Рабочая коррекционно-развивающая программа сенсорного, эмоционального и интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Рабочая коррекционно-развивающая программа сенсорного, эмоционального и интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью, 

Цель:

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком с ограниченными возможностями здоровья дошкольного детства,
  • развитие предметной и игровой деятельности, психомоторной сферы, навыков коммуникации, обогащение сенсорного опыта

Задачи:

  • формировать и развивать личность с учетом психофизических возрастных особенностей;
  • обогащать чувственный опыт
  • развивать психомоторную сферу (восприятие, память, внимание, мышление, речь, мелкую моторику);
  • расширять игровой и поведенческий репертуар;
  • расширять представления детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;
  • способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами;
  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.

Программа имеет концептуальнцю основу:

  • Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия) 
  • Деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В.Запорожец,  
  • А.Н.Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.) 
  • Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б. Эльконин и др.) 

Составлена на основе разработок Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А., Т.Ф. Барановой, Б.М.Басанговой, С.М. Мартыненко, С.Ю.Танцюра, Е.А. Чевычеловой

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 38 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга.

ПРИНЯТА

Решением Педагогического совета

от 31. 08. 2023 Протокол № 1

УТВЕРЖДЁНА

   Приказ по ГБДОУ №38

 от 31. 08. 2023  № 199

                   Заведующий ГБДОУ № 38

                    ________________Т. Л. Балабай

Рабочая коррекционно-развивающая программа сенсорного, эмоционального и интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

на 2023–2024 учебный год

Автор-составитель педагог-психолог:

Семченкова Виктория Владимировна

Санкт-Петербург

2023

Содержание:

I. Целевой раздел

1.Цель

2.Задачи

3.Концептуальные основы программы

4.Прогнозируемый результат

5.Формы работы

6.Технологии

            II. Содержательный раздел

1.Календарно-тематическое планирование занятий с педагогом-психологом для детей среднего  дошкольного возраста (4-5 лет)

2.Календарно-тематическое планирование занятий с педагогом-психологом для детей среднего  дошкольного возраста (5-7лет)

            III. Организационный раздел

1. Оснащение занятий

2.Принципы проведения занятий

3.Этапы

Список литературы

I. Целевой раздел

1.Цель:

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком с ограниченными возможностями здоровья дошкольного детства,
  • развитие предметной и игровой деятельности, психомоторной сферы, навыков коммуникации, обогащение сенсорного опыта

2.Задачи:

  • формировать и развивать личность с учетом психофизических возрастных особенностей;
  • обогащать чувственный опыт
  • развивать психомоторную сферу (восприятие, память, внимание, мышление, речь, мелкую моторику);
  • расширять игровой и поведенческий репертуар;
  • расширять представления детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;
  • способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами;
  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.

3.Концептуальная основа программы

     При разработке программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:  

  • Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)  
  • Деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В.Запорожец,  
  • А.Н.Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.)  
  • Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б. Эльконин и др.)  

Согласно концепции генезиса общения М.И. Лисиной, развитие общения ребенка со взрослым происходит как смена качественно своеобразных форм общения. Каждую форму характеризуют содержание коммуникативной потребности, мотивы, средства общения и время появления в онтогенезе.

Первой в онтогенезе появляется ситуативно-личностная форма общения. Самая существенная черта ситуативно-личностного общения – удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Такое общение реализуется с помощью экспрессивно-мимических средств (взгляды, улыбки, выразительные движения, вокализации).

Затем складывается ситуативно-деловое общение со взрослым. Это общение опосредствуется предметами, его основным содержанием является практическое сотрудничество со взрослым. Потребность в сотрудничестве становится главным содержанием коммуникативной потребности. Интерес ребенка сосредоточивается на “деловых” качествах взрослого – умении разнообразно действовать с предметами, демонстрировать их новые свойства, организовывать совместные игры и занятия. Взрослый становится не только источником доброжелательного внимания, но помощником, партнером по совместной предметной деятельности, и образцом для подражания, ценителем умений ребенка. Центральным мотивом общения становится деловой. Средствами такого общения являются предметные действия, позы, жесты, локомоции; постепенно ребенок овладевает речью, которая со временем становится основным средством общения.

В дальнейшем начинает складываться внеситуативно-познавательное общение со взрослым, которое станет одной из основных форм общения в дошкольном возрасте. Ребенка интересуют не только действия с предметами в наличной ситуации, но и некоторые скрытые от прямого наблюдения свойства предметов, их устройство, а также события и явления, которые не представлены “здесь и сейчас”. Такое общение может происходить как в совместной со взрослым предметной деятельности, так и на фоне совместного чтения и обсуждения детских книжек, рассматривания картинок, разговоров о животных, машинах, явлениях природы. Взрослый для ребенка является интересным собеседником, способным ответить на любой вопрос, рассказать о чем-то новом. При этом ребенку нужно, чтобы взрослый относился серьезно, с уважением к его вопросам, высказываниям, рассуждениям. Уважение взрослого становится главным содержанием коммуникативной потребности в рамках данной формы общения. Среди мотивов общения центральное место занимает познавательный.

Одной из целей предлагаемых игр и упражнений является помощь детям в освоении двух первых форм общения - ситуативно-личностной и ситуативно-деловой  форм общения, заложить основу для дальнейшего формирования внеситуативно-познавательного общения.

          4.Прогнозируемый результат:

  • психотерапевтический эффект.  Доверие ребенка к педагогу-психологу, стремление к контакту с ним, открытость и интерес к занятиям, а также снижение эмоциональной напряженности.
  • повышение познавательной активности;
  • обогащение чувственного опыта
  • улучшение навыков саморегуляции эмоциональных реакций;
  • понимания обращенной  речи, выполнение простых инструкций;
  • формирование навыков общения, умения использовать отдельные слова;
  • активизируется восприятие, память, речь, внимание и мышление;
  • развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации;
  • развитие умения выражать в приемлемой форме своих эмоциональных реакций, мыслей и чувств;
  • развитие умения различать эмоции по схемам – «пиктограммам», фото;
  • развитие умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничество;
  • формирование социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности.
  • расширение игрового и поведенческого репертуара
  • создание положительного настроя к занятиям;

5.Формы работы с детьми в рамках программы:

  • программа предусмотрена для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет;
  • календарно – тематический план рассчитан на 8 месяцев;
  • занятия начинаются с 1-й недели октября, заканчиваются в мае;
  • занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам и индивидуально;
  • продолжительность занятий

4-5 лет

до 20 минут

5-6 лет

до 25 минут

6-7 лет

до 30 минут

Длительность занятия и последовательность упражнений и игр зависит от психоэмоционального настроя ребенка и может быть изменена по объективным данным. Программа занятий включает в себя развивающие игры, упражнения и задания по 1 встрече в неделю, всего 31 занятие.

  • работа с родителями детей - участников программы: предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и консультаций.

Программа реализуется через использование следующих технологий:

  • музыкальное сопровождение;
  • подвижные и малоподвижные игры;
  • танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники;
  • игры с водой и песком;
  • массаж и самомассаж;
  • релаксационные упражнения;
  • словесные игры;
  • пальчиковые игры;
  • речедвигательные упражнения;
  • игры с предметами и материалами;
  • арт – техники и продуктивная деятельность;
  • игры на магнитной доске;
  • психогимнастика

II. Содержательный раздел

1.Календарно-тематическое планирование занятий с педагогом-психологом на 2023-2024 уч.год

для детей среднего  дошкольного возраста (4-5 лет)

Месяц

Неделя

Номер занятия

Тема занятия

Цель занятия

Материалы, содержание

сентябрь

1

Диагностика

Диагностическая работа проводится в виде индивидуального изучения ребенка методом наблюдения во всех видах деятельности.

2

3

4

октябрь

1

1

Знакомство  

формировать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослым работу,

развивать ощущения собственных движений; у

учить ребенка сосредоточенно играть одной игрушкой 3 минуты, выполнять действия, показанные педагогом.

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Игра «Сорока-белобока»

Упражнение  «Перекладывание цветных шариков в корзинку»

2

2

Ладушки  

способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени;

формировать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослым работу,

развивать ощущения собственных движений;

учить ребенка сосредоточенно играть одной игрушкой 3-4 минуты, выполнять действия, показанные педагогом.

Упражнение «Испечем оладушки»

Упражнение «Лови шарик»

3

3

Мое имя

 

способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени;

учить ребенка фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем;

накапливать зрительно-осязательные впечатления;

учить детей сосредоточенно играть, накладывать кубик на кубик.

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Игра «Кто спрятался?»

Упражнение «Башня из кубиков»

4

4

Это Я

учить ребенка узнавать себя в зеркале,

учить использовать указательный жест;

накапливать зрительно- осязательные впечатления; развивать у ребенка умение сосредоточенно играть одной игрушкой;

 развивать координацию мелких движений

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Игра «Кто это?»

Упражнение «Нанизывание колец на стержень»

ноябрь

1

5

Мои ножки и ручки

 

формировать у ребенка эмоциональный контакт с взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции;

развивать у ребенка умение сосредоточенно играть, одной игрушкой;

развивать координацию мелких движений кисти руки.

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Игра «Топни ножкой»

Игра «Покорми мишку»

2

6

Поиграем

учить ребенка фиксировать внимание на себе и идентифицировать себя со своим именем;

формировать у ребенка умение сосредоточенно играть, одной игрушкой;

развивать координацию, крупную моторику.

Игра «Бабушкин клубочек»

Игра «Покатаем зайчиков»

3

7

Моя улыбка

закреплять у ребенка умение рассматривать себя в зеркале, эмоционально реагировать на свое изображение; формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение;

формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания, умения действовать по инструкции

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Игра «Смотрим и  улыбаемся»

Игра «Поймай рыбку»

4

8

Мои игрушки

накапливать зрительно-осязательные впечатления,

развивать произвольное выполнение действий;

знакомить с тождеством: такой — не такой, одинаковые — разные;

накапливать зрительно-осязательные впечатления

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

 Игра «Игрушки»

Упражнение «Одинаковые — разные»

5

9

Мои игрушки (закрепление)

закреплять представления о тождестве: такой — не такой, одинаковые — разные;

накапливать зрительно-осязательный опыт.

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Упражнение «Одинаковые — разные»

Игра «Сборная матрешка»

декабрь

1

10

 Песочница

знакомить ребенка с песком, формировать интерес к играм с песком;

учить группировать предметы по цвету.

Игра «Сделаем дорожку»

Игра «Цветные горки»

2

11

 

Я рисую

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

обогащение сенсорного опыта. развитие зрительного восприятия.

развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.

Упражнение «Рисование на водном коврике»

3

12

 

 Ладошки

 

учить ребенка выделять пальцы,

формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук;

развивать совместные действия.

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Игра «Перчатки»

Игра «Покатай ежа»

4

13

Бусы для елки 

формировать согласованность движений обеих рук, пинцетный и щипковый захват мелких предметов; группирование по цвету, называние цвета.

 Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Игра «Сделаем бусы для елки» (шнуровка)

Игра «Разложим шарики в свои домики»

январь

2

14

Поиграем

 

 

учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое,

 развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов.

 

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Игра «Собачка»

Игра «Разложи по форме»

3

15

 

Повар

учить ребенка захватывать мелкие предметы пальцами, удерживать ложку и совершать вращательные движения кистью руки;

чередование по величине;

формировать у ребенка интерес к играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая педагогу.

Игра «Варим кашу» (фасоль)

4

16

Матрешка

учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое — птицу;

учить соотносить предметы по величине.

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Игра «Птичка»

Игра «Матрешка»

5

17

Диагностика

февраль

1

18

 

Строитель

формировать у ребенка интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая взрослому.

Оборудование: игрушки — машина, кирпичики, домик, петушок.

формирование чувства эмпатии

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Игра «Построим забор для петушка»

2

19

 

Паровозик дружбы

учить детей совместным действиям в музыкальных играх.

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Подвижная игра «Паровозик дружбы»

3

20

Прятки

учить ребенка произвольным движениям под слова психолога,

 продолжаем учить проявлять мимикой радость (улыбка);

учить ребенка соотносить картинки и находить одинаковые.

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Игра «Спрятались- выглянули»

Игра «Найди такую же»

4

21

 Волшебные мелодии

развивать чувство ритма, слухового восприятия

учить ребенка произвольным движениям под музыку

 развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения.

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Игра «Передай мяч под музыку»

Музыкальная игра «Карусели»

март

1

22

 

Картина для мамы

способствовать снятию психоэмоционального напряжения 

развитие самоконтроля, мелкой моторики

обогащение тактильного опыта

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Рисование пальчиковыми красками

«Дорожка»;

«Капля дождя»;

«Лучики солнца»;

«Травка»;  

2

23

 

Точки

развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения,

развитие самоконтроля, мелкой моторики

 познакомить на практике с графическим термином «точка»; учить наносить точки равномерно по поверхности листа.

закреплять математические понятия «один-много»

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Игра «Брось-поймай»

Игра «Звезды на небе»

3

24

 

Точки

развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения, развитие самоконтроля;

 познакомить на практике с графическим термином «точка»; учить наносить точки равномерно по поверхности листа.

закреплять математические понятия «один-много»

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Игра «Брось-поймай»

Игра «Звезды на небе»

4

25

 

Волшебный песок

способствовать снятию психоэмоционального напряжения 

развивать речь, обогащать словарный запас,

учить проговаривать свои ощущения;

развивать мелкую моторику.

Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»

Игра с кинетическим песком «Тучи-дождик»

апрель

1

26

 Мое веселое настроение

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

продолжать закреплять эмоцию радость;

включить детей в ситуации взаимодействия для решения проблемных практических задач

формирование умение соотносить предметы по форме, цвету

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Игра «Если нравится тебе, то делай так» (на ковре)

Игра «Геометрическая мозаика»

2

27

Весенний дождик

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

расширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении окружающим

учить проводить вертикальные линии (рисование по зрительным опорам в виде точек).

расширять представления о природных явлениях (жара, дождь).

закрепляем понятия большой-маленький, учим детей имитировать животных.

развиваем крупную моторику.

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Игра «Нарисуем дождик»

Игра «Большой домик – маленький»

3

28

Песочные прятки

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

развивать зрительно-моторную координацию, слуховое восприятие;

развивать мелкую моторику рук

развивать тактильное восприятие;

развивать мышление, внимание, наблюдательность;

 вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Игра «Песочница»

Кварцевый песок, разноцветные камушки, ракушки, мелкие игрушки.

4

29

 

 Рыбалка

 

учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое — рыбку;

учить соотносить предметы по величине.

развитие мелкой моторики, внимания

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Игра «Рыбка»

Магнитная игра «Рыбалка»

май

1

30

Камушки

создавать положительный эмоциональный настрой;

развивать чувства единства.

снижать импульсивность, повышать двигательную активность.

учить соотносить и сортировать предметы по цвету, размеру

Упражнени «Мы сначала будем хлопать, а потом ногами топать»

Мозаика «Камушки»

2

31

Волшебный лес

создавать положительный эмоциональный настрой

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

формирование сюжетной игры

формировать умение выделять предмет по признаку (цвет)

развитие произвольности, мелкой моторики

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Кинетический песок , набор деревьев, фигурок животных

Упражнение «посади лес»

Игра «Лесные друзья»

3

32

Весеннее солнце

создавать положительный эмоциональный настрой

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

закрепление представлений о базовых эмоциях

развитие мелкой моторики

обогащение тактильного опыта

Пальчиковая/двигательная гимнастика Е.А.Чевычелова (комплекс 2)

Цветной кварцевый песок, клей, шаблон рисунка (солнце, туча, дождик)

Рисование песком

4

Диагностика

5

Диагностика

 

2.Календарно-тематическое планирование занятий с педагогом-психологом на 2023-2024 уч.год

для детей старшего  дошкольного возраста (5-7 лет)

Месяц

Неделя

Номер занятия

Тема занятия

Цель занятия

Материалы

сентябрь

1

Диагностика

Диагностическая работа проводится в виде индивидуального изучения ребенка методом наблюдения во всех видах деятельности.

2

3

4

октябрь

1

1

Знакомство  

формирование положительной адаптации к группе, к взрослому

способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Игра: «Заряд бодрости»

Упражнение «Давай знакомиться»

(рукопожатие с Игрушкой)

Игра: «Я котик и ты

котик…»

2

2

Мое имя

способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени;

учить обращаться друг другу по имени

развивать эмпатию и навыки общения

развитие навыка  саморегуляции, удержания инструкции

Упражнение

«Здравствуй  небо голубое…»

Упражнение «Поймай мяч и назови свое имя»

Упражнение «Ласковое имя»

3

3

Давайте дружить

 

снятие эмоционально-мышечного напряжения.

развивать внимание, память, зрительное восприятие.

развитие эмпатии, сочувствия

Подвижная игра «Звериная зарядка».

Кинезиологическое упражнение «Лягушка»

Игра «Зайка, Зайка, что с тобой?» (Баранова Т.Ф. стр.38)

4

4

Мы разные

создавать положительный эмоциональный настрой;

развивать чувства единства.

снижать импульсивность, повышать двигательную активность.

развитие зрительного внимания и запоминания

Упражнени «Мы сначала будем хлопать, а потом ногами топать»

Подвижная игра  «Море  волнуется»

«Угадай кто в домике?» (Стребелева КРО, стр.38)

ноябрь

1

5

Мои помощники глазки

 

способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

развивать навыки  исследования предметов с помощью глаз;

тренировка зрительного восприятия

развивать зрительно-двигательную координацию;

формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания, умения действовать по инструкции

Упражнение «Здравствуй солнышко»

Упражнение «Путаница»/

«Найди тень»

Шнуровка «Бусы для куклы» (Стребелева КРО, стр.61)

2

6

Мои помощник носик

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

развивать навыки исследования предметов с помощью органа чувств;

тренировка обонятельных ощущений.

формирование нагдядно-образного мышления

Гимнастика для носа

Игра: «Внимательный носик».

«Как построить поезд?» (Стребелева КРО, стр.46)

3

7

Мои помощники ушки и ротик

обогащать сенсорный опыт,

развивать слуховое восприятие;

развивать артикуляционный аппарат; побуждать к речевой активности;

формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания, умения действовать по инструкции

Игра «Солнышко»  (кинезиологическое упражнение под музыку)

Игра «Кошки мышки»

Упражнение «Повтори за мной» (вокализации, хлопки, металлофон, маракас, колокольчик)

4

8

Мои помощники ручки

развивать тактильные ощущения; - побуждать к речевой активности.

способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

развитие навыка  саморегуляции, удержания инструкции, целеноправленности действий

 Упражнение: «Разотрем ладошки»

Игра  «Каждому пальчику - шапочку» (Стребелева КРО, стр.56)

Упражнение  «Обними

себя»

Кинезиологическое

упражнение: «Ладушки-Оладушки».

 

5

9

Мои помощники ножки

развивать двигательную активность;

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

учить выполнять движения по подражанию

развитие внимания, подражания, умения анализировать и воспроизводить несложный объект

Психосоматическое

        упражнение:         «Аист         на

болоте»

        Упражнение         «Зайки»

(Стребелева КРО, стр.233)

Мозаика (геометрические фигуры)

декабрь

1

10

 «Радость»

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

продолжать знакомство с чувством радость;

учить детей изображать радость с помощью выразительных  средств (мимика, пантомимика, жесты);

знакомство с пиктограммой «радость»

развитие зрительного восприятия, внимания, анализ-синтеза

развитие мелкой моторики

обогащение сенсорного опыта, развитие тактильных ощущений

Упражнение «Здравствуй солнышко» (Баранова, 41)

Упражнение «Зеркало»

Рассматривание фотографии с эмоцией радость.

Собери эмоцию (разрезные картинки)

Пальчиковый массаж «Радостные ежики» (мячики, помпоны, су-джок)

2

11

 

 «Злость»

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

продолжать знакомить с чувством злость;

учить детей изображать

эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты);

развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

развитие тактильных ощущений, обогащение сенсорного опыта

знакомство с пиктограммой «радость»

развитие зрительного восприятия, внимания, операций анализа-синтеза

Упражнение «Зеркало»

Котик настроений (игрушка-перчатка)

Рассматривание фотографии с эмоцией злость.

Пальчиковый массаж «Сердитые  ежики» (мячики, помпоны, су-джок)

«Собери эмоцию» (разрезные картинки)

Упражнение «Что я делаю, когда злюсь?»

3

12

 

 «Грусть»

 

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

продолжать знакомить с чувством грусть;

учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты);

развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

развитие зрительного восприятия, внимания, операций анализа-синтеза

Психогимнастика «Дождик»

Упражнение «Зеркало»

Котик настроений (игрушка-перчатка)

Рассматривание фотографии с эмоцией грусть.  

«Собери эмоцию»

(разрезные картинки)

4

13

 

«Удивление» 

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

продолжать знакомить с эмоцией удивление;

учить детей изображать

эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты).

формирование умения соотносить, сопоставлять по признаку

Психогимнастика «Солнечный зайчик»

Упражнение «Зеркало»

Котик настроений (игрушка-перчатка)

Рассматривание фотографии с эмоцией удивление.

Игра «Подбери картинки»

(дидактические карточки)

январь

2

14

 «Страх »

 

 

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

закрепление и обобщение знаний   детей об  эмоции страх

продолжать учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты);

развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

развивать умение сравнивать предметы, видеть в предметах разные свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив существенный признак.

Упражнение: «Разотрем ладошки»;

Котик настроений (игрушка-перчатка)

Упражнение «Что я делаю, когда боюсь?»

«Новоселье у зверей» (Стребелева ФМ, стр 151)

3

15

Мои эмоции

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

закрепление и обобщение знаний   детей об  эмоциях  радости, злости, страха, грусти, удивления.

продолжать учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты);

развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

обогащение сенсорного опыта (тактильных ощущений)

развитие внимания, запоминания, моторики, умения соотносить тактильно-двигательный образ предмета со зрительным

Пальчиковая гимнастика «Катится колючий ежик»

Изобрази эмоцию  «Кубик эмоций»

Игра «Волшебный мешочек»

Игра «Прятки с игрушками – кто спрятался, что изменилось?»

4

16

 

 Мои эмоции

  (закрепление)

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

закрепление и обобщение знаний   детей об  эмоциях  радости, злости, страха, грусти, удивления.

продолжать учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты);

развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

развитие логического мышления, внимания, умения соотносить и сравнивать, навыка классификации предметов по выделенному признаку

обогащение сенсорного опыта (тактильных ощущений)

Игра – сказка  «Мои цыплята». (с платком)

Лото «Разложи игрушки в домики»

Д/и «Сенсорная коробка»

5

17

Диагностика

определить уровень умения узнавать эмоции на картинке, пиктограмме

определить уровень умения передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика,

пантомимика, жесты);

определить умение  понимать эмоциональное состояние другого человека.

февраль

1

18

 

Все начинается с мамы

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

 учить детей выражать внимание и сочувствие по отношению к маме;

учить понимать эмоциональное состояние на примере мамы

развивать внимание, память, зрительное восприятие, образно-логическое мышление, мелкую моторику

Приветствие  «Ладошки здороваются»

Котик настроений (игрушка-перчатка)

Чтение стихотворения В.

Руссо «Моя мама»

Бусы для мамы (камешки)

2

19

 

 

Секрет волшебных слов

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

формировать у детей навыки культурного поведения,

учить употреблять в речи вежливые слова (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извините);

учить видеть   недостатки в своем поведении.

формирование умения группировать предметы по признаку

Приветствие  «Мы здороваемся»

Котик настроений (игрушка-перчатка)

Игра - «Волшебные слова» Упражнение «Дружба

начинается с улыбки»

Игра «Сгруппируй картинки»

3

20

Мальчики и девочки

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

учить детей различать мальчиков и девочек по внешности по поведению;

учить находить характерные черты отличия во внешности;

Приветствие  «Давайте поздороваемся» (Т. Баранова, стр.31)

Упражнение « Найди отличия»

Д/И « Мальчики и девочки»

Пальчиковая игра «Дружат наши пальчики»

Д/и «Найди место для матрешки» (Стребелева КРО, стр.193)

4

21

 Мои умные помощники

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

закрепить понимание детей роль наших «помощников» органов чувств в процессе познания окружающего мира, их значение в жизни;

продолжать развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств, обогащение сенсорного опыта

развитие произвольного внимания, слухового восприятия, представления о целостном образе предметов

Приветствие «Мы здороваемся»

Зрительная гимнастика «Медведь»

(А.Чевычелова стр.28)

Пальчиковая гимнастика

«Катится колючий Ежик»

Игра «Где спрятался звук?»

«Что нарисовано?» (Стребелева КРО, стр.144)

март

1

22

 

Мы поссоримся и помиримся

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

продолжать учить детей пользоваться общими вещами и игрушками, уступать друг другу и считаться друг с другом, уместно потреблять различные формы извинений;

продолжать воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.

Упражнение «Здравствуй  небо голубое…»

Котик настроений (игрушка-перчатка)

Д/И беседа «Умей извиняться»

Игра «Веселый мяч»

Психогимнастика  «Передай улыбку по кругу»

2

23

 

 Что такое хорошо и что такое плохо

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

формировать представление у детей о хороших  и плохих поступках;

учить оценивать собственное поведение и поведение других, видеть положительные и отрицательные качества;

воспитывать   качества  щедрости, честности, доброты.

развитие произвольного внимания, зрительное восприятие, умение узнавать предметы по словесному описанию»

Упражнение  «Если весело живется»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Упражнение «Угадай о чем я рассказала» (Стребелева КРО, стр.192)

«Пирожки для друзей»  (кинетический песок)

3

24

 

Мое настроение в детском саду

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

создавать положительный эмоциональный климат в группе;

развивать навыки общения;

Упражнение «Проснись, мое солнышко …» (Т.Баранова, стр.30)

Котик настроений (игрушка-перчатка)

Игра с пальчиковыми  красками «Мое настроение в детском саду»  (арт-терапия)

4

25

 

Доброе сердце

способствовать снятию психоэмоционального напряжения, тревоги.  

формировать понимание своего эмоционального состояния.

развитие эмпатии, умения сопереживать, проявлять сочувствие к другому человеку

Упражнение «Дыхание»

Игра «Сижу-сижу на камушке» (Т. Баранова, стр.33)

Рефлексия «Поделись сердцем с другом»

апрель

1

26

 Мое веселое настроение

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

продолжать закреплять эмоцию радость;

снятие напряжения мышц лица;

учить детей изображать радость с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты);

развивать умение группировать, самостоятельно определять оснвание для группировки

Игра «Радостная встреча» (Т. Баранова, стр.41)

Подвижная игра  «Веселый мячик»

Упражнение «Солнечный зайчик»

Игра «Кто где живет?» (Стребелева КРО, стр.183)

2

27

Я и мои друзья

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

продолжать воспитывать доброе отношение детей друг к другу;

расширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении окружающим его людям.

Пальчиковая гимнастика «Дружба».

Упражнение «Комплименты»

Подарок для друга (арт-терапия)

3

28

Правила поведения

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

азвивать произвольность внимания (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры);

побуждать к речевой активности;

развитие коммуникативных навыков.

развитие умения группировать, исключать по признаку, соотносить и сопоставлять

Разминка «Мы сначала будем топать…..»

Игра «Разотрем ладошки»

Игра «Пожалуйста»,«Спасибо».

Игра-сортер-мозаика «Мир камушков»

4

29

 

 Мое грустное настроение

 

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

продолжать закреплять эмоцию-грусть;

продолжать учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты);

развивать произвольное внимание, самоконтроль

Упражнение «Пчелки» (Т.Баранова, стр.58)

Психогимнастика «Дождик»

Рисунок «ладошки» (арт терапия)

май

1

30

 

Мое сердитое настроение

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

продолжать учить детей изображать

эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты);

развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

Игра «Солнышко и тучки»

Дидактическая игра «Хоровод сказочных героев»

Кинезиологическое упражнение «Сердитые лягушки»

2

31

Давай дружить

 

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

формировать положительное отношение к сверстникам;

создавать положительный эмоциональный климат в группе;

развивать произвольное внимание, самоконтроль, умение следовать словесной инструкции

Упражнение «Доброе животное».

Игра «Дружные  лягушата».

Упражнение «Лучик»

3

32

Итоговое занятие

Урок общения

способствовать снятию психоэмоционального напряжения

создавать положительный эмоциональный климат в группе;

 Психогимнастика «Цветочек на полянке»

Упражнение «Слушай и выполняй»

Игра «Кубик эмоций»

Рисунок пальчиками  «Доброе дерево» (на прозрачном мольберте)  

4

Диагностика

определить уровень овладения эмоциональным интеллектом

определить сформированность эмоционально-волевой сферы

определить уровень развития ВПФ

определить особенности психоэмоционального состояния

5

Диагностика

определить уровень овладения эмоциональным интеллектом

определить сформированность эмоционально-волевой сферы

определить уровень развития ВПФ

определить особенности психоэмоционального состояния

 

III. Организационный раздел

Занятия проводятся в помещении кабинета педагога-психолога с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

1. Оснащение занятий

  • аудиотека;
  • настольно-печатные игры;
  • предметные игрушки;
  • игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности
  • сенсорные панели;
  • предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары);
  • звучащие предметы для встряхивания;
  • пазлы - вкладыши.
  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы)
  • доска;
  • цветные мелки;
  • пластилин;
  • краски, карандаши, фломастеры;
  • писчая и цветная бумага;

2.Принципы проведения занятий

  • системность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • цикличность построения занятия;
  • доступность;
  • совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения,
  • постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к продуктивным видам деятельности;
  • постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
  • повторяемость задач обучения с использованием нового дидактического материала;
  • формирование интереса и активности ребенка.

3.Этапы

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

Содержание и структура занятия и других видов деятельности находятся в соответствии индивидуальными особенностями ребенка, целью и задачами каждого занятия, которое состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.

Вводная часть проводится в течение 1-2 минут. Цель — создать позитивный эмоциональный настрой на предстоящие игры и упражнения.

Основная часть занятия представлена тремя - четырьмя упражнениями-играми. Упражнения этого блока направлены на эмоциорнально-волевое, социальное и речевое развитие, развитие предметных и предметно-игровых действий, формирование интереса к предпосылкам продуктивных видов деятельности. Продолжительность его — 10-15 минут.

Заключительная часть занятия состоит из игры или  упражнения, которые подобраны так, чтобы ребенок мог снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный психоэмоциональный тон - психогимнастические упражнения или кинетический песок. Продолжительность— до 5 минут.

Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Несмотря на существование конкретного конспекта каждого занятия, в намеченный замысел могут вноситься изменения в ходе самого занятия или накануне в связи с невыполнением по ряду причин заданий (или задания) на предыдущих занятиях.

Список литературы:

Программный материал разработан на основе:

Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта», , М-2005

Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр».- Москва, Владос – 2021

Е.А. Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» - Москва, Владос - 2019

Т.Ф. Баранова, Б.М.Басангова, С.М. Мартыненко «Эмоционально-волевые нарушения у детей с интеллектуальными нарушениями» - М:ТЦ Сфера – 2022

Т.Ф. Баранова, Б.М.Басангова, С.М. Мартыненко, С.Ю. Танцюра, Т.Д. Шоркина «Формирование жизненных компетенций у детей с УО» - М:ТЦ Сфера – 2020

Е.А. Чевычелова «Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет» - Волгоград


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русское народное творчество в развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста

Русское народное творчество в развитии детей среднего и старшего дошкольного возрастаСветлана  Анатольевна  Попова, воспитатель  МКДОУ Д/с №31, Чеховский район....

Коррекционно-развивающая программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы для детей среднего и старшего дошкольного возраста, испытывающих сложности в общении

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста со сложностями в общении...

Методическое обеспечение рабочей программы. Комплекс русских народных игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Русские народные игры – это игры, которыми развлекался русский народ в старину. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространённость среди других народов....

Электронный сборник практических мультимедийных пособий «Поющие звуки» (музыкальное и речевое развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Одной из задач дошкольного образования является овладение ребенком звуками родного языка, что является важным условием для дальнейшего обучения грамоте в начальной школе, а также основой для развития ...

Доклад "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста"

laquo;Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста»Одним из основных показателей уровня развит...