Сценарий педагогического брифинга: "Нейро, я и дети"
презентация по коррекционной педагогике

Мотовилова Ирина Владимировна

Вашему вниманию представлен материал для проведения педагогического брифинга с педагогами ДОУ на тему: "Нейро, я и дети".  Подробный сценарий педагогического брифинга дополнен яркой, красочной презентацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                      «Детский сад комбинированного вида № 90»

муниципального образования города Братска

Сценарий педагогического брифинга

«Нейро, я и дети»

Подготовили: Мотовилова И.В., учитель-дефектолог

г. Братск, 2021 год

Цель: Актуализация и систематизация теоретических и практических знаний педагогов по теме: «Нейропсихологический подход и межполушарное взаимодействие в работе с дошкольниками»                                     

Задачи:

- совершенствовать педагогическое мастерство педагогов;

- повышать профессиональный уровень педагогов в овладении ими нейропсихологических приемов;

- способствовать активизации познавательного интереса педагогов, творческого поиска.

Предварительная работа:

- проведение мастер-класса, семинара-практикума для педагогов по вопросам нейропсихологического подхода в работе с дошкольниками;

- подготовка раздаточного материала.

Ход педагогического брифинга:

Слайд1                                                                                                                           

      Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашей итоговой встречи: «Нейро, я и дети». И мы сегодня собрались здесь, чтобы немного порассуждать о различных аспектах развития дошкольников в современном мире.

Слайд 2

     А сделать это я предлагаю, используя такую форму работы, как «педагогический брифинг».

Брифинг (от англ. brief – короткий, недолгий) – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.

Слайд 3

     Каждое следующее поколение отличается от предыдущего, и в тоже время имеет с ним общее и единое. Современные дети изменились, этот факт сложно отрицать. Многие называет их поколением Z. Дети, рожденные в эпоху цифровой революции. Кто-то считает, что дети как дети! Как были 30 лет назад, такие же и сейчас. Мы же, педагоги, сталкиваемся на собственной практике с увеличением количества детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья и выраженные трудности в обучении и общении.                           Пропорционально научно-техническому прогрессу и цифровизации растет количество детей с выраженными коммуникативными проблемами, синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Слайд 4

Сценка.

Автор:

(на скамейке сидят дед и бабка)

Рядом с детскою площадкой

Жили-были дед и бабка

Жили мирно, не тужили,

Но детишек не нажили.

С завистью, глядел украдкой, дед на детскую площадку.

И однажды, невпопад,

Бабке дал такой расклад

Дед  

Хватит в девках-то ходить, надо б детоньку родить

Не родить, так сострогать

Нам ведь чай не 25.

Ну-ка дайка мне поленце

И ручное полотенце (дед уходит)

Бабка  

Я вся как-то обомлела

Все дала, коли на дело.

Автор

Дед в чулане посопел

Над поленцем покряхтел

Дед

Готовь бабка кучу пеленок

У нас на свет появился ребенок

(дед выходит с макетом ребенка)

Бабка

Дед, какой ты молодец

Дай ребенку холодец

Дед

Холодцу не будет рад

Отдать его бабка надо в детский сад.

Бабка

Мы не знаем, как нам быть, как же деточку растить?

Мы по старости забыли

Как нас мать с отцом растили.

А современных знаний нет

Как растить поколение Z.

Возьмите нашу деточку на воспитание………………

Воспитатель: с большим удовольствием (бабка и дед уходят)

     А действительно, как растить новое поколение детей? Давайте-ка разберемся, настолько ли по-разному воспитывали детей раньше и сейчас. И эту проблему предлагаю рассмотреть по разным рубрикам.

     Мы с вами попробуем смоделировать разные воспитательные системы (нынешнего поколения и поколения 30-летней давности) и определить оптимальные пути развития современных детей. Для этого нам нужно создать две кампании (молодые педагоги и стажисты).

Слайд 5 

Рубрика I. «Медицина»

Задание: Составить коллаж по теме (картинки беременные, роды, выхаживание; 2 листа ватмана, фломастеры, клей)

     Во-первых, мы все должны принять факт, что сильно шагнула вперед медицина. Выхаживание детей, которые родились раньше срока на 2-3 месяца, раньше было бы просто невозможно. Конечно, часто эти дети имеют врожденную гипоксию, у них низкий общий уровень энергии, ослабленное здоровья, но эти дети живут! Бездетные пары получили в 21 веке возможность зачать ребенка с помощью таких методов как ЭКО, суррогатное материнство и тд. Изученность детей, которые родились с использованием различных современных методов зачатия пока еще недостаточная. Каковы особенности этих детей? Отличаются ли дети ЭКО от других детей? Все эти вопросы волнуют детских нейропсихологов, которые изучают развитие мозга ребенка в онтогенезе, и корректируют все высшие психические функции, нас педагогов, и родителей.

Слайд 6

Рубрика II. «Психология»

Задание: Выбрать и рассказать о любимых играх детей (предметы для игр)

     Во-вторых, сильно изменилась социально-психологическая ситуация развития современных детей. У взрослых жителей мегаполисов и крупных городов не хватает ощущения безопасности, защищенности. Часто ли ваши дети гуляют сами, без вашего присмотра, во дворе? Давно ли вы видели детей, которые сами на улице выбрали себе игру, и, например, бегают и играют в прятки? А может быть они играют в жмурки? Салки? Колдунчики? Куда пропало самое замечательное средство развития крупной моторики – игра “в резиночку”? Где те замечательные игры нашего детства, так называемая дворовая субкультура, в ходе которой происходила естественная самокоррекция детей, происходило моторное, физическое развитие. В этих играх шло полноценное насыщение кислородом головного мозга. Дети в дворовых играх учились взаимодействовать друг с другом, дрались, выясняли свои отношения, создавали коалиции, выбирали, во что и как они будут играть, получали первый опыт самоорганизации и самоуправления. Вместо этого, сейчас в лучшем случае мальчишки играют в футбол, если рядом с домом есть спортивная площадка. В худшем – не гуляют совсем. Почему так случилось? Конечно, играет роль и тревожность взрослых, особенно мам, которые заняты сами какими-то делами и не отпускают своих детей на улицу. Но нельзя не отметить, что и сами дети стали более пассивными.

Слайд 7

Рубрика III. «Социум»

Задание: Используя опорные слова, описать влияние социальной среды на жизнь и здоровье ребенка (Выбросы, …….)

     В третьих, у детей наблюдается снижение нейродинамического компонента, повышенная истощаемость нервной системы Неблагоприятная экологическая ситуация, проблемы питания, повышенный уровень стресса, шум транспорта и бытовое электроизлучение – вот факторы, которые сопровождают беременность мамы и ее еще не родившегося малыша. Родовые травмы, асфиксия, гипоксия, преждевременные роды и многие другие неблагоприятные факторы при рождении ведут к микротравматизации головного мозга младенца. До поры до времени младенец развивается нормально. Физическое развитие на первом году жизни обычно соответствует возрасту. Ребенок начинает сидеть, ползать, затем ходить. Но вот речевое и познавательное развитие идет с опозданием, проблемы выявляются в 3-4 года. К этому возрасту первый блок мозга уже полностью сформирован, он отвечает за энергетическое обеспечение деятельности, крупную и мелкую моторику. Никого сейчас не удивляют жалобы на головные боли детишек 5-7 лет, вегето-сосудистые дистонии и повышенное внутричерепное давление у малышей. Сидячий образ жизни, слабое развитие мышц, моторная неловкость.

Может быть, нам легче включить ему мультфильм, чем спеть на ночь колыбельную или рассказать добрую сказку? Ребенок развивается в состоянии эмоциональной депривации, если живое эмоциональное общение со взрослым заменяется на любую, пусть и хорошую развивающую электронную игру. Огромное количество мам почти сразу после родов, через 3-4 месяца, выходят на работу, поручая заниматься ребенком няням, бабушкам             или другим родственникам. Никого важнее мамы в первые годы жизни для ребенка быть не может!

Слайд 8

Рубрика IV. «Восприятие окружающего мира»

Задание: Составить рассказ по сюжетной картинке «Семья» (2 картинки)

(начать рассказ с того, что происходило до того, как семья собралась вместе, чем они заняты сейчас и хорошо ли жить в такой семье)

     В-четвертых, изменился ведущий канал восприятия. Еще лет 20-30 назад все наши основные каналы восприятия были нагружены равномерно. Речь идет о 3 основных способах познания мира: аудиальный, визуальный, кинестетический. Раньше в каждом доме было радио, играл магнитофон, бабушки и мамы пели пели колыбельные и рассказывали сказки на ночь, вместе с детьми взрослые лепили пельмени. Сейчас мы стали реже использовать аудиальные способы передачи информации. Мы стали меньше звонить друзьям и говорить по телефону, преимущественно переписываясь в чатах. В каком количестве групп whats up вы состоите? Помните ли о чем в большинстве из них идет речь? Раньше ребенок чаще сталкивался с реальным окружающим миром. Дети лазили по деревьям, рвали яблоки, помогали на огородах своим родителям, копали картошку, делали шалаши из палок, связывая их веревками. Они видели как развиваются деревья, как ведут себя птицы, звери, наблюдали природу, познавали мир, ощущая, вдыхая, слушая. В современных условиях больших городов дети видят все в основном на картинках и в видеороликах youtube.

     С раннего детства на современных детей льется огромный поток визуальной информации. Реклама с билбордов, яркие вывески, телевизор, планшет, телефон, мессенджеры! Даже в школах сейчас на уроках внедряются электронные доски, хотя и без них каждый ребенок, несколько лет назад, по наблюдениям ученых, не менее 3-4 часов проводил у экранов. Сколько же времени ребенок-школьник проводит у экрана сейчас? Этот поток визуальной информации мозг обработать не в состоянии. А потом мы жалуемся, ребенок плохо слышит, не отзывается на родительские просьбы, не реагирует на критику, не может запомнить и выполнить алгоритм из 2-3 действий!

Слайд 9

Рубрика V «Детоцентризм»

Задание: Разыграть сценку на тему «Мама пришла в сад за ребенком», используя свой педагогический опыт.

      В-пятых, по мнению многих психологов, современный ребенок растет в ситуации детоцентризма. Ребенку не выставляют нужные ему границы, правила, нормы. Куда делись домашние обязанности, которые были раньше? Трудовая жизнь в ситуации тотального упрощения и облегчения. Мытье посуды и помощь по дому - это выполнят стиральная и посудомоечная машинки, электрические пылесосы-роботы. Вместо необходимости спланировать день, чтобы успеть зайти в библиотеку, взять нужную книгу, вступив в коммуникацию с библиотекарем, получение электронной информации из интернета, сидя дома. Вместо приготовления супа вместе с мамой – заказ еды через службу доставки, когда привозят все запакованное, готовое, в красивой упаковке – только открывай да ешь! Да что и говорить, дети разучились резать хлеб, ведь он лежит уже в нарезке. Лобные отделы головного мозга человека отвечают за возможность создавать, реализовывать и корректировать программы, отвечают за произвольное внимание, саморегуляцию, самоконтроль, способность моделирования и прогнозирования различных ситуации в коммуникации. Префронтальная область коры мозга регулирует сложные формы и модели поведения, обеспечивая взаимосвязь мотивационного, эмоционального и когнитивного компонентов деятельности. Исследования последних лет показывают, что лобные отделы головного мозга наших детей созревают гораздо позже, чем у детей, рожденных в предыдущих поколениях.

Слайд 10

Отличие образовательных систем

Современная образовательная система

Советская образовательная система

1. Прогрессивная медицина

1. Недостаточно медицинского оборудования, знаний, квалифицированных врачей для сопровождения беременности и выхаживания недоношенных малышей

2. Цифровая субкультура

2. Дворовая субкультура

3. Неблагоприятная экологическая ситуация, проблемы питания, повышенный уровень стресса….

3. Благоприятная экология, отсутствие ГМО, меньшее количество транспорта на улицах города…

4. Ведущий канал восприятия - зрительный

4. Все основные каналы восприятия нагружены равномерно

5. Родители не выставляют ребёнку границ, правил, норм поведения

5. У детей есть границы дозволенности, правил, норм поведения

Слайд 11

     В связи со всеми вышеперечисленными факторами на современном этапе наблюдается неравномерное развитие высших психических функций у детей. Что происходит в наше время? Анна Владимировна Семенович, профессор-нейропсихолог, в своей статье “Отстаньте от детей” пишет, что “если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы законы работы мозга переворачиваем наоборот”. В возрасте, когда доминирует и является ведущим правое полушарие, родители начинают нагружать левое полушарие. Вместо того, чтобы ребенку дать возможность вволю насладиться лепкой, рисованием, музыкой, сюжетно-ролевой игрой, развивать воображение, мы начинаем пытаться его учить читать, считать, писать, сидеть неподвижно за столом! Ребенка, у которого имеется общее недоразвития речи, вместо интенсивных занятий с логопедом, отдают заниматься английским языком.

     Что получается в итоге? Дети некоторые умеют читать с 4-5 лет, но они же не могут вырезать простейшие фигурки ножницами. Дети считают в уме, но не могут элементарно кинуть мяч в стену.  Развитие ребенка должно быть гармоничным.       Подход к решению проблем современных детей должен быть комплексным. И, нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного возраста, является здоровьесберегающим фактором процесса их социализации.

Слайд 12

     Итогом нашей работы по данной теме явился методический комплекс «Дышим, говорим, играем – свое здоровье сохраняем» с использованием        здоровьесберегающих технологий в рамках лексических тем.       Методический комплекс включает в себя:      

•        тематическое планирование на 38 недель;

•        картотека комплексов динамических пауз;

•         картотека комплексов артикуляционных гимнастик;

•         картотека комплексов пальчиковых гимнастик;

•         картотека комплексов дыхательных гимнастик;

•         картотека комплексов зрительных гимнастик, глазодвигательных упражнений;

•         картотека комплексов упражнений с мячиками Су-Джок, телесных упражнений

Слайд 13

Рефлексия

Слайд 14

Спасибо за внимание!

Удачи вам в нелегком деле воспитания и развития современных детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Папа, мама, я – счастливая и дружная, надежная и верная семья» Сценарий педагогической гостиной для детей и их родителей

Изменения, происходящие в сфере дошкольного образования, направлены на улучшение его качества, которое во многом зависит от согласованности действий педагогов ДОУ  и родителей. В настоящее ...

Сценарий педагогического совета на тему: "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"

Вашему вниманию предлагается сценарий педагогического совета на тему: "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"...

«Уровень педагогического мастерства воспитателей и организация работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста» /Сценарий педагогического совета ДОУ в формате деловой игры/

В данном материале акцентируется внимание на пополнение знаний педагогов в области теоретических основ развития речи дошкольников; культуры устной речи воспитателей ; уточнение знаний важнейших правил...

Сценарий педагогического мероприятия с использование ИКТ на тему "Теремок" для детей 1 младшей группы

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»Задачи:Обучающие: Обогащать непосредственно чувственный опыт детей в разных видах деятельно...

Сценарий педагогического совета «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

            Из современного нравственного воспитания дошкольников длительное время фактически были исключены понятия патриотизма, любви к Родине, не воспитывалось ...

Сценарий педагогического совета по теме: «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста»

Представлен сценарий педагогического совета по теме «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста» в форме аукциона...

Сценарий педагогического мероприятия Вечер развлечения для детей средней группы О. О. «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Праздник шляп!»

Данное мероприятие способствует развитию позитивного самоощущения, связанного с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе. Позволяет вызвать интерес к персонажам праздника. Доставляет детям радо...