Особенности детей с ЗПР
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

особенности развития детей с задержкой психического развития и логопедическая работа с ними

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Особенности детей с ЗПР 15.3 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности детей-логопатов с ЗПР и работа с ними в ДОУ.

Ведущим психопатологическим синдромом у детей с задержкой психического развития (ЗПР) является незрелость эмоционально-волевой сферы. У дошкольников с ЗПР отмечаются отсутствие познавательного интереса к учебе. Им трудно подчинить свои эмоциональные реакции социальным требованиям. Очень активные, целенаправленные и неутомимые в игре, эти дети быстро устают во время занятий, отвлекаются. Они либо растормаживаются, либо становятся пассивными, вялыми. Учебная деятельность у них характеризуется импульсивностью, хаотичностью, неравномерностью.

Наибольшие трудности детей с ЗПР испытывают при выполнении заданий, связанных с развитием мелкой моторики: неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации.

У детей с ЗПР при работе не задействованы обе руки, они затрудняются работать одновременно синхронно двумя руками, в работе не участвуют все пять пальцев, что очень важно в том случае, когда мы хотим, чтобы движение развивало мозг. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия. У детей с задержкой психического развития снижается активность левого полушария.

Полноценного развития таких детей можно достичь только в том случае, когда создаются адекватные комплексные условия обучения и воспитания.

Особенности личности ребенка с нарушением речевого развития связаны с нарушениями центральной нервной системы и как следствие  нарушениями в развитии высших психических функций (ВПФ).    Так речевой дефект у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ребенка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза, а также развитием эмоционально-волевой сферы. В связи с этим реализуется комплексная коррекционно-развивающая программа, в которую включены, в том числе и задачи, направленные  на решение основных проблем детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: развитие и коррекция речевого дыхания, артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, межполушарных связей, звуковой стороны речи.

Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития:

  1. Активизация познавательной деятельности.
  2. Повышение уровня  умственного развития.
  3. Коррекция речевых нарушений.
  4. Развитие различных видов мышления.
  5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

В логопедической работе с детьми, страдающими ЗПР, учитываются их психологические особенности, и проводится коррекционно-развивающая работа по следующим направлениям:

  • развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;
  • формирование пространственных представлений;
  • развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
  • коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;
  • коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;
  • развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);
  • формирование морфологической и синтаксической системы языка;
  • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
  • формирование анализа структуры предложений;
  • развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...