Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Черникова Любовь Петровна

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие успешного обучения в школе. Поэтому в настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_rechi.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

(3 слайд)

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие успешного обучения в школе. Поэтому в настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста

Необходимость её решения определяется:

-во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте;

во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

В связи с этим, возникают противоречия в том, что ежедневная коррекционная работа, требующая усидчивости и подчинения требованиям взрослого зачастую не вызывает интерес у ребенка ввиду его индивидуальных и возрастных особенностей.

(4 слайд)

Для повышения мотивации ребенка в логопедии необходимы различные лого-коррекционные игры. Как сказал В. А Сухомлинский :. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

(5 слайд)

Именно через игру естественно, тонко и ненавязчиво мы можем устранять речевые недостатки. Игра дает возможность многократно повторять трудные логопедические упражнения, в ней формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность. Использование игры в коррекционной работе - это средство умственного, нравственного, эстетического, физического воспитания.

(6 слайд)

Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевиднаРабота логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.

(7 слайд)

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции

Обучающая – позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, достичь поставленных дидактических задач;

Развивающая – заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в ней заложено проявлено;

Воспитательная – помогает выявить индивидуальные особенности детей, устранить нежелательные проявления в характере воспитанников;

Коммуникативная – состоит в умении в процессе игры общаться со сверстниками, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность;

Развлекательная – способствует повышению эмоционально – положительного тонуса;

Психологическая – развитие творческих способностей детей.

(8 слайд)

На логопедических занятиях используются :

Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

(слайд9)

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия :

- выразительность проведения игр;

- необходимость включения педагога в игру;

- оптимальное сочетание занимательности и обучения;

- простота, доступность, ёмкость и наглядность;

- индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

(слайд10) :

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям

- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем основные направления логопедической работы, обусловленные нарушениями детей с речевой патологией.

(слайд 11)

Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Желание проводить её необычно, более интересно, привлечь внимание детей и сохранить у них интерес к однообразной, а зачастую и монотонной работе, побудило меня создать такое наглядное пособие как «Домик ловкого язычка». Данное пособие помогает быстрее освоить артикуляционные упражнения, поскольку ребёнок может рассмотреть, коснуться и почувствовать зубы, альвеолы, нёбо, язык, совершать различные движения языком, «выполнять» правильную артикуляцию звуков. Это способствует формированию более точных кинестетических ощущений, так необходимых для выработки артикуляционного уклада звуков. Ведь, играя с пособием, ребенок соотносит движения ловкого язычка с движениями своего языка и ему легче запомнить и выполнить упражнения самому.

(слайд 12)

Обязательная часть коррекционной работы - развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы как : игровой само массаж шершавыми ковриками (зеленая травка) с проговариванием стихов (гладь мою ладошку еж ты колючий, мячики с шипами, различные шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры, игры на развитие тактильного восприятия«Гладкий – шершавый»«Найди такой же на ощупь»«Чудесный мешочек» и т. п.

(Слайд 13)

Кроме традиционных методов и приёмов использую метод Су-Джок терапии нетрадиционная восточная технология оздоровления всего организма.

(«Су» — кисть, «Джок» — стопа)

На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них мы можем регулировать функционирование внутренних органов: мизинец — сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.

Метод Су-Джок терапии использую с целью общего укрепления организма, в коррекционно-логопедической работе в качестве массажа при дизартрических расстройствах, улучшается психоэмоционального состояния детей и развитию мелкой моторики пальцев рук.

С помощью шаров — «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Массаж Су-Джок шарами.

(Дети повторяют словаи выполняют действия с шариком в соответствии с текстом).

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

В каждом шарике есть «волшебное» колечко. И следующий прием это: массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Массаж пальцев эластичным кольцом.

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

Раз, два, три,четыре, пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Аналогично можно сопровождать все знакомые комплексы пальчиковой гимнастики.

Упражнение «Один-много».

Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Так же можно проводить упражнения «Назови ласково»«Скажи наоборот».

Использование Су-Джок шаров для развития памяти внимания.

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо

(слайд 14)

Развитие правильного дыхания один из важнейших этапов в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым, постепенным выдохом, что позволяет ребёнку получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Для развития правильного речевого дыхания использую следующие игровые приемы : «Буря в стакане»«Прокати машинку»«Бабочка лети»«Задуй свечку»«Покатай карандаш»«Фокус», и т. п.

(слайд 15)

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребё нка с помощью настольно- печатных игр «говори правильно звук Л, С,Щ»«Четвертый лишний»«Лото»«Умные Карточки»«Логопедические карточки»

(слайд 16)

с помощью таких упражнений как«Заведи мотор»«четвертый лишний»«составь предложение»,«Песенка»«Лабиринты»«Фотограф»,«Мой, моя»«Живое - неживое»«Подбери словечко»«Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение»«Веселый поезд»«Волшебная дорожка» и многие другие.

(слайд 17)

При знакомстве со звуками и буквами, обучении детей грамоте изготовила красочные и интересные замки для детей. Также использую такие игровые упражнениякак «Засели домик»«На что похожа буква?»«Назови знакомые буквы»«Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука»«Какие буквы ты видишь?»

(слайд 18)

Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

(Слайд 19)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МАССАЖА И САМОМАССАЖА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на с...

План по самообразованию воспитателя первой младшей группы "Использование игровой технологии-камешки Марблс в работе с детьми раннего возраста"

В плане по самообразованию кратко представлена работа педагога на год с родителями и детьми по теме "Использование игровой технологии-камешки Марблс в работе с детьми раннего возраста"...

Опыт работы "Использование игрового стретчинга в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

В данном опыте работы я опиралась на методику игрового стретчинга А.Г. Назаровой...