Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Пасаман Галина Фёдоровна

Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими. Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. 

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствуют также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пасаман Галина Федоровна

Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Цель: развивать мелкую моторику рук посредством дидактических игр у детей с нарушениями речи с целью коррекции их речевого развития и подготовки руки к письму.

Задачи:

- совершенствовать координированные движения пальцев рук у детей;

- формировать тактильные ощущения, создавая представления о предметах и признаках;

- учить детей выполнять упражнения в разных темпах обеими руками поочередно и одновременно;

- развивать у детей, посредством дидактических игр пальцы и кисти рук.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживанием, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.

Актуальность

Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими. Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствуют также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста.

Основные виды дидактических игр:

- игры с предметами

-настольно-печатные игры

-словесные игры

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития, логического мышления.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и т. д. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Особое внимание нужно уделять дидактической игре, так как она имеет большое значение для обучения. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка с ТНР и коррекция речевых недостатков. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала.

Дидактические игры по развитию речи направлены на:

- развитие и активизацию словаря

- развитие грамматического словаря

- развитие связной речи

- развитие фонематического восприятия

Игры, направленные на развитие и активизацию словаря.

Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря мешает полноценному общению и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Осуществляя работу по формированию и активизации словаря, педагоги широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности.

Игры, направленные на развитие грамматического строя речи.

Дидактическая игра является одним из важнейших направлений коррекционного обучения, она помогает воспитателю в процессе формирования лексико-грамматического строя речи, а также навыков словообразования у детей с ТНР.

Игры, направленные на развитие связной речи

Дидактическая игра развивает речь детей, обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Игры, направленные на развитие фонематического восприятия.

Использование различных дидактических игр и упражнений по развитию фонематических процессов даёт хороший результат, так как они позволяют сделать занятия интересными и эмоциональными. Такие игры и упражнения знакомят и учат детей прислушиваться к различным звукам природы, к звукам «улицы» и «дома», к звукам музыкальных инструментов; вслушиваться в звучащие слова. Такие игры помогут дошкольникам устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, различать звуки по звонкости и глухости, твёрдости и мягкости, делить слова на слоги.

Проведение игр способствует развитию мелкой моторики, формирует сенсомоторные способности детей. Расскажем о некоторых из них.

Дидактическая игра: «Наряди елочку» помогает развивать мелкую моторику, координацию движений, закрепляет знания о цвете, форме, величине. Для этой дидактической игры используем елочку, изготовленную из фетра и геометрические фигуры разных цветов и форм.

Дидактическая игра «Книжка» (пуговицы, крючки, кнопки, шнуровки) также помогает в развитии мелкой моторики рук. Дети учатся застегивать пуговицы, шнуровать обувь, застегивать и расстегивать крючки и кнопки.

Дидактическая игра «Открой замок» также для развития мелкой моторики рук, позволяет выявить у детей знание основных цветов, учит чередовать фигуры по форме, координирует движения рук. С помощью готовых фигур дети открывают замки, если фигура поставлена неправильно, то замок не откроется, а фигура не встанет на место.

Для развития мелкой моторики используем работу с пуговицами. Детям очень нравится расстегивать и застегивать пуговки. Мы лепили пуговицы из пластилина, из пуговиц составляли различные узоры. У нас есть цветок из фетра. Лепестки разных цветов. Кто быстрее пристегнет лепестки. Найти пуговицу такого же цвета, как и лепесток. С помощью этой дидактической игры я учила детей застегивать пуговицы, развивала мелкую моторику, логическое мышление.

Дидактическая игра «Застегни по цвету».

Дети учились застегивать и расстегивать пуговицы, развивать мелкую моторику, закреплять знания основных цветов.

Работая в системе, мы добивались значительных успехов: пальчики ребят стали более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими; развивается координация движений; речь ребенка начинает развиваться интенсивнее; повысился уровень сенсорного развития. И главное, у моих воспитанников развиваются положительные самоощущения: уверенность в себе, своих возможностях.

Список литературы

1. Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.

2. Букатов В.М., Педагогические таинства дидактических игр: — М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. – 97с.

3. Лопухина И., Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: 1998. – 470с.

4. Миронова С.А., Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М.: АПО, 1993. – 57с.

5. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. Запорожца А. В. – М.: Просвещение, 1996. – 351с.

6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Нарушения речи у детей. – М.: Профессиональное образование, 1993. — 232с.

7. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль развитию мелкой моторики. Такие умения и навыки, как расстегивание одежды, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии м...

Презентация " Игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Главная цель : Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использования развивающих игр....

Игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Презентация " Игра как средство мелкой моторики у детей дошкольного возраста" отображает актуальность темы,цель,задачи. приводятся примеры игр.например ; игры с элементами конструмрования,иг...

Статья на тему "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников....

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

В методической разработке представлена роль пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников, использование пальчиковых игр на занятиях , а также виды и примеры пальчиковых игр....

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга....