Консультация для педагогов на тему: Профилактика нарушения зрения у дошкольников"
консультация по коррекционной педагогике

Новичкова Ирина Сергеевна

Глаза так много могут рассказать о человеке,

Слова и жесты вовсе не нужны,

Не зря же говорили люди,

Глаза - есть зеркало его души.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Анастасия Ланская

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ ДЕТСКИЙ САД №9 «ПЕТУШОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСК РБ

Консультация на тему:

«Профилактика нарушения зрения у дошкольников»

Подготовили и провели: воспитатели группы

компенсирующего вида

Новичкова И.С.

14.12.2022г.

Глаза так много могут рассказать о человеке,

Слова и жесты вовсе не нужны,

Не зря же говорили люди,

Глаза - есть зеркало его души.

Анастасия Ланская

В последнее время тревожное положение складывается со здоровьем детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последние десять лет количество дошкольников с хронической патологией увеличилось в два раза, а не имеющих отклонений в состоянии здоровья снизилось в три раза. Первое место занимают заболевания костно-мышечной системы; плоскостопие, нарушения осанки, второе - нервно-психические расстройства, болезни органов пищеварения и дыхания и, в том числе, аномалии развития зрения. Нарушение зрения сегодня занимает одно из центральных мест в перечне отклонений в состоянии здоровья населения. Число детей с плохим зрением, как показывает статистика, растет с каждым годом. Факторов, ведущих к значительному снижению зрения, великое множество. Это и инфекции, и травмы, плохая экология, малоподвижный образ жизни, несбалансированность питания, чрезмерные нагрузки на глаза (компьютерные игры, телевизор, форсированное обучение детей грамоте с использованием мелкого шрифта и другие подобные занятия).

«Глаза - окошко в сердце»,- говорят в народе, и это действительно так. Только здоровые глаза могут быть чистыми и ясными. Глядя в глаза, мы не только узнаем о мыслях и чувствах человека, но и видим его состояние здоровья. Яркие лучистые глаза - признак хорошего здоровья.

Взрослый человек в очках практически не вызывает никаких эмоций - настолько привычным для нас стало это явление. А если вот ребенок в очках, да еще с толстыми линзами, вряд ли кого оставит безучастным.

Здоровье детей - это особая проблема. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников являются стратегической задачей государства и регламентируются законом РФ «Об образовании» (ст. 51). Задачи профилактики и коррекции нарушений зрения у детей ставятся и реализуются в соответствии с СанПиН 2.4.1.1249 от 2003г. (подпункт 2.3).

Специфика работы глаз и причины нарушений зрения у детей до 6–7 лет

Развитие зрительной системы ребёнка происходит постепенно. Малыши рождаются практически слепыми.

В первые дни новорождённые видят только близко расположенные предметы (не далее 1 метра). Чёткого зрения нет. Поступающая от глаз к детскому мозгу картинка представляет собой нечёткие пятна и силуэты. К месяцу ребёнок уже различает окружающие предметы, однако видит черно-белую картинку.

К 3 месяцам малыш различает лица членов семьи, может сфокусировать взгляд на игрушке и следить за ней. В том же возрасте ребёнок видит изменения обстановки (дом, поликлиника, прогулки на улице). В полгода от глаз в мозг начинают поступать цветные изображения.

В 1 год младенец уже видит полноценную картинку. Однако остроты зрения у детей все ещё не хватает (у годовалого ребёнка она составляет порядка 50%). К 6–7 годам малыш видит как взрослый. При этом зрительный аппарат сформирован не до конца и продолжает развиваться.

В связи с этим частой причиной нарушений зрения у детей служит усиление нагрузок. Обычно это проявляется при подготовке к школе. В ходе непривычной работы глазные мышцы и нервы у детей заметно перенапрягаются. Это вызывает развитие спазма аккомодации, серьёзные расстройства зрительной системы.

Проблемы со зрением возникают и по другим причинам. Наиболее частые из них:

●     наследственная предрасположенность;

●     недостаток движения, малоподвижный образ жизни;

●     отсутствие прогулок на свежем воздухе;

●     плохое освещение на рабочем месте (недостаточное и излишне яркое вредны для глаз);

●     наличие различных зрительных раздражителей;

●     длительный просмотр телевизора и компьютерные игры;

●     постоянное использование гаджетов (просмотр мультфильмов и игры на смартфоне вредны для зрения);

●     использование не приспособленной для учебных занятий и внеклассной работы мебели;

●     неправильная посадка за столом во время любой зрительной работы;

●     различные заболевания и воспаления глаз;

●     неправильное питание (употребление большого количества жиров, недостаток необходимых для развития ребенка витаминов);

●     осложнения после тяжелого течения простудных заболеваний;

●     ухудшение иммунитета;

●     постоянный шум, раздражение, волнение, стрессовые ситуации.

К ухудшению остроты зрения может привести и воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды. В том числе ― плохая экология, хлорированная вода, солнечное излучение, попадание соринок и пыли.

Не менее частой причиной развития проблем зрительной системы является несоблюдение элементарных санитарных норм.

Для взрослых нормально ― регулярно мыть руки, умываться, использовать чистое полотенце. Малыши только учатся гигиене глаз под присмотром родителей. Если этому моменту не уделяется достаточно внимания, нарушений работы зрительной системы не избежать. В особенности если ребенок будет вытирать лицо чужим полотенцем или тереть глаза грязными руками.

Распространённые нарушения зрения у детей-дошкольников

Вследствие недостатка движения, инфекционных болезней, различных внешних воздействий у детей развивается ряд нарушений зрения. Наиболее распространёнными заболеваниями глаз являются:

●     амблиопия;

●     привычно-избыточное напряжение аккомодации (ПИНА);

●     близорукость;

●     дальнозоркость;

●     косоглазие;

●     астигматизм.

Амблиопия

Амблиопия у детей характеризуется ухудшением активности левого или правого глаза. Это приводит к нарушению работы зрительной системы (слабовидению).

В некоторых случаях глаз может не фокусироваться и полностью бездействовать. Обычно это свидетельствует о наличии таких нарушений зрительной системы, как косоглазие, астигматизм, катаракта.

Привычно-избыточное напряжение аккомодации (ПИНА)

У детей-дошкольников ПИНА возникает при перегрузке глазных мышц. При длительном просмотре телевизора, сидении у монитора зрительная система ребёнка настраивается на работу на близком расстоянии.

Постепенно малыш перестаёт различать предметы как на дальнем, так и на близком расстоянии. При таком нарушении у ребёнка быстро устают глаза, двоится видимое изображение, болит голова.

Часто подобные проблемы проходят незаметно для родителей. Привычно-избыточное напряжение аккомодации в запущенном состоянии способствует развитию у детей близорукости.

Близорукость

Обычно проявляется при усилении нагрузок на глаз и глазные мышцы. При перенапряжении зрительного аппарата происходит нарушение кровоснабжения. Это приводит к определённым изменениям и растяжению глазного яблока. В результате происходит ухудшение дальнего зрения.

Для получения более чёткой картинки ребёнку приходится щуриться, надавливать на глазное яблоко, прибегать к другим уловкам. Важно уделить этому время и предложить малышу простые и понятные упражнения для профилактики, поддержания зрения в норме.

Дальнозоркость

Это врождённое состояние глаз. Такое нарушение зрения вызвано особенным строением глазного яблока. Первыми признаками расстройства зрительной системы является ухудшение зрения. Ребёнок плохо видит вблизи, пытается отодвинуть от себя раскраски, книжки, настольные игры.

О наличии дальнозоркости может свидетельствовать и быстрая утомляемость глаз, боли, покраснения. В дальнейшем добавляются головные боли. Для многих родителей такие симптомы проходят незаметно. В результате заболевание прогрессирует, что способствует дальнейшему ухудшению зрения у детей-дошкольников.

Косоглазие

Это заметный невооружённым глазом дефект зрительной системы. При таком заболевании у детей нарушается положение глаз при взгляде прямо. Один или оба глаза отклоняются в сторону, вниз, вверх.

В результате в отделах зрительного анализатора видимое изображение не сливается в одну картинку. Поскольку происходит нарушение бинокулярного зрения, центральная нервная система просто отключает косящий глаз (защищает от двоения изображения).

Астигматизм

Заболевание спровоцировано специфическим строением глаз ребёнка (нарушениями в кривизне роговицы или хрусталика). Заболевание выражается в снижении зрения вблизи и постепенном нарушении работы глазных мышц. Ухудшается работоспособность зрительного аппарата, глаза быстро утомляются, появляется ощущение сухости и рези.

При значительном астигматизме у детей развивается амблиопия, что приводит к ухудшению зрения. Чтение, письмо и другая работа на близком расстоянии является для ребёнка с таким нарушением большой проблемой.

При выявлении любых отклонений в работе глаз важно не терять время и позаботиться о детском здоровье. Обратиться к врачу-офтальмологу необходимо максимально оперативно. В этом случае специалист сможет минимизировать последствия нарушений зрения. Предотвратить ухудшение зрения поможет и профилактика, включающая правильное питание, физические нагрузки и упражнения для глаз.

Что включает профилактика нарушений зрения

Развитие нарушений зрения и ухудшение зрительной активности можно предотвратить. Существует целый комплекс профилактических мер, который поможет защитить здоровье ребёнка.

Обычно профилактика нарушений зрения направлена на укрепление физического здоровья детей:

●     соблюдение гигиены глаз (основная мера для профилактики конъюнктивитов и других вирусных заболеваний);

●     правильную организацию рабочего дня;

●     развитие правильной осанки и посадки во время школьных занятий;

●     использование мягкого ровного света и соблюдение светового режима (предназначенное для детей и их прикладных занятий место должно быть хорошо освещено);

●     рациональное питание (рацион ребёнка должен в обязательном порядке включать овощи, фрукты, мясные и молочные продукты);

●     организацию полноценного отдыха (речь идёт как о ночном сне, так и о разумных зрительных нагрузках в течение дня);

●     добавление двигательной активности, прогулок на свежем воздухе.

При ежедневном активном отдыхе, занятиях спортом и физической культурой риск нарушений зрения заметно снижается. Как дополнение к таким нагрузкам и профилактике используются также упражнения, направленные на снятие утомления глаз.

Такие занятия важно проводить регулярно. В этом случае они не только способствуют улучшению здоровья глаз, но и обеспечивают развитие зрения у детей.

Домашняя профилактика: упражнения для улучшения зрения

Существуют разные причины развития нарушений зрения у детей-дошкольников. Самая значимая из них ― недостаточная тренированность детских глаз.

С каждым годом на ребёнка ложится все больше нагрузок, к которым его зрение не готово. Чтобы избежать нежелательных для детского здоровья последствий, важно делать упражнения и тренировать глазные мышцы.

Применение зрительной гимнастики позволит усилить внутри- и окологлазные мышцы, стабилизировать зрение, предотвратить дальнейшее развитие болезней. Если подать такие упражнения в форме игры, дошкольнику будет весело и интересно их выполнять.

Упражнения зрительной гимнастики довольно просты. Время для их выполнения минимально (порядка 10–15 минут). Комплекс занятий может включать до 10 упражнений на:

●     расслабление глаз (поморгать, закрыть глаза, досчитать до пяти, снова открыть);

●     проработку глазодвигательных мышц и нормализацию зрения;

●     тренировку фокусировки глаз;

●     проработку шейно-воротниковой зоны.

Упражнения зрительной гимнастики позволяют расслабить шею и обеспечивают нормальное кровоснабжение зрительной системы. Это способствует улучшению работы глаз, предотвращает развитие близорукости и других болезней.

Подать такие упражнения в форме игры для родителей не так сложно. Достаточно предложить малышу повторять за взрослым или попросить ненадолго «стать зеркалом». Такой подход позволит быстрее выработать у детей привычку делать упражнения. А профилактика проблем со зрением превратится в отличный повод для совместных занятий.

Главные плюсы гимнастики для здоровья глаз ― неинвазивность процедуры и возможность выполнять упражнения в любое время. Преимуществом является и минимум места, необходимого для полноценной зрительной гимнастики. Это может быть удобный стул, диван и даже скамейка в парке.

Эффективные профилактические меры

Профилактика нарушений зрения включает не только физическую активность, правильное питание и элементы зрительной гимнастики. Укрепить глазные мышцы юные пациенты могут с помощью различных аппаратных методик, видеотренажеров и специализированных компьютерных программ. Это отличное дополнение домашней зрительной гимнастики из нескольких простых упражнений.

Для стимуляции зрительной системы и улучшения зрения чаще всего применяются такие программы, как:

●     Relax;

●    «Цветок»;

●    «Дискотека»;

●    «Льдинка»;

●    «Галактика»;

●    «Дартс»;

●    «Зебра»;

●    «Кодинг»;

●    «Клинок».

Комплекс профилактических мер для улучшения зрения подбирается врачом-офтальмологом индивидуально. Подбор упражнений для профилактики зависит от текущего состояния глаз и всей зрительной системы. Комплекс может включать как несколько занятий на специальных тренажёрах, так и элементы гимнастики.

Основоположники методов тренировки глаз

Многие из упражнений для глаз достаточно широко известны и находят отражение во многих публикациях и книгах. Первые упражнения для сохранения зрения были созданы задолго до нашей эры. Йоги, создавая комплексы для всего тела, не забыли и о наших глазах. Они точно знали, что для наилучшего результата нужна не только тренировка, но и полноценный отдых. Индийские йоги лечат глаза, глядя на солнце, звезды и луну.

Для улучшения зрения с давних времен использовали созерцание солнца и луны, что гораздо эффективней воздействовало на глаза, чем простое наблюдение горизонта. Солнечные лучи оживляют зрение, убыстряют циркуляцию крови, нейтрализуют инфекции, убивая микробы. Смотреть на солнце надо утром, когда оно не покрыто тучами, широко открытыми глазами, но ослабленными - ненапряженными- столь долго, как возможно или пока на глазах не появятся слезы. Лучше всего это упражнение выполнять на восходе или заходе. Нельзя смотреть на солнце в полдень. Созерцание солнца должно вводиться постепенно, начиная с 1-2 минут и до 10 минут в качестве предела. Это может значительно улучшить зрение.

Основоположником метода тренировки глаз с целью профилактики лечения расстройств зрения был американский офтальмолог Уильям Бейтс. Проведенные Бейтсом эксперименты позволили ему сделать два важных теоретических вывода, которые послужили основой разработки новых методов лечения нарушений зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация – практикум для родителей «Профилактика нарушения зрения у дошкольников».

Целью данной консультации является знакомство родителей с гимнастикой для глаз иразучивание комплекса упражнений для сохранения зрения у детей.Очень часто мы корим себя за то, что не сделали что-то во...

Консультация для родителей "Профилактика нарушения зрения у дошкольников"

В данной консультации приведены упражнения, способствующие коррекции нарушения зрения у дошкольников....

Консультация для родителей Профилактика нарушения зрения у дошкольников Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей  Профилактика нарушения зрения у дошкольников " Гимнастика для глаз" Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Консультация практикум "Профилактика нарушений зрения у дошкольников".

Материал знакомит родителей с понятием зрительная гимнастика, помогает разучить комплексы упражнений для сохранения зрения у детей....

Консультация для педагогов на тему: «Профилактика нарушений голоса у детей».

Консультация для педагогов на тему "Профилактика нарушения голоса у детей"...

Консультация для педагогов по теме: Профилактика нарушений письменной речи.

Профилактика дисграфии и дислексии. Почему не каждому дается грамота?...

2019.Консультация для педагога по теме "Профилактика нарушений осанки"

Профилактика и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста...