Совместный проект по развитию фонематического восприятия учителя - логопеда и воспитателей группы
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Выявление и коррекция предпосылок нарушения чтения и письма у обучающихся старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_fv_-_konkurs.docx40.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №322 «Морозко»

660130, г.Красноярск, ул. Гусарова                                        тел.8(391)246-47-79    

 

Проект по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Автор проекта:

учитель-логопед Солдатова Е.С.

elenasoldatova71@yandex.ru

+7(902)9668216

Сроки выполнения проекта: 2022 – 2023 учебный год

г. Красноярск, 2022

Проект

Актуальность: Современный ребёнок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка. Он правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырёх до пяти тысяч слов.

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развёрнутой речи с элементами фонетико – фонематического и лексико – грамматического несовершенства. Но в любом случае,  нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – общение недоразвитие речи.

В фонетическом плане дети:

- неверно произносят 10 – 20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие – твёрдые, звонкие – глухие, а также звуки С- Ш, З – Ж, ТЬ – Ч, СЬ – Щ, Л – Р и т.п.;

- искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов;

- не могут воспроизвести ряд слов близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания.

Таким образом, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом. Известно, что нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические нарушения, отклонения в формировании личности ребенка, а специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.

Проведение коррекции несформированных компонентов в речевом развитии ребенка, используя в полной мере потенциал сензитивных периодов становления речи,  как высшей психической функции, намного легче в дошкольном возрасте. Предупреждение нарушений чтения и письма – одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Проблема: наличие предпосылок дислексии и дисграфии – это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Это отклонение проявляется в том, что у ребенка оказывается несформированной какая-то психическая функция (или ряд функций), которая уже должна быть сформирована к данному возрасту. Факт существования предпосылок свидетельствует о том, что она уже как бы имеется, но пока еще в скрытом виде.

   Гипотеза: предупреждение предпосылок возникновения дислексии и дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективно, если начато в дошкольный период и осуществляется с позиции системного подхода, предполагающего  установление взаимосвязи между нарушениями различных компонентов речевой системы, их всесторонней диагностики и коррекции.

Цель: выявление и коррекция предпосылок возникновения нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой определены следующие задачи исследования.

Задачи:

  • изучить теоретический и методический аспекты проблемы исследования на основе лингвистических, психолого-педагогических и логопедических данных;
  • изучить состояние разных сторон устной речи, психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи у дошкольников с ОНР;
  • провести коррекционную работу по предупреждению нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста;
  • учить правильно, произносить звуки, уточненные или исправленные на занятиях в игровой и свободной речевой деятельности;
  • развивать фонематический слух, фонематический  анализ и синтез слов, фонематические представления;
  • расширять словарный  запас, обогащать активный словарь;
  • формировать связную речь: необходимо научить детей пересказывать текст, составлять рассказ по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану;
  • совершенствовать пространственно-временные ориентировки  на себе, на листе бумаги, развивать способность к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • начать подготовку к обучению грамоте: познакомить с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составлением схем и т.д.;
  • развивать мышление, память, слуховое и зрительное внимания;
  • организовать взаимодействие с участниками образовательного процесса:  воспитателями и родителями по формированию речевого развития детей;
  • совместно в воспитателями создать и систематизировать развивающую предметно-пространственную среду для коррекционных занятий с дошкольниками с ОНР.

Предполагаемые результаты: (дошкольники научаться):

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • дифференцировать звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;
  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.д.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;

Тип  проекта: диагностико - коррекционный.

Методы проекта: 

  • наглядный;
  • словестный;
  • практический;

Общие сведения о проекте:

Место реализации:

МАДОУ «Детский сад «Морозко»», группа № 4

По методу

диагностико-коррекционный

По содержанию

педагогический

По продолжительности:

долгосрочный  (сентябрь-май)

По форме реализации:

Совместно с воспитателями группы

Участники проекта:

дети старшей группы, воспитатели, родители, учитель - логопед

Возраст детей:

5-6 лет

Образовательная область:

«Речевое развитие»

Области интеграции:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».

Описание ресурсов:

  • Предметно – развивающая среда группы (логопедический, книжный уголки).
  • Участники образовательного процесса (педагоги группы, дети и родители).
  • ИКТ (ноутбук, интернет ресурсы, использование обучающих программ).
  • Методическая литература:
  1. Выготский Л.С. Мышление и речь.// Избранные психологические исследования.  М.,1956.
  2. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования. Вопросы дифференциальной диагностики. СП., 2004.
  3. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
  5. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М., 1963.
  6. Ипполитова Н.А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка //Начальная школа. №3,1995.
  7. Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. Настольная книга логопеда.  М., 2005.
  8. Истрин В.А. Развитие письма.  М.,1961.
  9. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 2002.
  10. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей.  СПб.,1995.
  11. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие.  СПб., 2006.
  12. Логинова Е.А. Нарушения письма. СПб.,2004.
  13. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.,1950.
  14. Левина Р.Е. Нарушения письменной речи у учащихся массовой школы.// Специальная школа. 1961.
  15. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. М.,1940.
  16. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы. СПб.,1995.
  17. Мисаренко Г.Г. Типологические трудности овладения письменной речью.// Логопед № 5, 2005.
  18. Онучкина М.В. Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи.// Дефектология № 3, 2009.
  19. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. СПб., 2006.
  20. Парамонова Л.Г. Дисграфия. Профилактика и коррекция - СПб., 2006.
  21. Парамонова Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей». - С.Пб., 2004.
  22. Спирова Л.Ф. Особенности формирования звукового анализа у детей с недостатками речи. М.,1957.
  23. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.  СПб., 1997.
  24. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. - М., 2004.
  25. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
  26. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письмо и чтение: нарушение и восстановление.- М., 1997
  27. Ястребова А.В. Бессонова А.П. Устранение нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ. М.,1997.

Использование интернет ресурсов).

  • Практический материал для проведения занятий, игр и упражнений с детьми (наглядно-дидактические пособия, методический и демонстрационный материал, картотека игр по формированию фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза у дошкольников).

План работ по проекту:

Название этапа

План работы

Формы работы

Участники проекта

1-й этап -

Подготовительный

(сентябрь)

1. Определение темы проекта, формулировка цели, определение

задачи проекта;

2.Проработать и подобрать методическую литературу по данной теме;

3.Подготовить картотеку коррекционного материала, в соответствии

с возрастом и речевым нарушением детей;

4.Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет;

5. Оформление консультативного материала для родителей;

6.Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала;

7.Разработка коррекционного материала.

Диагностика, беседы, наблюдения, анкетирование

Учитель – логопед, воспитате-ли, дети, родители

2-й  этап - основной

(октябрь – май)

1.Узнавание неречевых звуков.

2.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

3.Различение слов, близких по звуковому составу.

4.Дифференциация слогов.

5.Дифференциация фонем.

6.Выделение в слове начального гласного звука.

7. Выделение в слове конечного гласного звука.

8. Выделение в слове начального и конечного гласных звуков.

9. Выделение в слове начального согласного звука.

10. Выделение гласного звука из середины односложного слова.

11. Выделение в слове 2-х гласных звуков.

12.Определение наличие или отсутствие согласного звука в слове.

13. Определение позиции согласного звука в слове.

14.Анализ и синтез звуков в односложном слове.

15. . Выделение в слове конечного согласного звука.

16. Анализ и синтез звуков в двусложном слове.

17. Анализ и синтез звуков в нескольких похожих словах.

18. Анализ и синтез звуков в односложном слове со стечением согласных.

19.Выделение начального согласного и последующего гласного звуков в двусложном слове.

20.Выделение последних двух звуков в различных падежных формах имени существительного.

21.Словообразование путём замены одного из согласных звуков в слове.

наглядные, словесные, практические

Примеры игр:

-«Отгадай, звук (звуки)»;

-«Придумай. слово»;

-«Поймай, звук»;

-«Эхо»;

-«Отгадай, что звучит?»;

-«Исправь, ошибки  Незнайки»;

-«Попугайчик»;

-«Кокой звук убежал?»;

-«Попробуй, повтори»;

-«Цепочка»;

-«Где позвонили?»;

-«Угадай, кто это?»;

-«Внимательные ушки»;

-«Подними флажок»;

-«Где спрятался звук?»;

-«Построй пирамидку»;

-«Хлопни, как я»;

-«Паровозик»;

-«Клубочки – моточки»;

-«Лови, слово»;

-«Первый и последний»;

-«Веселый бубен»;

-«Твердый и мягкий»;

-«Улиткины дорожки»;

-«Домики для слов»;

-«Считаем звуки».

-«Разложи, по кучкам»;

-«Звуковое лото»;

-«Цепочка слогов»;

-«Цепочка слов»;

-«Выбери картинки»;

-«Живые звуки»;

-«Замени, звук»;

-«Назови. гласные звуки»;

-«Договори, слово»;

-«Что получилось?»;

-«Какого звука не хватает?»;

-«Угадай слово по гласным звукам»;

-«Топни-хлопни»; и т.д.

Учитель – логопед, воспитате-ли, дети, родители

3-й заключительный (май)

Анализ эффективности диагностико-коррекционной работы по выявлению и коррекции предпосылок возникновения нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Диагностика, анализ, беседы. анкетирование

Учитель – логопед, воспитате-ли, дети, родители

Работа с родителями (сентябрь – май).

На протяжении реализации  всего проекта с целью оказания методической и практической помощи по вопросам логопедического воздействия на ребенка, оказание ему посильной родительской помощи и поддержки, будут проводиться индивидуальные консультации, предоставляться соответствующие рекомендации, памятки и буклеты.    В  группах в уголке для родителей будет ежемесячно выставляться информация: «Логопед советует». Для повышения эффективности коррекционной работы для родителей будут проведены мастер - классы, индивидуальные практикумы, развлечения, викторины, анкетирование, выставки книг, день открытых дверей. Совместно с родителями будет изготовлена книга «Звуковые сказки».

 Работа с воспитателями (сентябрь – май).

 В течение всего учебного года будет осуществляться тесная взаимосвязь с воспитателями.  Консультативная деятельность будет направлена на решение поставленной цели коррекционной работы. Совместная работа с педагогами будет осуществляется на всех этапах работы с ребенком, воспитатели группы будут  систематически получать  информацию о специфике и содержании коррекционно-развивающей работы с детьми. 

Оценка результатов проекта:

Для оценки результатов проекта буду использовать данные обследования речевого развития дошкольников с ОНР на начало и конец 2022 -2023 учебного года.

Несомненна связь фонематических и лексико – грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети будут намного лучше воспринимать и различать окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.п.

Кроме того, при достаточной сформированности основ фонематического восприятия,  будет возможно становление его высшей ступени – звукового анализа -  операции мысленного расчленения на составные элементы.

Развитие образовательной системы  начальной школы на современном этапе характеризуется повышенным вниманием к проблемам нарушения письменной речи, что обусловлено возросшей педагогической и социальной значимостью задачи успешности обучения школьников, профилактики неуспеваемости и дезадаптации.

Проведенная работа будет направлена на выявление условий повышения эффективности работы по выявлению и предупреждению предпосылок к дислексии и дисграфии детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Распространение результатов проекта:

Презентация опыта работы:

-фестиваль «Успешных практик» «Взаимодействие специалистов сопровождения в работе по развитию фонематического восприятия  у дошкольников с ОНР»;

- выпуск буклета для родителей:  «Игры, упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР»;

- семинар для педагогов: «Использование ИКТ в коррекционной работе по развитию фонематического восприятия у дошкольников с ОНР»;

- мастер – класс для педагогов: «Создание онлайн – копилки для родителей».

Перспективы дальнейшего развития проекта: Продолжать реализацию целей и задач проекта с детьми  на следующем возрастном этапе (подготовительная к школе группа).

Таким образом, с помощью специальных упражнений по формированию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза дети с общим недоразвитием речи овладеют грамотным чтением и письмом, смогут успешно обучаться, эффективно адаптируются к школе, у них не возникнет вторичных психических нарушений,  специфических ошибок при чтении и письме.  

Устойчивость проекта: проект устойчив, т.к. необходимые ресурсы (описанные выше) находятся в наличии. Пополнение и изготовление нового коррекционно  – развивающего материала является доступным для педагогов группы.

Бюджет проекта: имеющиеся материально – технические ресурсы группы, личные средства педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов для использования в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности

МБДОУ «Лямбирский детский  сад № 3 комбинированного вида»        Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов для испол...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Презентация "Совместная работа учителя – логопеда и воспитателей группы детей с ОВЗ".

Совместная работа учителя – логопеда и воспитателей группы детей с ОВЗ.    Основную работу по формированию речевых навыков проводят учителя-логопеды, а воспитатели включаются в неё на ...

Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов для использования в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности

Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов для использования в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности...

Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов для использования в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности

Решение задач коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) будет эффективным только при условии комплексного подхода и тесной взаимосвязи в работе всех специалистов дошко...

Статья "Организация совместной деятельности учителя- логопеда и воспитателей группы для детей с нарушениями речи".

В данной статье учитель-логопед ДОУ делится опытом работы по организации взаимосвязи в работе с воспитателями групп компенсирующей направленности.В материале подчеркивается важность скоординированной ...