку, откуда взята вода. Педагог спрашивает ребенка, как он узнал, т.е. дает возможность самостоятельно сделать вывод: «Теплая вода взята из чайника, который нагрели на плите, а холодная – из речки».

В дальнейшем можно использовать другие картинки, сохраняя ту же дидактическую задачу.

«Платочек для куклы».

Дидактическая задача: учить детей узнавать и различать предметы на ощупь, опираясь на один признак – фактуру материала.

Материал: три куклы в разных платочках: одна – в шелковом, другая – в шерстяном, третья – в вязаном (крупная вязка), «чудесный мешочек».

Ход игры: (проводится небольшими подгруппами по 2–3 ребенка). Педагог показывает детям трех кукол в платочках: на одной – шелковый платок, на другой – тканевый шерстяной, на третьей – вязаный. Куклы здороваются с детьми, радуются, что пришли в гости. Педагог рассматривает с детьми платочки, предлагает детям их потрогать, ощупать. Дети приглашают кукол попить чаю, а платочки складывают в мешочек. Угостившись, куклы собираются уйти и просят детей надеть их платочки. Дети на ощупь отыскивают платочки в «чудесном мешочке» и надевают их на своих кукол. Куклы прощаются и уходят.

«В посудном магазине».

Дидактическая задача: учить детей на ощупь различать материал, из которого сделана посуда.

Материал: 1-й набор – ложки пластмассовые и металлические;

2-й набор — тарелки фаянсовые, пластмассовые, металлические;

3-й набор – различные предметы посуды из разных материалов;

«чудесный мешочек».

Ход игры: Один из детей — продавец, остальные — покупате-

ли. Они по очереди говорят продавцу, что хотят купить. Продавец

на ощупь в «чудесном мешочке» отыскивает нужный предмет.

В первом наборе произвести выбор легче всего. Во втором труд-

нее из-за разнообразия материала. В третьем наборе ребенок дол-

жен найти нужный предмет и материал. Можно предложить по-

купателям парные предметы к находящимся предметам посуды

в «чудесном мешочке». Они говорят продавцу: «Я хочу купить

у вас это (показывают)». Продавец находит на ощупь нужный

предмет и продает покупателю, если тот его правильно опишет,

например: «Это металлическая тарелка круглой формы, серого

цвета».

Аналогично можно провести игру «В хозяйственном магазине».

«Барические дощечки».

Дидактическая задача: развивать барическое чувство.

Материал: 3 коробочки с деревянными дощечками:

1-я коробочка – легкое дерево (каждая дощечка весит 5 г), дощечки светлого тона.

2-я коробочка – более тяжелое дерево (10 г), дощечки более темного тона.

3-я коробочка – самое тяжелое дерево (15 г), дощечки темного тона.

Ход упражнения: Сначала сравниваются дощечки из 2-х коробочек: 1-я и 3-я, 1-я и 2-я, 2-я и 3-я. Педагог говорит: «Сегодня я покажу тебе весовые дощечки». Строит штабель, перемешивая дощечки в различном порядке. Берет две верхние дощечки и на руке «взвешивает», кладет на место. Говорит: «Теперь ты можешь взять и попробовать, одинаковые по весу они или разные». Если дощечки одинакового веса, то одну из них ребенок кладет

справа от штабеля, разные – слева. Берет следующую дощечку и «взвешивает» на пальцах. Таким образом сортируются все дощечки. Когда сортируем дощечки из 3-х коробочек, то их раскладывают справа, слева и перед штабелем.

Усложнение: выполнять упражнение с закрытыми глазами.

«Тепловые баллончики».

Дидактическая задача: учить детей тактильно различать температуру.

Материал: деревянная коробка с 8 или 10 баллончиками, в которые наливается вода разной температуры, полотенце. Баллончик с температурой тела помечен на крышке. Снизу баллончики имеют метку: холодные – синюю, горячие – красную, теплые – розовую, с температурой тела - голубую.

Ход упражнения: Педагог вместе с ребенком набирает горячую воду в кувшин. Наливает горячую воду в баллончики с соответствующими метками. Разбавляет воду так, чтобы она стала теплой. Наливают во вторую пару. Разбавляет воду еще раз, делая ее температуры тела, наливает в третью пару. В четвертую пару наливает холодную воду. Баллончики вытирает полотенцем и ставит в коробку, перемешивая их внутри ряда.

Педагог: Сегодня я тебе покажу, как мы работаем с тепловыми баллончиками. Берет баллончик из одного и из другого ряда, начиная с баллончика, помеченного на крышке (температура тела). Демонстрирует, как надо обхватывать баллончик ладонью. Ставит назад.

Педагог: Теперь ты попробуй одинаковой они или разной температуры?

Ребенок пробует, если баллончик теплее (или холоднее) первого, то выставляет его слева от коробки. Баллончики одинаковой температуры ставит справа от коробки на крышку. Когда подобраны все 4 пары, ребенок проверяет нет ли ошибок.

Контроль ошибок: перевернуть баллончики и проверить, совпадают метки на дне баллончиков или нет. Если ребенок не хочет больше выполнять упражнение, он раскручивает баллончики и выливает воду и кладут их обратно в коробку.

«Тепловые таблички».

Дидактическая задача: развивать тепловое ощущение.

Материал: пары табличек, выполненные из дерева, мрамора, войлока, пробки, стали, стекла.

Ход упражнения:

Педагог: Сегодня я покажу тебе, как мы работаем с тепловыми табличками.

Раскладывает таблички на столе полукругом. Нижней частью ладони, пальцы согнуты и немного подняты, трогает две первые таблички.

Педагог: Теперь ты потрогай.

Ребенок повторяет. Таблички одинаковой температуры выкладывает парами перед собой. Для ребенка с проблемами в развитии количество табличек может быть уменьшено.

Контроль ошибок: визуальный, одновременное восприятие табличек двумя руками.

Усложнение: выполнение упражнения с завязанными глазами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Телесные практики" (сенсорная интеграция)

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯСенсорная интеграция: Является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге. Организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прик...

Сенсорная интеграция. Дисфункция сенсорной интеграции.

Что делать с ребенком, который ведет себя нестандартно в, казалось бы, простых, безобидных ситуациях? Как реагировать, когда он за столом зажимает нос и отворачивается от еды, или наоборот, обнюхивает...

Картотека игр по сенсорной интеграции в ДОУ для детей с ОВЗ

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и...

НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В 2022/23 учебном году мы осуществляем проект  «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА». В рамках этого проекта мы подготов...

Картотека упражнений для стимуляции сенсорных ощущений для детей с нарушениями сенсорной интеграции

http://Поступление ребенка в ДОУ – это очень сложный период в его жизни. Одним из основных требований ФГОС ДО, является осуществление психолого - педагогического сопровождения ребенка в процессе...

Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по сенсорной стимуляции и интеграции психических функций у детей 3-7 лет «Сенсорная Интеграция».

Программа направлена на развитие компонентов сенсорной интеграции (проприоцептивный, вестибулярный, осязательный, слуховой), компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольног...