Задачи социального развития детей и реализация их на практике
статья по коррекционной педагогике

Задачи социального развития детей и реализация их на практике

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

Задачи социального развития выделяются в ряду приоритетных, поскольку все коррекционно-педагогическое обучение и воспитание направлено на включение детей в среду сверстников. Среди социальных достижений детей в период посещения группы особо выделяются следующие:

       - умение адекватно общаться со взрослыми (например, педагогами) и сверстниками с помощью невербальных (жесты, мимика) и вербальных (слова) средств;

       - способность адаптироваться к окружающей среде, ориентироваться в ней и, учитывая ее особенности, по назначению использовать игрушки и предметы;

       - умение слушать взрослых и подчиняться их требованиям;

       - умение замечать изменение в настроении близкого взрослого или сверстника;

       - уважение труда взрослых и его результатов;

       - наличие навыков самообслуживания, особенно навыка опрятности и др.

     Чтобы помочь особенному ребенку овладеть этими социальными умениями и навыками, приходится решать ряд специфических задач:

       - одни – в коррекционно-педагогической работе с ребенком;

       - другие – в педагогической работе с родителями.

  Реализация этих задач на практике.

      Коррекционно-педагогическая работа с детьми основана на позитивном социально опосредованном взаимодействии ребенка с новым взрослым (педагогом) в специально созданной предметно-развивающей среде. Для детей с интеллектуальными нарушениями предметно-развивающая среда имеет коррекционный характер и создается с учетом уровня психофизического развития: направлена на развитие коммуникативных навыков, восприятия, познавательного интереса, мышления, речи и др.

 В ходе такого взаимодействия дети усваивают и в личном опыте преобразуют социально важные навыки общения, способы деятельности и ориентировки в пространстве, что, несомненно, обеспечивает адекватность восприятия окружающего мира и действий в нем. Такой подход основывается на психологической теории деятельности, согласно которой процесс присвоения ребенком опыта происходит в ходе интериоризации внешних действий, т.е.  когда  внешние средства общения и совместная деятельность приводят к усвоению определенных наглядных действий. Становление действий осуществляется поэтапно, на каждом из этапов происходит новое отражение и воспроизведение действия на качественно ином уровне. Заинтересованность ребенка в конечном результате предопределяет успешность овладения практическими действиями, а в социальном плане – жизненно важными умениями и навыками.

         Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями. Всестороннее воспитание и развитие детей осуществляется в процессе их тесного общения и взаимодействия с педагогами в разных видах детской деятельности (игра, рисование, конструирование и др.) в соответствующий возрастной период.

 Для наиболее эффективного развития обучающее воздействие организуется в контексте конкретной деятельности, имеющей для каждого ребенка понятное и интересное содержание. Этот контекст определяется, прежде всего, социальной значимостью поставленных задач.

      Процесс социализации ребёнка происходит на основе его деятельностной сущности, а наиболее значимым аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность.     

      В игровом взаимодействии с педагогом и другими детьми у ребенка развивается индивидуальность, активность, самостоятельность и другие качества личности, которые определяют его социальность. В игровом взаимодействии педагог:

     - направляет общение детей;

     - организует ситуации свободного выбора;

     - регулирует совместную деятельность детей разного возраста: создает развивающую социальную среду для становления воли ребенка, обретения им умений социальной самозащиты, устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающих, преодоления конфликтов и провокаций к нарушению поведенческой нормативности.

        Игровое взаимодействие располагает широкими возможностями для восполнения недостаточного или компенсации искаженного социального опыта ребенка. Особенно велика коррекционная роль игрового взаимодействия с ребенком при наличии у него негативного социального детского опыта: в игре дети могут самоопределиться как относительно содержания социальной роли, так и относительно способов ее воплощения, реализации, сообразного исполнения.    

       Игра позволяет ребенку наглядно продемонстрировать социально одобряемое поведение в разных ситуациях, взаимодействиях и ролевых исполнениях. В игре ребенок получает «безопасную» возможность расширить свой социальный субъектный опыт, поэкспериментировать с разными поведенческими тактиками, выбрать предпочтительные для себя роли и позиции в системе социальных отношений и самоопределиться в ней. От окружающих – детей, взрослых, педагога – зависит, какое поведение будет для ребенка продуктивным, закрепится как навык, привычный способ получения желаемого и станет социальной характеристикой личности.

      Социальные умения выражать суть социальной роли, приобретаемые ребенком в игре, в дальнейшем переносятся им в реальные жизненные ситуации.   

      Разработано содержание коррекционно-развивающей работы по социальному развитию детей, имеющих интеллектуальные нарушения.

      Это содержание включает ряд направлений.

  1. Формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия ребенка с близким взрослым
  2. Формирование образа «Я» («Я сам»).
  3. Формирование представлений об окружающих людях («Я и другие»).

Формировать положительные навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

  1. Формирование представлений об окружающем.
  2. Формирование навыков социального поведения. Учить адекватно вести себя в различных ситуациях.

      6. Овладение способами усвоения общественного опыта.

7.Формирование навыков самообслуживания и гигиены, бытовых

навыков.

     

      Педагогическая работа с родителями органично вплетается в процесс обучения и воспитания детей, является неотъемлемой частью этого процесса, позволяет всем заинтересованным взрослым быть его активными участниками.  

     Основная цель педагогической помощи родителям состоит в психолого-педагогической поддержке и обучении их педагогическим технологиям общения и взаимодействия со своим ребенком. 

     Психолого-педагогическая помощь родителям заключается в повышении психолого-педагогической грамотности родителей, в обучении:  1) приемам общения и взаимодействия с ребенком путем формирования установки на готовность к положительным формам общения и взаимодействия; 2) адекватным навыкам общения со своим ребенком и другими детьми. Важным моментом в работе с родителями является просветительская деятельность, т.е. информирование о закономерностях и особенностях психофизического развития детей, которых они воспитывают, о необходимости создания специальных условий для коррекционно-развивающего обучения, о возможностях ребенка и важности сензитивных периодов в развитии детей и др. 

     Как показывает практика, эта работа способствует активизации у родителей педагогических способностей, появлению уверенности в собственных силах, адекватного восприятия возможностей своего ребенка и доверия к специалистам, которые помогают создавать условия для его обучения и воспитания.

     Соблюдение всеми взрослыми единых требований к воспитанию и обучению детей позволит создать адекватные социальные условия для их воспитания и развития в семьях, в коллективе сверстников, наладить взаимопонимание между ними и близкими взрослыми, а также со сверстниками, а в целом благополучно социализировать этих детей. 

                                             Литература:

1. Стребелева Е.А. Традиционные и новые организационные формы коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Дефектология. 2009. №3.

2. Стребелева Е.А., Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 1999. №6.

3. Закрепина А. Социальное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2009. №11.

4. Овчарова. Справочная книга школьного психолога.  

5. Маралова Е.А. Развитие детей в совместной игровой деятельности с педагогом // В.Новгород: НовГУ. 2011. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи социального развития дошкольников и их реализация в семье и в детском саду

В статье рассказывается об эффективных средствах работы по социальному воспитанию детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы  в дошкольном учреждении....

Презентация на тему: «Преемственность в работе дошкольных учреждений с семьёй и школой по реализации задач математического развития детей»

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа посто...

«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»

«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»Методическая разработка из опыта работы  о совместной деятельности детского сада и с...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...