Занятие по логоритмике для детей старшей группы с общем недоразвитием речи Тема: «Гуси-лебеди» (по мотивам русской народной сказки)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Стецура Мария Сергеевна

Занятие способствует преодолению речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании слова и музыки.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по логоритмике для детей старшей группы

с общем недоразвитием речи

Тема: «Гуси-лебеди» (по мотивам русской народной сказки)

 

    Цель: преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Воспитывать любовь к сказкам.

    Задачи:

• Развивать тонкую, общую и артикуляционную моторику,   речевое дыхание, речевой слух, внимание, мелодико – интонационную сторону речи, чувство ритма, музыкальный слух,  слухо – двигательную координацию.

• Воспитывать выразительность движений, способность переключаться с одного поля деятельности на другое, умение согласовывать музыку с движением.

• Создавать у детей положительную установку на занятия.

  Оборудование: музыкальный центр, мячики Су-джок, деревянные палочки, настольный театр «Гуси-лебеди», дидактическая игра «С  чем пирожок?», дидактическая игра «Рыбалка»,  фонарик, игра на развитие дыхания  «Яблоки».

Ход занятия:

Организационный момент.  

Дети входят в зал под звучание русской народной мелодии.

Цель: развитие музыкальности и чувства ритма.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Здравствуйте, дети. А давайте с вами поздороваемся друг с другом под музыку. (Проводится коммуникативная игра «1,2,3 – здравствуй говори».)

Игра «1, 2, 3 - здравствуй говори» (муз. руководитель).

 1.

Зашагали ножки        – шагают по кругу, поднимая  коленки в рассыпную 

Весело по кругу.

Приведут нас ножки

По дороге к другу.                               – останавливаются
Припев:

1, 2, 3 - «Здравствуй»  говори,          – кивают головкой вправо, затем влево

1, 2, 3, - руку мне пожми!                    - пожимают друг другу руку 
2.

Побежали ножки                                   – бегут по кругу
Весело по кругу,
Приведут нас ножки

По дорожке к другу.                             – останавливаются
Припев:

1, 2, 3 – головкой поклонись,              – кивают головкой вправо, затем влево

1, 2, 3 – мило улыбнись!                      - улыбаются друг другу
3.

Поскакали ножки                                  – скачут по кругу
Весело по кругу,

Приведут нас ножки

По дорожке к другу.                             – останавливаются
Припев:
1, 2, 3 – хлопай веселей!                       - хлопают в ладоши

1, 2, 3 – обними скорей!                       - обнимаются

МР: Встанем дружно мы рядком

        Да поговорим ладком

        Про сказки русские, известные

        И до сих пор нам интересные.

Основная часть.

ЛОГОПЕД: В одной деревне жили маменька и папенька. И были у них дочка      Аленушка да сынок Ванюшка. Отправились маменька с папенькой в город за покупками. А Аленушке родители наказали дома прибраться да за Ванюшкой малышом присмотреть. (Показ настольного театра «Гуси-лебеди».) 

Л: Аленушка дома прибирается, хлопочет. Все умеет делать девочка, умелые у нее руки. Покажите и вы ваши руки.

УПРАЖНЕНИЕ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ

«УМЕЛЫЕ РУКИ» (учитель-логопед)

Наши руки умелые такие,            руки вперед, поворачивают ладони то вверх,

Наши руки - руки золотые           то вниз

Они умеют вышивать,                  выполняют движения в соответствии

шить и шарф вязать.                     с текстом

Подметать и стирать.

Суп варить, пыль вытирать.

Тарелки чисто мыть.

За порядком следить                    протягивают руки вперед поворачивают

Вот они какие — руки золотые.  ладони то вверх, то вниз

Л: Все по дому Аленушка сделала. Услыхала девчушка голоса подружек на улице, посадила братца на крылечко, а сама побежала играть да хороводы водить с подружками. А Ванюшка сидит на полянке скучает.

М.Р.: Бежал мимо Ежик. Увидел Ванюшку и предложил ему поиграть в веселую игру.

  ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА И ДИНАМИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ «ЕЖИК» (муз. руководитель)

Ход игры: дети отстукивают ритм палочками по тексту стихотворения (бум-бум-бум) одной палочкой.

С барабаном ходит ежик бум, бум, бум!

Целый день играет ежик бум, бум, бум!

С барабаном за плечами бум, бум, бум! 

Ежик в сад забрел случайно бум, бум, бум!

Очень яблоки любил он бум, бум, бум!

Барабан в саду забыл он бум, бум, бум!

Ночью яблоки срывались бум, бум, бум!

И удары раздавались бум, бум, бум!

Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум!

Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум!

 

Л: Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли его в темный лес к Бабе-Яге. Ничего не оставалось Аленушке, отправилась в лес искать братца. И мы следом пойдем. Слушайте внимательно, если слышите марш – шагаете высоко поднимая ноги, если слышите быструю музыку – бежим на носочках.

Л: Дошла Аленушка до печки. Просит печка девочку открыть заслонку, вынуть   пироги, пока не сгорели. Некогда Аленушке, но пожалела она печку, вынула пироги. Печка в благодарность угостила Аленушку румяными пирожками. Давайте и мы с вами угостимся пирогами.

ДИДАКТИЧЕСАЯ ИГРА «С ЧЕМ ПИРОЖОК?» (учитель-логопед)

Цель игры: употребление существительных в творительном падеже, ед. число, муж и женский род.

Л:  Идет Аленушка дальше. Видит Аленушка, у дороги яблоня стоит.

ЧИСТОГОВОРКА Т-Ть (учитель - логопед)

Та-та-та – яблочко моя мечта.         сжимают и разжимают пальцы

Ато-ато-ато – витаминами богато.  хлопают в ладоши

Ти-ти-ти – где же яблочко найти?   поднимают и отпускают плечи

Ать-ать-ать – надо яблоню искать.  приставляют к глазам то одну ладонь,

                                                             то другую

Л: Спелые яблоки наклонили ее ветви. Тяжело яблоньке. Попросила она девочку снять яблочки. Хотя и торопится Аленушка, но помогла яблоньке, собрала яблочки. Поблагодарила яблоня девочку за помощь и угостила ее яблочком. И нам с вами угостили яблонька яблочками.

 УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПЛАВНОГО РЕЧЕВОГО ВЫДОХА «ЯБЛОЧКИ» (учитель-логопед)

Л: Пошла Аленушка дальше и вышла к речке. А она едва течет, завалили русло ее камни тяжелые. Ребята, смотрите, какие необычные камни, они похожи на массажные шарики. Кто же их заколдовал? Возьмите каждый по одному камню.

САМОМАССАЖ РУК с мячиком СУ-ДЖОК (учитель-логопед)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой, в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Л: Пожалела Аленушка речку, отодвинула камни. Опять побежала речка весело. Посмотрите рыбки обрадовались, и стали весело плескаться. Давайте с вами порыбачим. Но рыбки не простые, надо рыбку поймать и назвать картинку, которая на ней изображена ласково и отпустить ее обратно в речку.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО» (учитель-логопед)

Цель: Закрепить умение детей образовывать слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.

Л: Завела дорога Аленушку в дремучий лес. Заблудилась девочка. Идет она по лесной тропинке, прислушивается к лесным звукам. Давайте вместе с Аленушкой прислушаемся и отгадаем что звучит.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВУКИ ЛЕСА» (муз.рук.)

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание.

 

Л: Молодцы ребята, какой у вас хороший слух. Зашла Аленушка в самую чащу. Там дом Бабы-Яги стоит. Ванюшка у нее в избушке сидит плачет. Решила Аленушка Бабу Ягу перехитрить, сказала, что хорошие хозяева гостей пельмешками угощают. Стала Баба Яга пельмешки лепить. Давайте и мы поможем бабусе постряпать пельмешки.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА

 (муз. рук.)

Описание: упражнение выполняется   в соответствии с текстом. 

Ручки помыли,

Тесто замесили.

Станем без спешки

Стряпать пельмешки.

Слышишь баба,

Слышишь дед

Приходите на обед.

 

Л: Пока Баба-Яга возилась с пельмешками, Аленушка взяла братца на руки и побежала домой. А гуси-лебеди отправились в погоню. Не догнали гуси-лебеди брата с сестрой. Вернулись ребята домой целые и невредимые. А тут и родители приехали.   

Итог.

Беседа по содержанию (учитель-логопед).

- Понравилась вам сказка? 

- Как называлась сказка?

- Куда ушли мать и отец?

- Что родители сказали дочке?

- Что сделала девочка, когда ушли  мать с отцом?

- Кто унес братца?

 -  Гуси-лебеди  добрые  или злые?
- Вспомните, когда девочка побежала искать братца, кого она встретила?
( Печку, яблоньку, речку.)
- Ребята, а вы беспокоились о девочке?     

 - Ребята, а правильно ли поступила девочка, ослушавшись родителей, оставив брата одного?

- Младших надо беречь и не оставлять без присмотра. Но вот так случилось: заигралась девочка, вот и унесли гуси братца к бабе-Яге. Но она не растерялась: пустилась на выручку братца.

- Ребята, какой можно сделать вывод из этой сказки.

Вывод: важно быть послушным.

 - Вот и закончилось путешествие наших героев.  

М.Р.: Ваня и Аленушка хотят подарить вам, ребята, картинки. Но, только  они не раскрашены, вы сами раскрасите их в группе. 

Л: Ребята ну и нам пора возвращаться в группу. Попрощайтесь с нашими гостями.

Дети под русскую народную мелодию выходят из зала.

Список используемой литературы

1.Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Алябьева Е.А

2.Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.

3. Логопедическая ритмика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. Рычкова Н.А. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД в старшей группе по познавательному и речевому развитию по мотивам русской народной сказки «Финист – ясный сокол».

Конспект  интегрированной  НОД  в  старшей группе по познавательному и речевому развитию  по мотивам русской народной сказки «Финист – ясный сокол»...

Занятие по логопедии «Автоматизация звука ш в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)»

Автоматизация звука /ш/ в слогах, словах и фразовой речи по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь"...

Конспект совместной деятельности педагога и детей. «Художественно-эстетическое развитие». Лепка из соленого теста по мотивам русской народной сказки «Три медведя»

Конспект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие». Лепка из соленого теста на тему: «Три медведя»...

Занятие по организации совместной театрально - игровой деятельности для детей 2-й младшей группы (3 - 4 лет) по мотивам русской народной сказки «Теремок»

Занятие по организации совместной театрально - игровой деятельности  для детей 2-й младшей  группы (3 - 4 лет) по мотивам русской народной сказки «Теремок»...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты»).

Конспект занятия  по  речевому   развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты&ra...