Круглый стол с логопедом для родителей старшей группы компенсирующей направленности ДОУ «Трудности в выполнении домашнего задания»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лычагина Валентина Эрбертовна

Круглый стол с логопедом  для родителей старшей группы  компенсирующей направленности ДОУ

«Трудности в выполнении  домашнего задания».

        Вся наша деятельность  педагогов и ваша как заботливых родителей, направлена на то, чтобы избежать многих проблем в школе. И начинаем мы эту работу в старшей группе. Как определяется готовность ребенка к школе? Готовность к школе определяется объёмом знаний, сформированными умениями и навыками, полученными в подготовительной группе и дома. Трудно переоценить роль хорошо развитой речи в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается его мышление, поведение. Давно замечено, что дети с плохо развитой речью с трудом усваивают школьные знания, долго не могут научиться читать и писать. Наиболее распространенное среди них нарушение произношения звуков. Многие родители считают нарушение звукопроизношения безобидным дефектом, но это неверно, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 города Кропоткин

Муниципального образования Кавказский район

        

Круглый стол с логопедом

для родителей старшей группы

компенсирующей направленности ДОУ

«Трудности в выполнении          домашнего задания»

                                                                            Подготовила и провела

                                                                                              Учитель-логопед МБДОУ д/с №1:

                                                            Лычагина В.Э     

                                                           

                                                                    2023г

Круглый стол с логопедом для родителей старшей группы

компенсирующей направленности ДОУ

«Трудности в выполнении домашнего задания»

Цель: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами и повышение компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений.

Задачи:

  • познакомить родителей с приемами работы учителя-логопеда;
  • совместная отработка методических приемов.
  • познакомить родителей с требованиями по выполнению домашнего задания.
  • познакомить родителей с понятием артикуляционная гимнастика, ее значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения.
  • закрепить знания родителей о пальчиковой гимнастике, играх по формированию фонематического слуха, развитию лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Результат работы: преодоление проблемы различия в позициях педагога и родителей в области коррекции звукопроизношения у детей.

Ход:

Добрый день, уважаемые родители!

Я рада приветствовать Вас за нашим круглым столом.

     Сегодня мы вас пригласили за  круглый стол для обсуждения в непринуждённой обстановке темы: «Трудности в выполнении домашнего задания».

      Вся наша деятельность педагогов и ваша как заботливых родителей, направлена на то, чтобы избежать многих проблем в школе. И начинаем мы эту работу в старшей группе. Как определяется готовность ребенка к школе? Готовность к школе определяется объёмом знаний, сформированными умениями и навыками, полученными в подготовительной группе и дома.

      Трудно переоценить роль хорошо развитой речи в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается его мышление, поведение. Давно замечено, что дети с плохо развитой речью с трудом усваивают школьные знания, долго не могут научиться читать и писать.

        Наиболее распространенное среди них нарушение произношения звуков. Многие родители считают нарушение звукопроизношения безобидным дефектом, но это неверно, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом. 

       Сегодня я хочу рассказать и показать Вам, как нужно правильно выполнять домашнее задание в тетрадях которое выдаётся детям на выходные для закрепления пройденного материала.

      Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя- логопеда отводятся домашним заданиям.

Каково значение логопедического домашнего задания?

           Дело в том, что задания и упражнения, которые ребенок выполняет на занятии, необходимо регулярно повторять и закреплять, также важно, чтобы взрослый контролировал правильность выполнения. У дошкольников и иногда у младших школьников самоконтроль выработан еще не до конца, поэтому результаты самостоятельной работы ребенка будут ниже. Высока вероятность того, что задание будет выполнено некачественно или его вовсе не сделают. Поэтому необходим контроль со стороны родителей.

          Цель логопедического воздействия – сформировать у ребенка правильную, всегда понятную для окружающих речь. Для этого в обычной жизни нужно следить за тем, как говорит ребенок, поправлять неправильное произношение звуков, которые уже были поставлены логопедом и частично закреплены, ведь малышу гораздо проще говорить так, как он привык. А взрослый должен помочь ребенку выработать новую привычку правильного произношения, сделать это можно только путем многократного повторения.

*  Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.

Самое главное, что должны понять родители, – без их участия не достигнуть желаемых результатов.

*  Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у логопеда.

Родители должны понять то, что, не выполняя требований логопеда с ребёнком-дошкольником сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.

* Почему родителям необходимо выполнять логопедические домашние задания? Выполнение домашних заданий родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

Большинство из родителей замечают только нарушения в произносительной стороне речи, но не берут во внимание несовершенство лексико-грамматического строя, нарушения в воспроизведении слоговой структуры слова. Часто родители озабочены лишь поступлением ребенка в логопедическую группу, снимая с себя всю ответственность за речевое развитие ребёнка. Некоторые не пытаются поддерживать тесную взаимосвязь с логопедом, не видят смысла в выполнении домашних заданий с детьми.

         Домашнее задание ребенком выполняется в индивидуальной тетради совместно с родителем. Многие родители думают, что занятий с логопедом достаточно :"Зачем еще  домашние задания?" А ведь главная роль в исправлении речи отводится родителям!

  На практике доказано, что достижение коррекционного эффекта на занятиях с логопедом не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребёнка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное участие  родителей  в качестве помощника логопеда в их общей работе.  Взаимодействие, сотрудничество, доверительность – вот необходимое взаимоотношение между логопедом и семьёй воспитанника.

       Лучше всего закрепляется в речи ребенка тот материал, который отрабатывается не только при выполнении заданий, полученных от логопеда, но и в свободной речи: на прогулках, в играх, повседневной жизни.

        Именно поэтому так важно сотрудничество логопеда и родителей ребенка, именно так возможно достичь нужного результата в более короткие сроки. Без закрепления отработанного у логопеда материала дома, даже после занятий с высококвалифицированным специалистом, хорошего результата получить невозможно, а прогресс будет очень медленным.

                Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?

         Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели логогруппы во время проведения ежедневных «логопедических часов», во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.

Задания включают в себя основные разделы:

       - артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

       - задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза.

      - серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

      - задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.

      - задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.

     - задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными.

         При выполнении домашних рекомендаций необходимо знать и помнить следующее:

        1.Домашнее задание в логопедическую тетрадь записывает логопед, после занятия с ребенком.

        2.Выполнять домашние задания нужно по частям (15-20 минут), прерываясь на физкультминутки, разминки, чтобы избежать утомления ребенка.

        3.Ежедневно в начале каждого занятия (5-7 минут) делать упражнения для пальцев и артикуляционную гимнастику (перед зеркалом).

        4.При занятиях в выходные дни: не рекомендую выполнять домашнее задание в воскресенье вечером. Ребенок лучше запомнит материал, если выполнять его по частям: пятница вечером, суббота и воскресенье днем.

        5.Взрослый читает задания ребенку вслух. Ребенок выполняет их устно, а взрослый вписывает в тетрадь ответ ребенка, не корректируя его, а именно так, как  сказал  ребёнок.

        6.Если нет нового задания – повторять старое.

        7.Обращаться с логопедической тетрадью бережно, и учить бережному обращению ребенка. Графические задания (раскрасить, обвести, нарисовать), ребенок выполняет сам, но под руководством взрослого. Это позволит нам сохранить тетрадь аккуратной, красивой на протяжении всего учебного года.  

         Хорошо оформленная тетрадь – это один из важных моментов коррекционного и педагогического воздействия.

          Почему же так важно выполнять артикуляционную гимнастику?

        Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. В артикуляции задействованы работа жевательных, глотательных, мимических мышц. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения.

       Таким образом, выполняя регулярно упражнения для органов артикуляции, мы подготавливаем речевой аппарат для овладения звуками родной речи.

        Предлагаю ознакомиться с некоторыми упражнениями, которые вызывают затруднения у детей. Возьмите зеркала, сначала посмотрите, как выполняется упражнение, а затем пробуйте сами, контролируя себя в зеркало.

         Молодцы! Справились! Теперь, я думаю, вы сможете с детками дома закрепить эти навыки.

        Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.

       Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи.

         Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

        Правильное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Игры  способствующие  развитию речевого дыхания это  задувание свечки, мыльные пузыри, раздувание пены – отличные игры в домашних условиях.

Чтобы чётко говорить , надо с пальцами дружить!

       Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядом.

      Игры на развитие мелкой моторики легко сделать самим. Например, используя прищепки, шнурочки, пуговицы, крупы, резиночки и т.д. Для развития графомоторных навыков замечательно подходят различные штриховки, обводилки. Почаще давайте их детям, и пусть они работают карандашами, чтобы тренировать мышцы рук, вырабатывать нажим.

      Кроме того, очень увлекательна и  полезна пальчиковая гимнастика.

      Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

       Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

       Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

      Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений 

      В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Давайте выполним упражнение …

         Ребенок будет стремиться говорить правильно и выполнять все задания только в том случае, если родитель тоже будет проявлять к этому интерес. Если ребенок увидит, что родителю тоже это важно, что он готов уделять этому свое время, никуда не спеша. Необходимо вместе стремиться к положительному результату, давать поддержку своему малышу.

         Нужно, чтобы дети в понедельник обязательно приносили тетрадь логопеду, даже если домашнее задание не сделано. Первое время об этом должны напоминать родители. Но они, зачастую, относятся к этому очень легкомысленно. Необходимо,  усвоить следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого  выполнения школьных правил.

           Помните! Ребенок - не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Только когда мы объединяем усилия, можно добиться поставленной цели – научить ребенка красивой и правильной речи!

        Исправление речи-длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи-это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе!

                 Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий!

            Вот и закончилась наша встреча! Я буду рада, если вы прислушаетесь к моим советам и будете активными помощниками своим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Круглого стола "Азы воспитания" для родителей детей 4-5 лет

Целью Круглого стола является изучение точек зрения родителей по решению проблемных ситуаций связанных с воспитанием культуры поведения детей 4-5 лет....

Круглый стол для педагогов и родителей "Семейные традиции"

«Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры»   Цель: привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения...

Круглый стол «Общение воспитателя с родителями»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку сем...

Круглый стол для педагогов и родителей "Эмоциональное благополучие - залог здоровья воспитанников"

в ходе круглого стола разъясняется  значимость эмоционального благополучия ребенка в деле сохранения и укрепления его здоровья...

Материалы круглого стола для педагогв ДОУ, родителей и учителей начальных классов "Психологическая готовность детей к школе"

Традиционно каждый год в нашем детском саду "Солнышко" проходят встречи за круглым столом между педагогами, родителями и учителями начальных классов.Проблема психологической готовности детей к школе в...

Круглый стол с педагогами и родителями

Круглый стол с педагогами и родителями "Если ребенок плохо говорит. Что делать?"...

Круглый стол "Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей".

Круглый стол "Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей".Цель. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возм...