Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Домашние птицы"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Хлуднева Ольга Владимировна

Конспект логопедического занятия для дошкольников старшего возраста. В нём представлены игры и упражнения для совершенствования лексико-грамматического строя речи по теме "Домашние птицы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Расширить и закрепить знания по теме «Домашние птицы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнять и расширять знания детей о домашних птицах;
  • активизировать словарь по данной теме;
  • формировать фонематический анализ;
  • учить согласовывать числительные 2 и 5 с существительными;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные;
  • совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание, память, мышление;
  • развивать интерес к выполнению заданий;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать умение работать в коллективе;
  • воспитывать у детей бережное отношение к домашним птицам.

Ход занятия.

  1. Организационный момент (уточнение и расширение словаря по теме «Домашние птицы», согласование прилагательных с существительными, развитие диалогической речи).

Учитель-логопед: Мне пришло звуковое письмо. Хотите послушать?

Что это за звуки?

Дети: я слышал голос петуха. А я голос курицы. Я слышала, как гогочет гусь.

Учитель-логопед: Правильно, молодцы. Как назвать одним словом петуха, курицу, гуся, утку?

Дети: Птицы.

Учитель-логопед: Какие это птицы?

Дети: Домашние.

Учитель-логопед: Верно. А почему они домашние?

Дети: Потому что живут рядом с человеком, он о них заботится.

Учитель-логопед: Молодцы. Правильно.

II. Тема занятия.

Учитель-логопед: Сегодня мы будем говорить о домашних птицах

III. Дидактическая игра «Найди дом» (формирование мыслительных операций, развитие фонематического восприятия, формирование навыков фонематического анализа).

Учитель-логопед: Знаете, почему они так громко кричат? Птицы просят помочь найти домик для каждого из них. Поможем?

Дети: Да.

Учитель-логопед даёт инструкцию, по которой дети определяют, где чей дом (используются логические блоки Дьенеша).

Учитель-логопед: У курицы дом не круглый, не квадратный и не жёлтый. Аналогично для других птиц.

Учитель-логопед: Какие птицы остались без домиков?

Дети: Утка и индюк.

Учитель-логопед: Верно. У них особенные дома. У индюка дом не с круглым окном. Какой это дом? (на мольберте два дома, вырезанные из картона). Дети показывают дом для индюка и дом для утки.

Учитель-логопед: Утка и индюк просят вас подписать буквами их домики. Какой 1-ый звук в слове «УТКА»?

Дети: В слове «УТКА» 1-ый звук У. Дети выкладывают букву «У» из магнитного конструктора в окошке дома для утки.

Учитель-логопед: Какой 1-ый звук в слове «ИНДЮК»?

Дети: В слове «ИНДЮК» 1-ый звук И. Дети выкладывают букву «И» из магнитного конструктора в окошке дома для индюка.

Учитель-логопед: Верно. Молодцы.

IV. Дидактическая игра «Собери семейку» (образование существительных с суффиксами –онок-, -ёнок; слоговой анализ).

Учитель-логопед: В домиках птицы живут с птенцами. Пока птицы искали свои дома, все птенцы разбежались. Давайте их позовём. Для этого надо название птенца произнести по частям (слогам). Дети берут картинку с изображением птенца.

Учитель-логопед: Кого ты будешь звать?

Дети называют птенца, потом на «Попыте» нажимают названия по слогам.

Учитель-логопед: Молодцы. Всех птенцов вернули.

Дети получают картинку, на которой изображена птица с птенцами.

V. Упражнение «Птичий двор» (развитие пространственных представлений, обучение составлению предложений с предлогами)

Учитель-логопед: Давайте птиц пригласим на наш птичий двор. Курица с цыплятами спряталась под деревом. У кого курица? Где курица.

Ребёнок: Курица с цыплятами под деревом.

Учитель-логопед: А какая из этих птиц умеет плавать?

Дети: Утка, гусь.

Учитель-логопед: Правильно. Утка будет плавать в пруду. Где утка?

Ребёнок: Утка плавает в пруду.

Учитель-логопед: Гусыня с гусятами справа от пруда. Где гусыня?

Учитель-логопед: Индюшка с индюшатами слева от сарая. Где индюшка?

Учитель-логопед: Птицы вас благодарят каждый своим голосом. Как подаёт голос утка.

Дети: Крякает.

Учитель-логопед: Как подаёт голос гусь?

Дети: Гусь гогочет.

Аналогично другие птицы. 

Учитель-логопед: Молодцы. Вы снова справились. И птицы очень хотят с вами   поиграть.

VI. Физминутка «Домашние птицы» (развитие общей моторики, координация речи с движением).

Наши уточки с утра - (Дети идут по кругу вперевалочку,

подражая походке уток)  

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда -              (Дети идут по кругу, вытянув шеи вперед и

Га-га-га! Га-га-га!                                              отставив руки - «крылья»  назад)

Наши курочки в окно,     (Останавливаются, встают лицом в круг,

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!                                            бьют руками по бокам)                                                                

А как Петя-петушок,               (Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх,

Рано-рано поутру                                               поднимаются на цыпочки)

Нам споёт: ку-ка-ре-ку!                              

VII. Дидактическая игра «Птицы» с шариками Су-Джок (развитие ручной моторики, образование притяжательных прилагательных).

Учитель-логопед: Откуда появляются птенцы? У тебя «яйцо» курицы. Чьё это «яйцо»?

Ребёнок: Куриное.

Учитель-логопед: Правильно.

Аналогично другие названия.

Учитель-логопед: Погреем в ладошках «яйцо». А теперь погладим его (дети катают шарик между ладоней). А теперь покачаем его. Молодцы.

Учитель-логопед: У тебя куриное яйцо. Кто из него вылупится?

Дети называют всех птенцов.

VIII. Дидактическая игра «Сосчитай-ка» (согласование числительных 2 и 5 с существительными).      

Учитель-логопед: А теперь поиграем с кубиком и сосчитаем птенцов.

Дети бросают кубик с цифрами и называют количество птенцов.

Один ребёнок: У меня 4 цыплёнка. Другой ребёнок: У меня 5 гусят. Аналогично другие.

Учитель-логопед: Отлично справились с заданием.  

IX. Упражнение «Сравни» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Учитель-логопед: А чем отличаются птенцы от птиц?

Учитель-логопед: У утки клюв, а у утёнка… .

Дети; Клювик.

Учитель-логопед: У гусыни шея, а у гусёнка… .

Учитель-логопед: У курицы крыло, а у цыплёнка… .

Учитель-логопед: У индюшки хвост, а у индюшонка… .

Учитель-логопед: У петуха перо, а у цыплёнка… .

X. Упражнение «Исправь ошибку» (развитие слухового внимания, мышления)

Курица кудахчет. Петух крякает. Гусь кукарекает. Индюк плавает. Утка гогочет.

XI. Организация окончания занятия.

Учитель-логопед:  Молодцы. С кем мы играли? А где в нашем городе можно увидеть домашних птиц?

Дети: В зоопарке, в цирке.

Учитель-логопед:  Правильно. Во что вам понравилось играть, а что было трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Перелётные птицы»

Цели:образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация  словаря по теме, употребление предлогов;коррекционно-развивающие: разви...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И»....

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»ЦЕЛИ:         Коррекционно-образовательные:- закреплять употребление существительных ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

ЦЕЛИ:        Коррекционно-образовательные:- закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа;- согласование числительных...

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему "Зимующие птицы"

Закрепить знания детей о зимующих птицах, активизировать словарь детей....

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Перелетные птицы"

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной в старшей группе на тему "Перелетные птицы"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи. Тема: «Зимующие птицы»

Данный материал помогает расширить у детей представление о зимующих птицах, их строении, понятии «зимующие птицы»....