Система работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Скорадешкина Наталья Михайловна

Система работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_6.docx255.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 124»

«Система работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР».

Скорадешкина Н. М. воспитатель высшей категории

г. Дзержинск,

2023г.

Актуальность данной программы  определяется тем, что у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)  важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графомоторными навыками.

Новизна программы заключается в систематизации ее по основным направлениям работы:

  • формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев  рук – развитие мелкой моторики;
  • формирование зрительно-двигательной координации;

формирование зрительно-пространственной ориентировки (ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги).

Цель: развитие графомоторных навыков у детей с ТНР в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений, тонкокоординированных движений пальцев рук.

Задачи:

  • сформировать умение соблюдать гигиенические правила письма

(положение корпуса, руки, тетради, карандаша);

  • учить обводить и штриховать используя разные виды  штриховки в одном рисунке;
  • совершенствовать первоначальные графические навыки ориентировки на  листе бумаги;

повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графо-моторными навыками); развитие графо-моторных навыков, плавности, точности, скоординированности, укрепляя мышцы руки и пальцев;

  • учить детей работать в тетрадях в мелкую клетку, с опорой на клетки создавать контуры более сложных предметов;

развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений, развитие произвольной сферы

Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графо-моторные навыки включают  задачи:

Формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений).

Развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных  направлений).

Обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в дорисовывании, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).

Графический навык – это элементарные действия руки, когда с помощью карандаша или ручки наносятся определенные рисунки, которые в дальнейшем помогут овладеть навыками письма.

Задачи графического навыка входят:

Зрительное восприятие заданного материала.

Точность в обведении линий (штриховка).

Двигательные навыки.

Правильное удерживание карандаша или ручки.

Соответствующий нажим карандаша или ручки

Внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки

Прежде всего – развивать и усовершенствовать графические навыки, которые включают в себя:

  1. Мелкую мускулатуру пальцев. Необходимы упражнения, которые бы развивали двигательные способности пальцев, увеличивали их силу и выносливость.

  1. Зрительный анализ. Ребенок должен ориентироваться в пространстве, различать понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

3.Графический рисунок. Как правило, задание выполняется в специальных тетрадках-прописях. Детям предлагается обводить по контуру, штриховать, дорисовывать, дополнять рисунок графическими элементами.

4. Графические символы. Необходимы знания  элементарных геометрических фигур.

1 этап обучения включает пять серий заданий.

Детям предлагаются образцы линий, данные пунктиром, для формирования и закрепления умения правильно пользоваться пишущими предметами (мелками, фломастерами, карандашами) и совершать графическое действие совместно со взрослыми ли по показу.

2. Этап включает в себя четыре серии заданий.

В графических заданиях этого этапа все упражнения направлены на формирование зрительно‐двигательной  координации, умения ориентироваться на листе бумаги формата А4 и работать по показу.

  1. этап включает четыре серии заданий, которые формируют поисковые ориентировочные действия, закрепляют умение ориентироваться на указатель‐стрелку, проводить линию по центру дорожки. Также на этом этапе уделяется внимание формированию целостного образа графических изображений, умения работать по показу.
  2. этап включает пять серий графических заданий, закрепляющих следующие умения: ориентироваться как на строке (широкой, узкой), так и в широкой клетке; работать по показу и образцу (копировать графические ряды, представленные простыми линиями, геометрическими фигурами, элементами букв); завершать начатое графическое действие.

Ожидаемые результаты реализации программы:

В результате прохождения программного материала воспитанник знает понятия:

  • вправо, влево, вверх, вниз, над, под, справа налево, слева направо,сверху вниз, снизу вверх;
  • прямая, волнистая и пунктирная линии;
  • вертикальная и горизонтальная, диагональная штриховка с наклономлиний умеет:
  • ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
  • правильно держать карандаш, ручку;
  • раскрашивать предметы в пределах контура;
  • раскрашивать с ослаблением и усилением нажима на карандаш;
  • рисовать по образцу на листе бумаги в клетку, по точкам, на свободномлисте;
  • выполнять различные виды штриховки;
  • выполнять графические диктанты; работать с трафаретами ;
  • писать цифры от 0 до 10, печатать буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...

Рекомендации по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

В статье содержаться рекомендации по выполнению заданий, направленных на формирование графомотрных навыков у детей дошкольного возраста....

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыкову детей дошкольного возраста...

Памятка «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Цель: Создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях.Задачи:• формировать и совершенствовать мелкую моторику п...

Презентация «Система работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР»

Цель: развитие графомоторных навыков у детей с ТНР в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений, тонкокоординированных движений пальцев рук....

Сообщение по теме: «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста посредством работы с песком».

Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, знает какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений. Большинс...