Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация по коррекционной педагогике

 

В наше время одним из приоритетных направлений в образовании является доступность образовательной среды для всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с проблемами не только в обучении, но и в общении с окружающими. Это такие трудности, как низкий уровень развития речи, недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, низкая познавательная активность, использование в речи стандартных речевых конструкций, трудности в установлении контактов, неуверенность в себе и, как следствие, у таких детей довольно часто наблюдается проявление агрессивности, замкнутость, нежелание общаться с окружающими.

Формирование у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий основывается на системно-деятельностном подходе, включающем в процесс корректировки современные образовательные технологии. Возникает проблема поиска методов и форм коррекционного воздействия, которые помогут ребёнку овладеть универсальными способами действий, необходимых для его развития и самосовершенствования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_34.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья

Скомаровская И.А., учитель-логопед

 МБДОУ ДС № 71 «Почемучка»

В наше время одним из приоритетных направлений в образовании является доступность образовательной среды для всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с проблемами не только в обучении, но и в общении с окружающими. Это такие трудности, как низкий уровень развития речи, недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, низкая познавательная активность, использование в речи стандартных речевых конструкций, трудности в установлении контактов, неуверенность в себе и, как следствие, у таких детей довольно часто наблюдается проявление агрессивности, замкнутость, нежелание общаться с окружающими.

Формирование у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий основывается на системно-деятельностном подходе, включающем в процесс корректировки современные образовательные технологии. Возникает проблема поиска методов и форм коррекционного воздействия, которые помогут ребёнку овладеть универсальными способами действий, необходимых для его развития и самосовершенствования.

Одно из ведущих мест среди таких методов принадлежит методу проектов. Проектная деятельность - эффективное средство формирования универсальных учебных действий у дошкольников, в том числе и у детей с ОВЗ, качественная основа, которая может реализовать гуманистический подход к развитию, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей.

Проектно – исследовательская деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Она способствует развитию творческих способностей обучающихся, систематизирует знания, полученные в ходе учебного процесса. Кроме этого совместная проектная  деятельность учащихся при работе  в группе способствует формированию коммуникативных УУД. Учебно-коммуникативные умения – это умения, позволяющие организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. При работе над групповым проектом всем участникам необходимо вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь, вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии. А также уметь регулировать конфликты, принять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий своих напарников по совместной работе; достичь общего результата. Совместное участие в проектной деятельности учит детей организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее; уметь задавать уточняющие вопросы, оценивать различные точки зрения. В результате такого взаимодействия развиваются следующие коммуникативные умения: постановка вопросов, обращение за помощью к людям, умение быть вежливым. Когда ребёнок видит результаты своей работы, представляет их окружающим, то он чувствует уверенность в своих силах, гордость, а это очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выполняя работу с детьми с ОВЗ по созданию различных проектов важно учить детей действовать самостоятельно, проявлять инициативу, не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно, помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

Такая работа помимо формирования коммуникативных умений, способствует развитию личностных и регулятивных УУД, а также благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить необходимый материал, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности.

Создание проекта – это процесс трудоёмкий и длительный. Безусловно, в такой деятельности дети вообще, а дети с ограниченными возможностями здоровья в особенности, сталкиваются с такими трудностями, как низкий уровень самостоятельного мышления, включение всех участников образовательного процесса в работу над проектом и другими. С целью преодоления трудностей именно в плане недостаточного уровня развития речи у детей и развития коммуникативных универсальных учебных действий я использую ситуативно обусловленный подход к развитию речевого общения, а также стараюсь способствовать формированию вербально-коммуникативных умений, обеспечивающих монологическую речь, активно использую информационные педагогические технологии.

Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

В заключение хочется отметить, что в результате проектной  деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Кроме того, дети учатся выступать публично, вести диалог, отстаивать свою точку зрения, что, безусловно, влияет на умение общаться, выстраивать отношения с окружающими людьми и дает ребёнку с ОВЗ почувствовать себя успешным. Это очень важно для обеспечения успешной социализации детей.

Литература

Асмолов  А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]  / под. ред. А.Г.Асмолова -  М.: Просвещение, 2010.-152с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр

Методическая разработка предназначена для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада.Завершение дошкольного периода и поступление в школу-это сложный и ответственный этап в жизни ребё...

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В данном методическом материале рассматривается метод проектов как один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет не...

Методическая разработка на тему: «Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения»

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в ...

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения...

"Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья."

quot;Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...