Мастер-класс:«Начальные этапы обучения чтению детей с нарушением слуха»
презентация по коррекционной педагогике

Марченко Наталья Николаевна

              При значительных снижениях слуха даже в условиях интенсивной ранней коррекционной работы не удается сформировать полноценного восприятия речи на слухо-зрительной, а тем более на слуховой основе. Для ребенка затруднено, а порой и невозможно восприятие отдельных звуков и слогов в потоке речи. Вследствие этого он испытывает трудности в овладении звуко-слоговым составом слова и грамматическими формами (предлоги, союзы, окончания и т. д.). Усвоение структуры слова и грамматического строя речи — процесс длительный и сложный даже для слышащего ребенка. Ребенок даже с незначительным снижением слуха нуждается в дополнительной опоре, в качестве которой выступает письменная речь. Она дает возможность неслышащему ребенку, вне зависимости от состояния его слуха и произносительных навыков, полноценно воспринимать (чтение) и воспроизводить (письмо печатными буквами — с 3—4 лет) речь. Именно поэтому очень важно рано (с 2 лет) начинать обучение грамоте.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_marchenko_1.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс: «начальные этапы Обучения чтению детей с нарушением слуха» Подготовила учитель-дефектолог (сурдопедагог) МБДОУ «Детский сад №314» Марченко Н.Н.

Слайд 2

На начальном этапе обучения детей с нарушением слуха(в возрасте двух-трех лет) исходной и ведущей является устная речь. Ребенок воспринимает слова и фразы слухо-зрительно , а в собственной речи приближенно воспроизводит слова (в виде голосовых реакций, звукосочетаний, контура слова, усеченного слова).

Слайд 3

Развитие устной речи предполагает формирование таких видов речевой деятельности, как слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение .

Слайд 4

При снижениях слуха даже в условиях интенсивной ранней коррекционной работы зачастую не удается сформировать полноценного восприятия речи на слухо-зрительной , а тем более на слуховой основе. Для ребенка затруднено, а порой и невозможно восприятие отдельных звуков и слогов в потоке речи. Вследствие этого он испытывает трудности в овладении звуко-слоговым составом слова и грамматическими формами (предлоги, союзы, окончания и т. д .). Ребенок даже с незначительным снижением слуха нуждается в дополнительной опоре, в качестве которой выступает письменная речь.

Слайд 5

Глобальное чтение – этап обучения чтению детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста, в основе которого лежит целостное восприятие графических образов слов и предложений и соотнесение их с предметами и явлениями. В классическом варианте обучения чтению (аналитическому) мы идем от буквы к слову, в методике глобального чтения мы идем в обратном порядке, от слова.

Слайд 6

Привет-Пока

Слайд 7

Выполнение простейших поручений

Слайд 8

Выполнение простейших поручений

Слайд 9

Работа с предметным словарем

Слайд 11

ЛИСА БЕЛКА ВОЛК МЕДВЕДЬ ЗАЯЦ ЁЖ

Слайд 13

ГУСЬ

Слайд 14

Работа с разрезной азбукой без чтения как такового, но с проговариванием

Слайд 15

В среднем дошкольном возрасте, когда дети имеют определенные навыки приближенного восприятия речи говорящего, признают, что отработанный речевой материал существует в разных формах, связывают форму устную и письменную с содержанием (значением). Владение только сформированными умениями становится недостаточным для дальнейшего речевого развития. Наряду с увеличением объема вводимых в речевую практику детей языковых единиц (фонем, слов, словосочетаний, предложений), программируется также и ускорение темпов восприятия и воспроизведения слов в условиях общения. Для изменения процессов восприятия и воспроизведения речевых единиц, для обогащения речевого опыта требуется включение дополнительных опор, новых вспомогательных средств. Таким средством становится дактильная речь

Слайд 16

Дактилология – от греч. daktylos — палец, logos — слово) — Дактильные знаки заменяют буквы, поэтому в дактилологии столько знаков, сколько букв в алфавите данного языка, по очертанию многие дактильные знаки напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов.

Слайд 17

Дактилология необходима для анализа письменного слова, запоминания его структуры. Эта форма речи позволяет сформировать технику аналитического чтения в краткие сроки, примерно в течение квартала. Дактилология, по мере овладения ею, начинает выступать как самостоятельная форма речи, однако тесно связанная с двумя другими — устной и письменной. Через чтение и дактилирование у детей развивается умение точно воспринимать фразу или слово и более точно воспроизводить их структуру. В тех случаях, когда у детей будут возникать трудности в восприятии и воспроизведении слов или фраз, в помощь одной форме речи может быть привлечена другая.

Слайд 18

Преимущества: Дактильная речь легко воспринимается, ребенок видит каждый элемент слова. Она полностью контролируется самим говорящим. Глухой может проверить себя, сопоставляя свою речь со словом, данным учителем. При дактилировании формируются пальцевые кинестезии (мышечное чувство руки), благодаря которым структура слова запоминается быстрее и прочнее. Между пальцевыми кинестезиями и кинестезиями артикуляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря которым дактильная речь становится опорой для устной речи. Дактильная речь помогает овладевать членораздельной речью, ее грамматическим строем, словарным составом. Эта форма речи обеспечивает ребенку на ранних этапах словесное общение, вытесняя жестовую речь.

Слайд 21

СОБАКА ДОМ ПИРАМИДА МАШИНА МЯЧ КУКЛА

Слайд 24

В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется формированию навыков аналитического чтения. Проводится на фронтальных и индивидуальных занятиях. Переход к обучению технике аналитического чтения оказывается возможным только после накопления детьми запаса слов, воспринимаемых глобально, целостно, значения которых дети хорошо понимают. Поэтому важным в отношении начинающего читать ребёнка - дошкольника с нарушением слуха считаем: актуальность сведений, которые он может почерпнуть из текста; доступность излагаемого содержания; объём информации и самого текста;

Слайд 25

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль ГТО для дошкольников I - этап «Осенний марафон» Районный этап 2016-17 учебный год

1.1.    Фестиваль ГТО для дошкольников I-этап «Осенний марафон» проводится в соответствии с правилами по Легкой атлетике, утвержденными 12.04.2010 № 340 Министерством спорта...

Фестиваль ГТО для дошкольников II - этап «Осенний марафон» Межрайонный этап 2016-17 учебный год

1.1.    Фестиваль ГТО для дошкольников I-этап «Осенний марафон» проводится в соответствии с правилами по Легкой атлетике, утвержденными 12.04.2010 № 340 Министерством спорта...

Планирование разучивания песни в средней или старшей группе по этапам, 7 занятий 4 этапа.

Для  молодых  специалистов,  испытывающих  затруднения  при  выборе  методов  разучивания  песни...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧИСЛЕ. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. ДОЧИСЛОВОЙ ЭТАП И ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ.

Методика формирования количественных представлений во 2 младшей группе. Обучении сравнению групп предметов по ознакомлению с понятиями равенства и неравенства....

Оформление папки-передвижки "Этапы развития фонематического восприятия. Второй этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз "

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на втором этапе развития фонематического восприятия - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых зв...

Первый этап муниципального этапа Всероссийского конкурса детского рисунка "Эколята - друзья и защитники природы" ноябрь 2020г

Эколята помогают нашим ребятам ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её....