Семинар-практикум "Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Юсупова Ляйсан Разифовна

Кинезиологические упражнения хорошо помогают развивать межполушарное взаимодействие детей дошкольного возраста, когнитивные процессы,...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

СЛАЙД 1. Цель семинар-практикума: повышение профессионального мастерства педагогов в области применения кинезиологических упражнений.

Задачи:

1.Познакомить участников семинар-практикума с инновационной программой по развитию межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений;

2.Раскрыть значение использования данной технологии в учебно-воспитательном процессе;

3. Заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми

Ход деятельности:

I часть: Теоретическая часть.

В каждой группе детского сада встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе педагогам, потому что очень подвижны и эмоциональны. Но чтобы разобраться, как работать с такими детьми, нужно понять почему они себя так ведут.

Сегодня мы попробуем вместе это сделать. Для начала предлагаю немного размяться, отдохнуть.

СЛАЙД 2. Упражнение: Упражнение «Винни – пух»

Одна рука гладит себя по животу по часовой стрелке, а другой горизонтально поднимать и опускать над головой, слегка задевая голову. Затем меняем руки. У всех легко получилось выполнить упражнение? Давайте разберемся, почему?

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой, прыгать на одной ноге по прямой линии. Такой ребенок отказывается от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевает за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира с этими детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Все функции ЦНС лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования и в раннем возрасте. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и более в позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью.

В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

СЛАЙД 3 Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. 

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.

Данная методика разработана психологом Полом Дэннисоном еще в 60-х годах. Он очень много практиковал с детками, которым ставили диагноз «слабоумие».  И практиковал успешно, доказав, что любого ребенка можно «включить».

СЛАЙД 4 Гимнастика мозга – это уникальный метод, при котором развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Нас раньше учили нужно вначале подумать, а потом сделать. Так вот, можно иначе, если речь идет о методах в кинезиологии. Начните вначале работать руками, ногами и телом, как умные мысли сами начнут посещать голову. Многочисленные исследования в этой области доказали стопроцентную правоту этих слов. Как следствие - кинезиология прочно внедряется в педагогическую практику.

Суть упражнений состоит в том, что они позволяют создавать новые нейронные связи и улучшают совместную работу двух полушарий головного мозга. А что происходит, когда левое полушарие работает в полную силу с правым и наоборот? Правильно – крепнет интеллект и расширяется разум.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга –гуманитарное, образное,  творческое –отвечает  за  тело,  координацию  движений, пространственное  и  кинестетическое  восприятие.  Левое полушарие  головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие –слуховой информации, постановку целей и построений программ.

СЛАЙД 5. Возможности кинезиологии бесчисленны (на слайде):

Основная цель кинезиологии - развитие  правого и левого полушарий, синхронизация обоих полушарий путем развития и коррекции двигательной сферы и мелкой моторики.

• активизация работы стволовых отделов мозга;

• ритмирование работы полушарий головного мозга;

• успокоение и релаксация;

• развитие межполушарного взаимодействия;

• развитие межполушарных связей;

• синхронизация работы полушарий;

• развитие мелкой моторики;

• развитие способностей;

• развитие памяти, внимания, восприятия;

• развитие речи;

• развитие мышления;

• устранение дислексии и дисграфии;

• активизация мыслительной деятельности;

• способствование восприятию и запоминанию информации

СЛАЙД 6. Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).

На экране набор слов. Разделите эти слова по 3 слова на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее. В уме.

Оценка результатов:

СЛАЙД 7   Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

1-я группа карточек –«карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек –«бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек –«шерсть», «перья», «чешуя».

То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и

доминирует левое полушарие.

 Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

1-я группа карточек –«карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек –«орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек –«овца», «бегать», «шерсть».

То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует

правое полушарие.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты.

СЛАЙД 8   Виды кинезиологических упражнений:

Доктор психологических наук, профессор А.Л. Сиротюк разработала развивающую кинезиологическую  программу для дошкольников.

           По мнению А.Л.  Сиротюк,  коррекционно-развивающая и  формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя упражнения с речевым сопровождением: растяжки, дыхательные,  глазодвигательные,  перекрестные  (реципрокные)  телесные упражнения,  упражнения  для  языка  и  мышц  челюсти,  для  развития  мелкой моторики  рук,  релаксации, валеологические кинезиологические песенки-распевки,  музыкальные кинезиологические упражнения, для развития  коммуникативной  и  когнитивной  сферы, упражнения с правилами, упражнения на релаксацию и массаж.

растяжки: нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость);

- дыхательные упражнения: улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;

- глазодвигательные упражнения: позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;

- телесные упражнения: при их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение;

-валеологические кинезиологические песенки-распевки -это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению: улучшают состояние дыхательных путей и развивают голос, звуковысотный слух, а следовательно – речь. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами, растяжками.

- упражнения для развития мелкой моторики: развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков;

СЛАЙД 9 Для результативности необходимо учитывать определённые условия:

Упражнения необходимо проводить ежедневно, без пропусков;.

• занятия проводятся утром, в течение 10 мин перед проведением общих занятий, для повышения эффективности учебной и игровой деятельности детей дошкольного возраста;

• занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

• от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

• упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

• упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

• длительность занятий по одному комплексу составляет два месяца.

Ребенок выполняет вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Все упражнения перекрестные. Сначала выполняются правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя.

СЛАЙД 10. Для муз руководителя: дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

"Задуть свечу". (Выполнить с коллегами)

Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.

Музыкальные кинезиологические упражнения и валеологические кинезиологические песенки-распевки

«Паучина» (ноты прилагаю)

Пау-паучина паутину шил. (соединяем большой палец левой руки с указательным пальцем правой, затем указательный левой и большой правой. Таким образом, «шагаем пальцами»)

Вдруг закапал дождик, (имитируем капание дождика, соединив средние и большие пальцы на обеих руках)

паутину смыл. (смахиваем одной рукой с ладони другой руки)

Вот и солнце вышло, стало подсыхать, (складываем ладони вместе, крутим их в разные стороны, поднимая руки вверх)

пау-паучина трудится опять. (повторяем первое движения плетения паутины).

СЛАЙД 11 

Для инструктора физвоспитания: телесные упражнения.  

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

«Колено - локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8-10 раз.

«Передай другому»

И.п Ноги на ширине плеч, мяч/мешочек в левой руке. Стоим друг к другу лицом.    На 1-мяч перекладываем себе в правую руку. 2-одновременно перекладываем мяч в левую руку соседа напротив, и он вкладывает нам мяч в лев руку. На 3 и 4 повторяем движения.

 Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

“Глаз – путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной  предмет, названный педагогом.

СЛАЙД 12. Для воспитателей: упражнения для развития мелкой моторики рук с речевым сопровождением:

«Ухо-нос» (Предлагается согреть свои ушки и носик, но необычным способом. Для этого детям необходимо левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять местами руки при этом не запутаться, чтобы мороз не обморозил детям их ушки и носы).

Эй, мороз, мороз, не показывай нам нос.

        Уходи скорей домой, стужу уводи с собой!

«Кулак-ребро-ладонь»

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладошка),

 Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

А пруд (кулак) зарос (ребро) травой(ладонь),

Зеленой (кулак) и (ребро) густой(ладонь).

СЛАЙД 13. Упражнение «Лезгинка»

Любим ручками играть и лезгинку танцевать

 СЛАЙД 14. Нами было обследовано 1 человек экспериментальной группы «Лучики» путем пробы Озерецкого (на слайде все пробы).

СЛАЙД 15. Из 18 человек: 17 детей с низким уровнем, 1 ребенок со средним уровнем моторной одаренности. С высоким уровнем нет детей. Посмотрим, как будет в конце эксперимента.

СЛАЙД16.

Человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение.

И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование общей моторики, тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Движение, как сложная, многослойная система, является «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, с другой.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Таким образом, использование метода кинезиологии позволяет более эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были им не доступны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-двигательных упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Данное пособие посвящено актуальной, но мало изученной  и разработанной в литературе  теме:  роли танцевально-ритмических движений в комплексе коррекционно-воспитательных мер по п...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Кинезиология в настоящее время представляет одно из самых быстро развивающихся и интересных направлений в работе с детьми дошкольного возраста....

Программа кружка Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Программа кружка Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми младшего дошкольного возраста...

Проект "Кинезиологические упражнения в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной, речевой и двигательной деятельности....

Методическое пособие по использованию кинезиологических комплексов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

КИНЕЗИОЛОГИЯ - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, от...

Педагогический проект «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи»

    Данный проект представляет собой новый инновационный подход внедрения инновационной технологии – кинезиологии и направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической...