Обобщение опыта работы: «Использование балансировочного комплекса в коррекционно-развивающей работе, детей с особыми образовательными потребностями»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кузнецова Наталия Борисовна

На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_1.docx102.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждения

Детский сад комбинированного вида № 204 города Карталы»

Обобщение опыта работы:

«Использование балансировочного комплекса

в коррекционно-развивающей работе,

детей с особыми образовательными потребностями»

Педагог – психолог

квалификационной категории

Кузнецова Н. Б.

Карталы

2023 г.

Пояснительная записка.

На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. 

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды либо другие дети, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Анализ анамнестических данных детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, констатирует различные отклонения в развитии. Самой частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые расстройства аутичного спектра.

Актуальность. В последние годы в России особое внимание уделяется детям с ОВЗ, что повлекло за собой более углубленное изучение детей данной категории специалистами различных областей, появились новые методы работы с детьми с нарушениями, которые успешно адаптируются у нас в стране. У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство двигательной координации кистей и пальцев рук (моторика) затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.

Методы, направленные на сам симптом и мало учитывающие природу его возникновения, сегодня оказываются малопродуктивными. Именно поэтому очень актуален поиск, изучение и внедрение новых современных технологий, которые призваны стать не дополнительным «довеском» в работе с детьми, а неотъемлемой частью целостного. Центром нашего поведения и восприятия мира является мозг, протекающие в нем процессы, определяют, качество развития. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Если мы видим в развитии ребенка отклонения, нужно понимать, что это следствие дисфункции, не сформированности определенных структур мозга или их недостаточная востребованность.

 В условиях современной жизни, как правило, эти две причины слиты   и лежат в основе «отклоняющегося развития», а методы коррекции работают лишь отчасти, не всегда оказываются продуктивными, так как направлены на ослабление выявленных нарушений, а не на причину их возникновения.

 На сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях ведется подбор развивающих методов и методик, которые можно применить к «особому» ребенку, с учетом его актуального развития, особенностей развития его познавательной, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы.

В этом направлении своей деятельности педагог-психолог детского дошкольного учреждения, к воспитанникам с особыми образовательными потребностями и особыми возможностями здоровья, применяет разнообразные методы для развития и коррекции дефицитарных функций: игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия.

Новизна. В этом контексте представляется весьма актуальным применение в коррекции детского развития современных инновационных технологий с элементами нейропсихологического сопровождения, основанных на методах сенсомоторной коррекции, биологической обратной связи, мозжечковой стимуляции, межполушарного взаимодействия. Значимость данного подхода заключается в том, что он, ориентирован не на сам симптом, а на причину его появления.

Одним из современных технологий применения является метод мозжечковой стимуляции. Новизна внедрения данного метода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья обоснована тем, что он основан на выполнении специальных развивающих упражнений с использованием балансировочного комплекса.

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что использование метода мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса - будет способствовать развитию головного мозга, в том числе его участки, отвечающие за формирование познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из опыта работы я пришла к выводу, что в решении проблем связанных с развитием детей помогает метод «Мозжечковой стимуляции».

Целью работы является внедрение технологий мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса в коррекционно-развивающей работе психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:

  1. провести  теоретический анализ понятия «мозжечок» и необходимость его стимулирования
  2. определить значение метода мозжечкового стимулирования с использованием балансировочного комплекса, как одно из направлений коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения;
  3. дать практическое обоснование метода мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ в МДОУ № 204 г. Карталы
  4. разработать и частично апробировать план - коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ в МДОУ № 204 г. Карталы

Предполагаемые результаты коррекционно – развивающей работы:    

  • улучшение моторно-зрительной координации у детей с ОВЗ; 
  • синхронизирование двигательных и интеллектуальных способностей ребенка  с ОВЗ;
  • улучшение концентрации внимания ; 
  • развитие пространственного воображения ; 
  • повышение уровня интеллекта у детей с ОВЗ.

  1. Теоретическое обоснование исследования
  1. Что такое «мозжечок» и зачем его стимулировать?

Что же такое мозжечок? Это отдел головного мозга, который состоит из древней части – червя и небольших полушарий, которые, по версии ученых, образовались в результате эволюции человека. Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга. Здесь сконцентрировано более 50 % всех нервных клеток, в соотношении с другими отделами. Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему. В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка. Это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.

Что такое мозжечок и зачем его стимулировать, изображение №1

Почему именно мозжечок надо стимулировать? Чем лучше будет работать мозжечок, тем быстрее ребенок будет осваивать новые знания.  В тех случаях, когда мозжечок не выполняет своей регуляторной функции, у человека наблюдаются расстройства двигательных функций, что выражается следующими симптомами.

1) астения— снижение силы мышечного сокращения, быстрая утомляемость мышц;

2) астазия— утрата способности к длительному сокращению мышц, что затрудняет стояние, сидение и т. д.;

3) дистония — непроизвольное повышение или понижение тонуса мышц;

4) тремор — дрожание пальцев рук, кистей, головы в покое; этот тремор усиливается при движении;

5) дисметрия — расстройство равномерности движений, выражающееся либо в излишнем, либо недостаточном движении. Ребенок пытается взять предмет со стола и проносит руку за предмет (гиперметрия) или не доносит ее до предмета (гипометрия);

 6) атаксия — нарушение координации движений. Здесь ярче всего проявляется невозможность выполнения движений в нужном порядке, в определенной последовательности. Когда нарушается функция мозжечка, движения становятся неточными, негармоничными, разбросанными, часто не достигают цели. Данные о том, что повреждение мозжечка ведет к расстройствам движений, которые были приобретены человеком в результате обучения, позволяют сделать вывод, что само обучение шло с участием мозжечковых структур, а следовательно, мозжечок принимает участие в организации процессов высшей нервной деятельности;

 7) дизартрия— расстройство организации речевой моторики. При повреждении мозжечка речь больного становится растянутой, слова иногда произносятся как бы толчками (скандированная речь).

Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это просто особенность ребенка, а не неврологические проблемы, но эта «особенность» является признаком нарушений в работе ствола мозга и мозжечка. Они чаще всего диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, нарушениями поведения и внимания, СДВГ и др. Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга, именно поэтому так важно его развивать и стимулировать. Чтобы обеспечить мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку, зарядка для мозга – мозжечковая стимуляция.

В ходе занятий повышается пластичность головного мозга, появляется возможность улучшить функциональность его базовых структур, как следствие повышается успеваемость ребенка, совершенствуются навыки социальной адаптации, стабилизируется психоэмоциональное состояние. Мозжечковая стимуляция значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом) и является прекрасным дополнением к ним.

Таким образом, мозжечок принимает участие в различных видах деятельности организма: моторной, соматической, вегетативной, сенсорной, интегративной и т. д.

  1. Технология мозжечковой стимуляции в работе педагога – психолога с применением балансировочного комплекса

Метод мозжечковой стимуляции – это оригинальная по своей продуманности и системности программа, состоящая из серии коррекционно-развивающих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы мозжечка, так как мозжечок контролирует не только координацию движений и равновесие, но и тесно связан с процессами мышления, овладением речью, вниманием, способностью к концентрации, синтезу и анализу получаемой информации, а также управляет эмоциями и поведением. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга».

Мозжечковая стимуляция показана детям:

- с нарушениями координации движений, моторной неловкости;

- нарушениями зрительно-моторной координации,

- нарушения внимания (СДВ) и/или гиперактивности (СДВГ);

- нарушениях устной и письменной речи;

- задержкой психического (психоречевого) развития различного генеза;

 - центральным нарушением слухового анализа;

- расстройствами аутистического спектра;

- поведенческими расстройствами;

- расстройства сенсорной обработки;

- нарушениями работы вестибулярного аппарата и т.д.

«Мозжечковая стимуляция» как зарядка для мозга помогает «настроить» процессы в головном мозге и заложить правильный фундамент для коррекционной работы, поэтому психолог на занятиях может использовать ее в своей работе. Технология «мозжечковой стимуляции» – специальная программа упражнений для тренировки когнитивных функций головного мозга и нормализации психических, физических и эмоциональных функций ребенка. Цель «мозжечковой стимуляции» – научить головной мозг ребенка правильно обрабатывать информацию, улучшить навыки речи, письма, чтения, концентрацию внимания и математические способности, память и восприятие. Благодаря воздействию на функцию равновесия и статическую физическую нагрузку (мышцы во время выполнения задания напрягаются), укрепляется весь организм ребенка: осанка, координация движений, функции баланса и саморегуляции. В работе по «мозжечковой стимуляции» возможно использование различного оборудования, такого как доска Билгау (Learning Breaktrough Kit (Баламетрикс)), Сибирский борд, тренажер BOSU, различные батуты, гамаки, фитболы, качели и др. Коррекционная работа осуществляется с практическими рекомендациями Э. Дж. Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция», так как частью сенсорной интеграции выступает работа с вестибулярной системой. Большой обзор работы на Сибирским борде опирается на современный источник информации, такой как Instagram. Упражнения на Сибирском борде имеют очень большую мотивационную составляющую: дети с огромным удовольствием балансируют на нем, выполняют различные упражнения на переключение, как в двигательном плане, так и в речевом. Использование тренажера BOSU описано в работах С. В. Коноваленко и М. И. Кременецкой. Балансировать на BOSU сложнее, чем на Сибирском борде, поэтому не каждый ребенок может выполнять задания на нем правильно. Вся работа строится на отработке упражнений, способствующих укреплению опорно-двигательного аппарата, с обязательным подключением речевого и дыхательного материала. Фитбол лучше использовать с детьми дошкольного возраста по методическим пособиям различных авторов (А. В. Семенович, В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова и др.). Так, еще с раннего возраста необходимо осуществлять покачивающие движения на фитболе: вперед – назад, вправо – влево, вверх – вниз, при этом необходимо следить за поворотами головы то в одну, то в другую сторону, что является важным при выполнении указанных упражнений. В дошкольном возрасте при работе по технологии «мозжечковой стимуляции» на фитболе желательно подключение речевого материала с применением музыкального сопровождения. Доска Белгау – основное оборудование, используемое в работе специалистов по коррекционной работе в технологии «мозжечковой стимуляции» у детей с ОВЗ дошкольного возраста. В этом помогает методическое пособие программы обучения на тренажере Баламетрикс. Оно содержит апробированные рекомендации по упражнениям: лазание и сползание с доски с разных сторон, повороты туловища, наклоны, движения руками («плавание», «вращение»), движения головой, перекидывание мешочка из руки в руку, подкидывание вверх и ловля мешочка (1–2 руками), кидание взрослому и ловля мешочка (1–2 руками), перебрасывание двумя мешочками одновременно, кидание в мишени на полу и на стене мешочка, отбивание мячика, подвешенного к потолку (руками, плашкой), бросание и ловля мяча и другие упражнения. Также для работы необходимо иметь подвешенный к потолку мяч - маятник на веревке, длину которой можно менять в зависимости от роста ребенка, комплект утяжеленных мешочков с природными наполнителями, кинезиомячи разного размера, палку для визуального контроля, стойку для сбивания предметов с нее, напольную подставку-щит с информацией, прикрепленной сверху, в зависимости от решаемых задач. Данное оборудование позволит отработать практический материал в сочетании с динамическими упражнениями, что значительно ускорит коррекционный процесс. Согласно концепции Л. С. Выготского, развитие необходимо осуществлять в соответствии с учетом зоны ближайшего развития и только в совместной деятельности с взрослым. Указанное условие хорошо реализуется в технологии «мозжечковой стимуляции» на доске Бильгоу. Учитывая, что основное формирование вестибулярной системы ребенка приходится на внутриутробный период, и развитие сенсомоторных координаций имеет большое значение для реализации психической деятельности, технологию «мозжечковой стимуляции» необходимо начинать с самого раннего возраста, и работа с детьми в данном направлении должна быть системной. Стимулируя работу мозжечка, мы активизируем работу всех зон коры головного мозга, отвечающих за высшие психические функции (память, речь, восприятие, мышление, внимание, воля, внутренние чувства и эмоции). Описанная технология – маленький, но важный этап в коррекционной работе с учетом нейропсихологического подхода.

  1. Практическое обоснование проекта

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с адаптированными образовательными программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития. Для успеха образовательной интеграции «особых» детей большое значение методы работы помогающие в коррекции отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В результате наблюдений за детьми с ОВЗ был сделан следующий вывод: очень часто у таких детей выявляются нарушение координации движения и расстройства равновесия, которые не принимаются взрослыми как заболевание, а считается двигательной особенностью ребенка.

Изучая научные подходы и технологии в работе с детьми с ОВЗ мною был выделен метод «Мозжечковой стимуляции» - специальный комплекс упражнений, направленный на развитие головного мозга, в том числе участков, отвечающих за формирование высших психических функций.

Технология мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. В результате занятий не только улучшается физическая форма ребёнка, но повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться рывка в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений. В основе метода мозжечковой стимуляции лежит система упражнений на тренажерах баланса:

  • Балансировочный комплекс Ф. Белгау  
  • Тренажер – балансир «Сибирский борд».

 Определившись с методом работы на первом этапе мною была проведена оценка динамики развития детей с ОВЗ. Результаты оценки показали низкий уровень   развития психических и физических функций.

Для достижения положительной динамики, улучшения зрительно – моторной координации, понимания, внимания, повышения общего уровня интеллекта у детей с ОВЗ, посещающих МДОУ № 204 г. Карталы, мною как педагогом – психологом была выстроена следующая система работы с применением балансировочных комплексов:

  • Оснащение развивающей предметно – пространственной среды необходимым оборудованием (Балансировочный комплекс Ф. Белгау, тренажер – балансир «Сибирский борд»)
  • Разработка плана работы реализации основных мероприятий метода «Мозжечковая стимуляция»
  • Организация с воспитанниками с ОВЗ коррекционно – развивающих занятий с использованием тренажеров – балансиров

Для реализации поставленных задач использовались следующие формы работы:

  • Совместная деятельность педагога - психолога с ребенком с ОВЗ.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Интеграция образовательных областей в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
  • Развивающие игры на тренажерах - балансирах
  •         Взаимодействие педагога - психолога с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ.

Внедрение метода «Мозжечковая стимуляция» в коррекционно – развивающую работу с детьми с ОВЗ проходила в три этапа:

  •   I  этап – подготовительный
  •  II этап – практический
  •  III этап – аналитический

№ п/п

Содержание

Сроки

1 этап - подготовительный

1

Сбор информации по теме, изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике.

сентябрь –октябрь

2

Оценка развития детей с ОВЗ, информирование родителей о проведенной диагностики, предстоящей деятельности

октябрь

3

Разработка плана реализации основных мероприятий метода «Мозжечковая стимуляция»

октябрь

4

 Приобретение необходимого оборудования

В течении учебного года

2 этап – практический

1

Реализация плана – программы основных мероприятий по методу «Мозжечковая стимуляция»

ноябрь-май

2

Подборка картотек игр и упражнений с тренажерами - балансирами

в течении года

3

Взаимодействие с родителями (консультации, рекомендации и др.)

В течении года

3 этап – аналитический

1

Оценка развития детей с ОВЗ после реализации плана -программы

май

2

Обобщение материалов, полученных в результате реализации проекта

В течении года

В первую очередь, необходимо понимать, что представленный метод работы не выступает как обучение. Он предполагает формирование основных функций и процессов, которые необходимы ребенку для дальнейшего развития. Работа опирается на комплексный подход, основанный на взаимосвязи сенсорной и моторной функций. Реализуется через комплекс занятий, включающих в себя работу с ребенком С ОВЗ с применением методов мозжечковой стимуляции (работа на балансировочной доске).  Важно было скоординировать работу отдельных зон мозга, построить разнонаправленные мозговые связи - выстроить фундамент психической и физической деятельности, а также активизировать внутренние резервы организма, развить самоконтроль и само регуляцию.

Регулярные занятия с использованием балансировочной доски напоминали особую лечебную физкультуру. Они включали в себя упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации. Во время тренировки ребенок балансируя на доске, старался удержать положение своего тела и выполнять определенные задания. Эти задания постепенно становились сложнее. В структуру занятия были включены упражнения с другими атрибутами: мяч-маятник, мячики, мешочки и т.д.

У большинства детей с проблемами развития функции мозжечка нарушены. Таким детям нужна мозжечковая стимуляция, вестибулярные, тактильные и мышечные ощущения. Выполнение упражнений на балансировочной доске помогали улучшать взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий, а также взаимодействие вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной систем, улучшает общее восприятие, познавательную деятельность и обучаемость. В результате тренировок у детей с ОВЗ повышалась концентрация внимания, укреплялись мышцы тела, повышался контроль над равновесием своего тела, развивалась общая моторика, стабилизировалось психоэмоциональное состояние.

В результате ребенок переходил от совместной деятельности к самостоятельной, руководствуясь сначала развернутой, а затем свернутой инструкцией. Коррекционная работа проводилась в игровой форме, что было необходимо для устранения напряженности, повышения мотивации, усиления эффективности деятельности мозга.

 Занятия на балансире положительно воздействуют на мозжечок, отвечающий за эмоции, умение держать равновесие, координацию, а также за развитие умственных способностей, речи и памяти, а также развивают концентрацию внимания, самоконтроль, умение владеть собственным телом. Проведенная на конец учебного года оценка  развития детей с ОВЗ показала положительную динамику. Полученные данные свидетельствовали о более высоком уровне развития интеллектуальных и психических процессов.

Работа в данном направлении велась совместно с другими специалистами детского сада, как участниками образовательного процесса.

Проведенное исследование и полученные в ходе эксперимента результаты дают основание полагать, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, использование метода мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса способствует развитию головного мозга, в том числе участков, отвечающих за формирование познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет судить о том, что внедренный метод «Мозжечковой стимуляции» с использованием балансировочного комплекса эффективен и может быть использован в работе с «особыми» детей.

  1. План реализации основных мероприятий метода «Мозжечковая стимуляция»

Актуальность плана:

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.

Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей с ОВЗ двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с развитием состояния детей с ОВЗ, что требует кардинально нового решения.

Недостаточность двигательных функций у детей с ОВЗ проявляется во всех компонентах моторики. В общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений. В сложных действиях  по самообслуживанию, в трудовых процессах; если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

Цель:

совершенствование функций мозжечка и структур мозга у детей с ОВЗ, которые активно участвуют в формировании речи и поведении ребенка.

Задачи:

  • Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения
  • Улучшение зрительно-моторной координации
  • Улучшение мануальных и графо-моторных функций
  • Повышение общего уровня интеллекта
  • Быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления)

Принципы

  •  принцип разностороннего развития личности
  • активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения
  • принцип гуманизации
  • оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей
  • принцип индивидуальности
  • обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной нагрузки
  • принцип цикличности и систематичности
  • постепенное повышение нагрузки, по мере физической и психической подготовленности
  • принцип оздоровительный
  • обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности
  • принцип доступности медико-социальной помощи
  • принцип соблюдения прав человека и гражданина
  • принцип активности детей

План реализации основных мероприятий

метода «Мозжечковая стимуляция» с детьми с ОВЗ

Мероприятие

Цель работы

Форма работы

Сроки

1

 «Освоение балансира»

(Балансировочный комплекс Ф. Белгау)

Учить удерживать равновесие

Индивидуальная

ноябрь

2

 «Комплекс упражнений с мешочками» (Балансировочный комплекс Ф. Белгау)

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, межполушарного взаимодействия

Индивидуальная

В течение года

3

«Комплекс упражнений с мячом-маятником» (Балансировочный комплекс Ф. Белгау)

Развитие зрительно-моторной координации, сенсомоторной координации, моторной ловкости

Индивидуальная

В течение года

4

«Комплекс упражнений с цветной рейкой» (Балансировочный комплекс Ф. Белгау)

Развитие зрительно-моторной координации, сенсомоторной координации, моторной ловкости

Индивидуальная

В течение года

5

«Комплекс упражнений с набором мячей» (Балансировочный комплекс Ф. Белгау)

Развитие зрительно-моторной координации, сенсомоторной координации, моторной ловкости, межполушарного воздействия

Индивидуальная

В течение года

6

«Комплекс упражнений с мишенью обратной связи» (Балансировочный комплекс Ф. Белгау)

Развитие зрительно-моторной координации, сенсомоторной координации, моторной ловкости, навыков счета и счетных операций

Индивидуальная

В течение года

7

«Комплекс упражнений с телескопической стойкой с мишенями» (Балансировочный комплекс Ф. Белгау)

Развитие зрительно-моторной координации, сенсомоторной координации, ориентации во времени и пространстве

Индивидуальная

В течение года

8

Игровые упражнения с тренажером – балансиром «Сибирский борд»

Развитие координации,

мозжечковой стимуляции и укрепления опорно-двигательного аппарата

Подгрупповая

Индивидуальная

В течении года

Заключение

Подводя итоги вышеизложенному, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что универсальный, компактный, мобильный и относительно доступный в применении балансировочный комплекс успешно применяется в работе с детьми различного возраста и психофизическими особенностями, показывая высокую эффективность и помогая справиться с такими проблемами, как: неуспеваемость, нарушения координации движения, устной речи, моторная неловкость, нарушения аутистического спектра, а также такими диагнозами, как ЗПР, ЗРР.

Также стоит отметить высокую эффективность балансировочного комплекса в профилактических и развивающих занятиях. Простые, но эффективные упражнения способствуют существенному росту нейронных связей, поэтому программу мозжечковой стимуляции можно назвать «Фитнесом для мозга» - залог долгого и эффективного функционирования самой «умной» части нашего тела.

Список используемой литературы:

1- Букварь здоровья /Л.В. Баль, В.В. Ветрова, 1995 г

Сизова, Т.А. Шуйская. – СПб.: Каро, 2004.

2.- Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ /Т.С. Яколева, 2006 г /

3.- Развивающая педагогика оздоровления /В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егоров – М., Линка-пресс, 2000 г./

4.- Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ /Л.В. Кочеткова – М, МДО, 1999 г./

5.- Мозжечковая стимуляция. – Режим доступа: http://psy37.ru/mozzhechkovaya-      stimulyatsiya/ 

 Мозжечковая стимуляция (практика). – Режим доступа: http://tomatis-spb.ru

6.- Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения   обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

7. – Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. Пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: Владос,2003;

8. – Гилева А.Г. Социально педагогическое и психологическое сопровождение семей и детей: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями». – Пермь, 2018г

9. – Сурнина О.Е. Стволовые структуры мозга. Мозжечек. Учебно-методическое пособие по анатомии человека для студентов психологов. – Екатеринбург, 2001.

10. – Макаренко Л.И. Использование элементов методики мозжечковой стимуляции как условие формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Белгород, 2005  

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Использование приемов мнемотехники в области "Познавательное развитие" (Формирование целостной картины мира) "

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, н...

Обобщение опыта работы: "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей".

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»        Развитие связной речи – одно из основных направлений в коррекционном обучении детей с общим н...

Обобщение опыта учителя-логопеда "ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содер...

Коррекционная работа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с особыми образовательными потребностями в реализации ФГОС

Формирование элементарных математических представлений ребенка- дошкольника  с особыми образовательными потребностями в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий , в кото...

Обобщение опыта работы: «Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

ВведениеКаждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остатьсяхудожником, выйдя из детского возраста.Пабло Пикассо Вашему вниманию,  предлагается обобщенный опыт работы : «Использо...

Обобщение опыта работы. "Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста"

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть ...