Проект "Мы вместе!"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Данный проект предназначен для детей с нарушением слуха 5-7 лет. Он содержит материал по ознакомлению с окружающей действительностью, так как дети с нарушением слуха, поступающие в дошкольное учреждение, имеют крайне бедные представления о явлениях общественной жизни, в том числе и о том, какие национальности проживают на территории Оренбуржья, как они называются, какие у них традиции, обычаи, костюмы, национальные блюда, игры.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_vmeste_dlya_detey_s_narusheniem_sluha.docx914.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 169» г. Оренбурга

Образовательный проект

для детей с нарушением слуха

«Мы вместе!»

(«Многонациональное Оренбуржье»)

img13.jpg

Воспитатель: Кузнецова Л.Н.

                                         Пояснительная записка.

                                                      Актуальность темы.

       Оренбургская область расположена на стыке двух частей света – Европы и Азии, имеет границы с Татарстаном, Башкортостаном, с Казахстаном, поэтому исторически является многонациональным регионом России. К основным национальностям, с населением более десяти тысяч человек, относятся представители девяти этнических групп: русские, татары, казахи, украинцы, башкиры, мордва, чуваши, немцы, армяне.

     Чтобы отношения между представителями разных национальностей были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и уважать их. Приобщение дошкольников к народной культуре становится весьма актуальным в настоящее время. Воспитание любви к своей стране, к своему народу, к его традициям начинается, прежде всего, с воспитания у детей уважения к  культуре народов разных национальностей.  Воспитание у  дошкольников интереса к родному краю, уважения к представителям различных национальностей, проживающих на территории Оренбургской области – задача и педагогов, и родителей.

    Данный проект предназначен для детей с нарушением слуха 5-7 лет. Он содержит материал по ознакомлению с окружающей действительностью, так как дети с нарушением слуха, поступающие в дошкольное учреждение, имеют крайне бедные представления о явлениях общественной жизни, в том числе и о том, какие национальности проживают на территории Оренбуржья, как они называются, какие у них традиции, обычаи, костюмы, национальные блюда, игры.        

Основное направление проекта – ознакомление детей с окружающей действительностью (национальностями жителей Оренбургской области) и формирование на этой основе словесной речи.      

        Проект направлен на проведение целенаправленной работы по ознакомлению детей с национальной культурой жителей Оренбургской области. Также данный проект предполагает участие родителей в работе по воспитанию у детей интереса к родному краю. Проект рассчитан на 2 недели. Мероприятия по реализации проекта проводятся в форме занятий и специально организованной самостоятельной деятельности детей.

       Без специальной образовательной и коррекционной работы дети с нарушением слуха не только не могут назвать предметы и явления, обозначить их словом, плохо выделяют их из группы разнородных предметов, не знают способы применения некоторых предметов. Поэтому необходимо специально знакомить детей с нарушением слуха с окружающим миром. Осознавая важность и необходимость проекта по воспитанию у детей с нарушением слуха любви к родному краю, толерантного отношения к представителям разных национальностей, формированию у детей представления о национальностях, населяющих Оренбургскую область, я решила обобщить имеющийся материал по данной теме с целью реализации его через различные виды детской деятельности.

Название проекта: «Мы вместе!»

Тип проекта:  информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Вид: краткосрочный, групповой.

Сроки реализации: 21.11. 2022 г. - 2.12.2022 г.

Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности, педагоги группы, дефектолог, родители.

Цель проекта: воспитывать у детей уважение к людям разных национальностей.

Задачи проекта:

  • формировать у детей познавательный интерес к явлениям общественной жизни, к  окружающей действительности;
  • воспитывать уважение к представителям разных национальностей, любовь к малой Родине;
  • формировать у детей представление о национальностях людей, проживающих на территории Оренбургской области: русские, белорусы, украинцы, татары, казахи;
  • познакомить детей с характерными особенностями представителей данных национальностей: костюм, жилище, убранство дома, музыкальные инструменты, национальное блюдо, национальная подвижная игра;
  • способствовать развитию у детей психических процессов: памяти, внимания, мышления, словесной речи.
  • совершенствовать умение детей называть предметы и явления в доступной форме: по табличке, устно-дактильно, устно;
  • формировать у детей навык правильного поведения во время коллективных игр;
  • способствовать укреплению детско-родительских отношений через совместную деятельность.

Принципы построения проекта.

       Принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на общечеловеческие понятия – уважение, взаимопомощь, любовь к родному краю.

       Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о культуре и обычаях представителей национальностей, населяющих Оренбургскую область, с учетом его возраста, накопленного опыта, выявлении его потенциальных возможностей.

       Принцип интеграции. Одним из вариантов реализации данного принципа в работе с детьми с нарушением слуха является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет соединить разные аспекты образовательных областей.

Необходимые условия реализации проекта:

  • Заинтересованность всех участников проекта (дети, педагоги, родители).
  • Методические разработки.
  • Организация предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта.
  • Взаимодействие со специалистами детского сада (дефектолог, психолог, музыкальный руководитель).

Интеграция образовательных областей: 

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Этапы реализации проекта.

Подготовительный:

  • Анализ литературы по данной теме.
  • Диагностика детей по данной теме.
  • Составление плана работы, разработка содержания проекта.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, игр для реализации проекта.
  • Разработка конспектов занятий.

Основной:

  • Реализация плана работы по всем видам деятельности с детьми, педагогами, родителями.    

Заключительный:

  • Подведение итогов работы над проектом.
  • Создание альбома «Мы вместе».
  • Презентация проекта.

Основные формы реализации проекта:

  • Занятия.
  • Дидактические игры и упражнения.
  • Специально организованная самостоятельная деятельность детей.
  • Продуктивная деятельность детей.
  • Консультации, рекомендации для родителей, беседы с родителями.
  • Создание кулинарной книги «Любимое национальное блюдо нашей семьи»

Обеспечение проектной деятельности.

Методическое:

      1.Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: Программы для    специальных дошкольных учреждений / Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т. и др. – М.: Просвещение, 1991.

      2.Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. – М., Просвещение, 1972.

      3.Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., Просвещение, 1975.

      4. География Оренбургской области: Учебник для 8—9-х классов общеобразовательной школы/А.А. Чибилев и др. — 2-е изд. Оренбургское литературное агентство г. Оренбург, М: Изд-во МГУ, 2003.

      5.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2001.

      6.Дидактические игры по развитию речи: Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха: Сборник игр для педагогов и родителей / Головчиц Л.А., Дмитриева Л.В., Казанская В.Л., Каширская Е.В., Осипова Т.А. и др.; Под ред. Л.А.Головчиц. - М.: УМИЦ «Граф-пресс», 2003.

      7. Край степной ОРЕНБУРЖЬЕ, Сост.: Ю. П. Ткаченко; Текст: В. Г. Альтова и др.; Фот.: И. Баранова и др. - Планета Москва, 1983.

   Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • Альбомы «Достопримечательности Оренбурга», «Оренбургский пуховый платок», «Национальности Оренбуржья», «Национальная деревня», «Народные промыслы.
  • Дидактические игры: «Сложи картинку», «Одень куклу в национальный костюм», «Кому что нужно?», «Составь орнамент», «Четвёртый лишний», «Запоминай-ка».
  • Подвижные игры: «Юрта»; «Перетяни-ка», «Шапка-невидимка», «В узелок», «Наездники», «Ручеек», «Плетень», «Кто первый?» (Узыш уены?), «Скок-перескок (Кучтем-куч)», «Колдун (Чаклун)», «Посади картошку», «Мельница».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Гости», «Путешествие», «Автобус».
  • Настольно-печатные игры: «Народы мира», «Народы России и ближнего зарубежья».
  • Слайдовые презентации «Мы вместе!», «Русские», «Казахи», «Белорусы», «Татары», «Украинцы».
  • Раскраски, образцы для рисования, аппликации, лепки по теме «Национальности Оренбуржья».
  • Мультфильмы: «Оренбуржье многонациональное», «Мульти-Россия- Оренбургская область»;  "Сказка об оренбургской козочке и пуховом платке".
  • Видео ролики: «Край Оренбургский»; "Путешествие в русскую деревню"; «Интересные места в Национальной деревне»; «Открытие татарского подворья»; «Национальная деревня в Оренбурге»;

                                           Ожидаемые результаты.  

  • У детей сформировано понимание, что люди должны быть дружными, помогать друг другу.
  • Дети знают название города, в котором живут.
  • Дети знают название национальностей, проживающих в Оренбуржье.
  • Дети имеют представление о традициях и обычаях представителей разных национальностей (русские, украинцы, белорусы, татары, казахи).
  • Дети знают некоторые национальные подвижные игры, умеют в них играть.
  • Дети имеют представление о народных промыслах Оренбуржья.
  • У детей сформирован навык правильного поведения во время проведения коллективных игр (подвижных, дидактических).

План мероприятий,

проводимых в рамках реализации проекта

«Мы вместе»

д

е

т

и

Занятия

        Тема                    

    Программное содержание              

     Интеграция    

       областей

Ознакомление с окружающим «К нам гости пришли»

Формировать у детей представление о национальностях людей, проживающих на территории Оренбургской области: русские, татары, казахи; познакомить детей с характерными особенностями представителей данных национальностей: костюм, жилище, убранство дома, музыкальные инструменты, национальное блюдо, национальная подвижная игра; совершенствовать умение детей читать таблички в устно-дактильной форме; формировать у детей навык правильного поведения во время коллективных игр; воспитывать уважение к представителям разных национальностей, любовь к малой Родине.

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Рисование

«Украсим тарелку»

Учить детей украшать тарелку, используя элементы Городецкой росписи; совершенствовать умение правильно держать кисть, набирать нужное количество краски, тщательно промывать кисть; развивать мышление, внимание, цветовое восприятие предмета; воспитывать желание выполнить свою работу качественно.

Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Рисование

«Татарский орнамент»

  Формировать у детей представление о национальных (татарских) орнаментах; совершенствовать умение составлять узор из прямых линий, правильно держать кисть, набирать нужное количество краски, тщательно промывать кисть; закрепить названия оборудования для рисования; воспитывать желание выполнить свою работу качественно.

Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Лепка

«Филимоновская игрушка»

(Лошадка)

Учить детей лепить филимоновскую игрушку (лошадку) из пластилина, передавать колорит филимоновской росписи, развивать воображение, воспитывать эстетическое восприятие произведений народного творчества, развивать мелкую моторику рук; воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели.

Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Аппликация

 «Красивый поднос»

(Городецкая роспись)

Развивать мелкую моторику рук, внимание; продолжать учить детей составлять узор из готовых форм по образцу (дети младшего возраста), вырезать самостоятельно элементы (дети старшего возраста); закрепить названия оборудования для аппликации; воспитывать аккуратность, умение доводить начатое до конца, подводить детей к самостоятельной оценке своей работы.

Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Игровая деятельность

Дидактические игры

«Сложи картинку»

В процессе игры формировать умение создавать целостное изображение предмета, сюжетной картинки; развивать зрительное восприятие, внимание, мышление; учить детей обозначать словом знакомые предметы.

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

«Одень куклу в национальный костюм»

Закрепить в игре знания детей о том, какой костюм принадлежит той или иной национальности; формировать навык правильного поведения детей в коллективных играх.

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

«Кому что нужно?»

Формировать у детей представление о национальной атрибутике; развивать внимание, речь; воспитывать желание играть в дидактические игры.

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

«Составь узор»

Формировать у детей представление о национальных орнаментах, развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость; закрепить в речи детей названия геометрических форм, величины, цвета.

Познавательное развитие, речевое развитие.

«Четвёртый лишний»

Учить детей ориентироваться в игре на существенные признаки предметов; развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение); закрепить в речи детей обобщающие слова.

Познавательное развитие, речевое развитие.

«Запоминай-ка»

Способствовать в игре развитию памяти, внимания; повторить названия предметов гигиены; воспитывать настойчивость в решении игровой задачи.

Познавательное развитие, речевое развитие.

                                              Подвижные игры

1.«Шапка-невидимка»

2.«Ручеек» 3.«Плетень»

4.«Юрта» 5.«Перетяни-ка»

6.«В узелок»

7Кто первый?» 

(Узыш уены?) 8Скок-перескок» 

(Кучтем-куч) 9Колдун»

(Чаклун)

10.«Посади картошку» 11.«Мельница»

Познакомить детей с подвижными играми народов, проживающих в Оренбургской области; формировать у детей  навык правильного поведения во время игры; развивать быстроту, ловкость, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве; воспитывать настойчивость, умение радоваться успехам товарищей, достойно принимать поражение.

Физическое развитие, речевое развитие.

                                         Настольно-печатные игры

«Народы мира»

Закрепить в игре названия национальностей; формировать умение действовать согласно правилам игры; развивать внимание, речь детей.

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

«Народы России и ближнего зарубежья»

Повторить названия национальностей;  совершенствовать умение соблюдать правила игры, умение соблюдать очередность при выполнении игровых действий.

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

                                            Сюжетно-ролевые игры

«Гости»

«Автобус»

«Путешествие»

Продолжать учить детей отражать в игре события реальной жизни; учить детей объединять отдельные игровые действия в единую цепочку; формировать умение детей брать на себя роль, действовать согласно роли; способствовать развитию речи в игре.

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

                                            Трудовая деятельность

Изготовление книжек-малышек «Кто живет в Оренбурге»

Учить детей делать книжку-малышку; закрепить названия предметов гигиены, оборудования для ручного труда. совершенствовать умения, полученные на занятиях по аппликации (намазывать клеем деталь, наклеивать ее).

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

р

о

д

и

т

е

л

и

1. Создание книги рецептов группы «Любимое национальное блюдо нашей семьи».

2. Консультация для родителей «Формирование представлений о малой родине у дошкольников».

3. Помощь в организации предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта.

п

е

д

а

г

о

г

и

1. Презентация проекта «Мы вместе!».

2. Показ открытого занятия по ознакомлению с окружающим «К нам гости пришли».

Приложение 1.

Конспект занятия

Тема: «К нам гости пришли».

Цель: воспитывать у детей уважение к людям разных национальностей.

Задачи:

- формировать у детей представление о национальностях людей, проживающих на территории Оренбургской области: русские, татары, казахи;

- познакомить детей с характерными особенностями представителей данных национальностей: костюм, жилище, убранство дома, музыкальные инструменты, национальное блюдо, национальная подвижная игра;

- совершенствовать умение детей читать таблички в устно-дактильной форме;

- формировать у детей навык правильного поведения во время коллективных игр;

- воспитывать уважение к представителям разных национальностей, любовь к малой Родине.

Методы и приемы: игровая мотивация, глобальное и аналитическое чтение, сюрпризный момент, подвижная игра, показ и рассматривание.

Предварительная работа: рассматривание фотоальбомов, книг, презентаций об Оренбурге.

Словарь: Что будем делать? Будем заниматься. Будем думать, говорить, слушать, играть. Что там? Тук-тук-тук. Кто это? Гости. Это кукла. Привет! Кукла Маша. Кукла Алина. Кукла Асель. Это дом. Русские, казахи, татары. Сушки, чак-чак. Платок, фартук, халат. Будем играть. Шапка. Будем пить чай. Спасибо. До свидания!  

Предметно-пространственная развивающая среда: слайдовая презентация, куклы в костюмах,  таблички, сувениры, костюмы, атрибуты для подвижных игр (шапка, платки), угощение, ширма.

Пространственно-временной ресурс: групповое помещение; 30 минут.

Ход занятия:

Структура

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 часть.

Организа-ционный

 момент. 

Педагог вместе с детьми находится в групповом помещении.

  Фонетическая ритмика.

-А-а-а; о-о-о; у-у-у; и-и-и.

- Па-па-па; ма-ма-ма.

- Что будем делать? (табличка)

- Будем слушать. Будем думать. Будем говорить. Будем играть.

Дети выполняют движения с проговариванием звуков и слогов по подражанию педагогу.

- Будем заниматься. (по плакату) Будем слушать. Будем говорить. Будем играть.

  Дети проговаривают вместе с педагогом.

2 часть. Основная.

Педагог обращает внимание детей на экран телевизора.

-Что это? Это город Оренбург. ( слайд 1, 2)

- Мы живем в Оренбурге. (слайд 3)

Педагог обращает внимание детей на то, что в Оренбурге живут люди разных национальностей (фото): русские, татары, казахи.

- Что там? Слышно?

Педагог достает из-за ширмы куклу в русском народном костюме.

- Кто это? Это кукла Маша. Маша пришла в гости. Поздоровайтесь с Машей.

Маша «приглашает» детей к столу с русскими народными игрушками, одеждой, сувенирами, музыкальными инструментами.

- Посмотрите. Это дом. Это игрушки. Это одежда.

Кукла Маша достает из-за ширмы картуз и предлагает поиграть в игру.

- Что это? (шапка)

- Будем играть.

Русская народная игра «Шапка-невидимка».

Кукла Маша благодарит детей и «угощает» их сушками.

- Тук-тук-тук! Слышно? Кто там?

Из-за ширмы появляется кукла в татарском костюме.

- Привет! Я татарка. Меня зовут Алина.

Кукла приглашает детей в сувенирную лавку с национальными костюмами и сувенирами.

Алина предлагает детям поиграть с платком  в татарскую народную игру «В узелок» (Тоенчек уены).

- Будем играть.

Педагог объясняет правила игры.

Кукла Алина хвалит детей и угощает их национальным блюдом «Чак-чак».

- Тук-тук-тук! Слышно? Кто там?

Педагог обращает внимание на третью гостью. В группу заходит помощник воспитателя т. Зоя.

- Кто это? Это тётя Зоя. Она казашка.

Педагог обращает внимание на красивый казахский национальный костюм (мужской и женский), на национальное жилище – юрту, убранство юрты  (фото), музыкальный инструмент «домбру».

Т. Зоя предлагает детям поиграть в казахскую игру «Юрта».

- Будем играть.

После этого т.Зоя приглашает детей к себе в гости.

- Будем пить чай.

За ширмой накрыт стол. На столе угощение – хворост. Дети приносят с собой сушки и чак-чак, пьют чай из пиал, сидят по-казахски. Дети, педагоги, куклы собираются за одним столом.

Педагог напоминает правила поведения во время приема пищи.

Дети читают подписи к фото.

- Привет!

Дети рассматривают русский народный костюм на кукле и на фото, прочитывают таблички с названиями русской атрибутики (самовар, лапти, каравай и т.д.)

Дети прочитывают таблички в доступной форме.

- Будем играть.

Дети благодарят Машу и берут её с собой.

- Привет!

Дети приветствуют куклу, рассматривают татарский костюм, примеряют тюбетейку, платок. Можно сделать фото в головных уборах. Дети рассматривают фото с татарскими орнаментами, посуду и т.д.

- Будем играть. (устно-дактильно)

Подвижная игра.

Дети благодарят куклу за угощение в доступной форме.

- Будем играть. (устно-дактильно)

- Будем пить чай.

3 часть. Заключительная

Педагог приглашает детей к доске, на которой размещены фото г. Оренбурга, представителей национальностей. Педагог обращает внимание детей на то, что нужно быть дружными.

Дети рассматривают фото, прочитывают название национальностей (русские, татары, казахи), благодарят помощника воспитателя за чаепитие, а кукол – за «рассказ» о своей национальности, угощение.

Приложение 2

Подвижные игры

"Шапка-невидимка" (русская народная игра)

Ход игры: Держа руки за спиной, играющие становятся плечом к плечу по кругу. У одного из них в руках «шапка-невидимка» – треуголка, сложенная из листа бумаги. Водящий – в середине круга.

По сигналу участники игры начинают передавать за спиной шапку друг другу, стараясь делать это так, чтобы водящий не знал, у кого она находится. Водящий ходит по кругу и зорко следит за движениями играющих. Время от времени он останавливается и, указывая на одного из игроков, громко говорит: «Руки!» Тот, к кому обращается водящий, должен сейчас же вытянуть руки вперед. Если при этом шапка окажется у игрока, он сменяет водящего. В минуту опасности нельзя бросать шапку на пол. Нарушивший это правило выходит из игры. Любой участник игры, когда к нему попадет шапка, может надеть ее себе на голову, если только водящий не обращает на него внимания или находится не очень близко. Секунду покрасовавшись в шапке, надо снять ее и пустить по кругу. Если водящий запятнает, когда шапка на голове, придется уступить ему свое место, а самому водить.

«Блуждающий мяч» (русская народная игра)

      Ход игры: Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга, старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удалось, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.

      Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры. Играющий, уронивший мяч, становится водящим.

 «Ручеёк» (русская народная игра)

   Ход игры: Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и уводит за собой выбранного мальчика или девочку. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка». Проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить её под музыку.

«Плетень» (русская народная игра)

     Ход игры: Участники строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест на крест. По сигналу первая шеренга идет на встречу второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на первоначальные позиции. Тоже делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем присаживаются. По сигналу дети должны построиться в шеренги. Правила игры. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.

«Юрта» (казахская народная игра)

   Ход игры: В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята, Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,И помчимся на лужок.

     На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

581041_8.png

«Октау тартыс (Перетяни-ка)» (казахская народная игра)

Ход игры: Эта игра выявит, кто из вас сильнее. Для этой игры двое должны выйти на середину. Вначале проведите на земле черту и встаньте по разные ее стороны. Возьмите скалку за оба ее конца и тяните каждый на себя. Тот, кто сможет перетянуть соперника на свою сторону, и будет победителем.

952203_7.jpeg

«В узелок» - «Тоенчек уены» (татарская народная игра)

Ход игры: В игре принимают участие дети младшего и среднего возраста. Для нее нужен платок, завязанный узлом. Один из игроков - водящий. Остальные участники, образовав круг, садятся на землю или становятся на колени на расстоянии не более 2 м яруг от друга. Водящий стоит за кругом с платком, завязанным в узелок. По сигналу руководителя водящий бросает узелок одному из игроков, сидящих в кругу, И отходит на три шага назад. Сидящие начинают передавать узелок от одного игрока другому так быстро, как будто он летит по кругу. Водящий бежит за узелком, чтобы перехватить его. Если это ему удается, он меняется ролью с игроком, у которого был перехвачен узелок.

Правила.

1. Сидящие игроки могут передавать узелок только своему соседу справа или слева.

2. Водящий должен перехватить узелок из рук. Узелок не считается пойманным водящим, если поднят им с земли (если кто-то уронит) или схвачен на лету. Однако в игре младших ребят водящему разрешается брать узелок с пола (с земли, если его уронили.

3. Во время передачи узелка можно менять направление.

«Кто первый? (Узыш уены?)» (татарская народная игра)

       Ход игры: Играющие выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, на другой — ставится флажок, обозначающий конец дистанции. По сигналу участники начинают бег наперегонки. Кто пробежит это расстояние первым, тот считается победителем. Расстояние с одного конца площадки до другого должно быть не более 30 м. Сигналом может служить слово, взмах флажка, хлопок. При беге нельзя толкать товарищей.

«Скок-перескок (Кучтем-куч)» (татарская народная игра)

     Ход игры: На земле чертят большой круг диаметром 15—25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30—35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: «Перескок!» (прыгайте). После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

«Колдун (Чаклун)» (украинская народная игра)

     Ход игры: Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу.

     По команде «Раз, два, три!» или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец будет таким образом захвачен трижды, становится колдуном. Дети разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой.

     Однако колдун следит за своей жертвой, и как только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отваживается выручить товарища. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.

«Посади картошку» (белорусская народная игра)

Ход  игры: Создаются две команды с одинаковым числом игроков, выбирают капитана команды. У каждого капитана в руках мешок с картофелем (можно камушки). Картофеля должно быть по количеству игроков в команде. На расстоянии двадцати шагов от каждой колонны начерчены круги (по количеству игроков). По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый круг. Затем они возвращаются и передают мешок следующему игроку, который, взяв мешок, бежит собирать картошку и т. д. Побеждает команда, первая справившаяся с заданием.

«Мельница (Млын)» (белорусская народная игра)

    Ход игры: Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т. д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

       

Приложение 3

Дидактические игры

1. «Сложи картинку».

Словарь: Будем играть. Сложи картинку. Верно, не верно. Матрешка. Юрта. Самовар и т.д.

Ход игры: Педагог предлагает детям сложить части картинки в целую картинку. Для детей младшего возраста количество частей картинки 2-4 и педагог предлагает образец картинки. Для старших детей образец не предлагается и количество частей картинки увеличивается.

IMG-78449c282e6fc7442e224d1d02648a37-V.jpg            IMG_20220124_205653.jpg       

2. «Одень куклу в национальный костюм».

Словарь: Будем играть. Кто это? Русские, казахи, украинцы, белорусы, татары.Что это? Одежда. Подбери одежду. Верно – не верно.

Ход игры: Педагог предлагает детям силуэт куклы или куклу и национальные костюмы из бумаги или ткани. Задание: подобрать одежду кукле по словесной инструкции (табличка или устно-дактильно).

IMG_20220124_205628.jpg

3.  «Кому что нужно?».

Словарь: Будем играть. Кто это? Русские, казахи, украинцы, белорусы, татары. Что это? Дом, балалайка, матрешка, самовар, юрта, венок, домра, чак-чак, блины и т.д. Кому это нужно? Верно, не верно.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением кукол в национальных костюмах и карточки с изображением национальных атрибутов, назвать некоторые из них. Задание: подобрать кукле те объекты, которые соответствуют национальности. Младшие дети могут найти табличку с названием объекта. Старшие дети называют объект устно-дактильно.

4. «Четвертый лишний».

Словарь: Будем играть. Что это? Дом, балалайка, матрешка, самовар, юрта, венок, домра, чак-чак, блины и т.д. Что лишнее? Верно, не верно.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть карточки с изображением 3-х предметов из одной группы (национальности), а четвертый – из другой. Например: матрешка, блины, балалайка, юрта. Дети объясняют свой выбор.

 5. «Составь узор».

Словарь: Будем играть. Составь узор.

Ход игры: Педагог предлагает детям элементы национального узора. Задание – составить узор по образцу, подобрать табличку с названием национальности, которой этот орнамент принадлежит.

           

6. «Запоминай-ка».

Словарь: Будем играть. Смотри, думай, запоминай. Что это? Дом, балалайка, матрешка, самовар, юрта, венок, домбра, чак-чак, блины и т.д. Сколько картинок? Молодец!

Ход игры: Педагог вместе с детьми раскладывает картинкой вниз парные карточки с изображением национальных атрибутов. Дети по очереди переворачивают карточки (по 2 штуки) с целью найти парные картинки. Если ребенок нашел парные картинки, у него есть еще один ход, если нет – ход переходит следующему игроку. В процессе игры дети называют изображенные на карточках предметы. По окончании игры дети считают, сколько у них карточек.

                  Приложение 4

Фотогалерея

Collage_20211130_211240.jpg       20171114_141557.jpg

IMG_20211204_001916.jpg    IMG-1e4e0dab82041b0a466ccb7325d1b5bc-V.jpg

Проведение открытого занятия «К нам гости пришли».

IMG_20211126_102051.jpg

Народные подвижные игры.

Collage_20211130_210527.jpg

Настольно-печатные игры.

IMG_20220124_211026.jpg

Работы детей по изодеятельности.

IMG_20220124_210905.jpg                IMG_20220113_085150.jpg

IMG_20220124_210937.jpg       IMG_20220124_211001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".

«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий         Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...

"Вместе с папой, вместе с мамой"

Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....

Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"

Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...