Конспект интегрированного занятия "Зонтик в дождь пошел гулять"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Крогульская Елена Алексеевна

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_zanyatiya_zontik_v_dozhd_poshel_gulyat.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

школа-интернат (Дошкольное отделение)

г.о. Жуковский

КОНСПЕКТ

открытого интегрированного занятия

в рамках заседания вечернего клуба

«Секреты волшебного сундучка»

для детей, родителей и педагогов

в старшей группе для детей с ТНР

на тему:

«Зонтик в дождь пошел гулять…»

                                                        Подготовили и провели:

учитель-логопед высшей категории

                      Крогульская Е.А.,

                                                    воспитатель высшей категории:

                                        Ноздрина И.А.

                

Цель: развивать взаимопонимание взрослых и детей, используя вербальные и невербальные средства общения (речь, мимику, жесты, тактильные ощущения); формировать позитивные формы общения.

Задачи:

Обучающие:

  • активизировать словарный запас детей и взрослых, используя лексические темы «Осень», «Огород», «Одежда», «Обувь»;
  • уточнить и расширить представление детей об осенних изменениях в природе и жизни людей;
  • закрепить понятия: осень, листопад;
  • совершенствовать грамматический строй речи детей: образование антонимов, качественных и относительных прилагательных, употребление предлогов на, с, по, у, в, из, над;
  • познакомить детей с изготовлением поделки в виде мозаики, используя пластилин и нарезанные коктейльные трубочки, показать особенности работы в этой технике;
  • упражнять детей в ориентировке на ограниченной площади.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление;
  • развивать и совершенствовать у детей тонкую и общую моторику, навыки координации движений, ориентировки в пространстве и на плоскости;
  • развивать умение работать в технике пластилинография;
  • развивать координацию речи с движением;
  • развивать творческие способности, фантазию, художественный вкус и воображение у детей и взрослых в процессе игрового общения;
  • развивать интерес родителей к занятиям и играм детей и получать положительные эмоции от совместно выполненной деятельности;
  • развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, ответственность, инициативность;
  • воспитывать трудолюбие, взаимопонимание, доброжелательность;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • вызывать положительный, эмоциональный настрой от результатов своего труда.

Словарная работа: 

Существительные: осень, небо, туча, дождь, лужа, дорожка, земля, слякоть, ветер, туман, иней, снег, птицы, дерево, ствол, листья, листопад, березка, осинка, сундучок, зонт. 

Глаголы: приходить, наступать, прилетать, улетать, появляться, идти, поливать, лупить, нагонять, задувать, срывать, падать, облетать.

Прилагательные: хмурый, пасмурный, солнечный, светлый, темный, холодный, теплый, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий, грязный, чистый, сухой, мокрый, длинный, короткий, резиновый, кленовый, березовый, рябиновый, дубовый, желтый, красный, оранжевый, золотой, зеленый, коричневый, синий, седой, разноцветный.

Наречия: тепло, холодно, чисто, грязно, пасмурно, аккуратно, осторожно.

Предварительная работа с детьми: прогулки и наблюдения на участке, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений.

Материалы и оборудование: «Волшебный сундучок», загадки, мяч, зонт, магнитофон, запись спокойной музыки, образец «Мозаика из коктейльных трубочек «Зонтик», аудиозапись песни Юлии Селиверстовой «Кап-кап-кап».

Раздаточный материал: разрезные картинки по теме «Осень» в конвертах, изображение (контур) зонтика на одноразовой тарелочке, набор пластилина, стеки, бумажные салфетки, нарезанные на колечки 5 мм коктейльные трубочки разных цветов, контейнеры для нарезанных коктейльных трубочек (на каждый стол).

Методы и приёмы: беседа, игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям по теме, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, рассматривание иллюстраций, объяснение, анализ работ.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Форма организации детей: групповая

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика «Осень», «Дождик», физкультминутка «Дождик капает по лужам».

Ход занятия:

I. Вводная часть

Дети и родители стоят на ковре в кругу с учителем-логопедом.

Учитель-логопед: 

  • Давайте встанем дружно в круг, возьмёмся за руки и передадим друг другу хорошее настроение:

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки, побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься, все хотим мы много знать!

 Учитель-логопед: 

  • Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас в «Вечернем клубе» «Секреты волшебного сундучка».
  • У нас есть «Волшебный сундучок», хотите увидеть, что в нем лежит? (Ответы детей)

Учитель-логопед загадывает загадку.

- Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)

Учитель-логопед достает из сундучка пакетик с разноцветными листьями и рассыпает на ковре.

  • Вот лежит ковер цветной, лишь только осенью увидите такой.
  • Какие листья бывают осенью? (Ответы детей)
  • Вдруг осенью подул ветер и все листочки с деревьев сорвал и решил их посчитать.
  • Давайте расскажем, как ветер листики считал.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал,                        легкие помахивания кистями рук;

Ветер листики считал:

Вот дубовый,                                загибать пальчики на правой руке, начиная с большого,

Вот кленовый.                        

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.                взмах кистями рук от себя.

II. Основная часть

Учитель-логопед:

  • В нашем волшебном сундучке еще что-то лежит.

Учитель-логопед достает из сундучка конверты с разрезными картинками с приметами осени.

  • Приглашаю вас присесть за столы и собрать картинки.

Дид/игра «Разрезные картинки»

Дети и родители садятся попарно за столы и вместе собирают разрезные картинки.

  • У кого что получилось? Что бывает осенью? (Ответы детей и взрослых).
  • Осенью бывают тучи, дождь, лужи, листопад, ветер, овощи в огороде, грибы, золотое дерево; осенью надеваем резиновые сапоги, плащ; осенью улетают перелетные птицы.

Учитель-логопед:

  • Молодцы! А теперь задание для родителей. Отгадайте «хитрые» загадки!

Загадки с подвохом для взрослых

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Небо хмуро, солнца нету,

Просто наступила… (Не лето, а осень)

Природа в золото одета –

А бывает это… (Не летом, а осенью)

Облетели листья клёна.

Ствол стал к осени… (Не зелёным, а голым)

Уж пахнет в воздухе дождём.

Всё холоднее с каждым днём,

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем как дважды два –

Пришла красавица… (Не зима, а осень)

Учитель-логопед достаёт из сундучка мяч.

  • Приглашаю всех встать и с мячом поиграть.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Летом день длинный, а осенью – короткий

Летом ветер тёплый, а осенью – холодный

Бывает дерево высокое, а бывает – низкое

Бывает ствол у дерева толстый, а бывает – тонкий

Бывает листок широкий, а бывает – узкий

Бывает дорожка чистая, а бывает – грязная

Бывает земля сухая, а после дождя – мокрая

Воспитатель:

  • Какие все молодцы! Все справились! Я предлагаю посмотреть в волшебный сундучок - может там еще что-нибудь есть!

Воспитатель достаёт из волшебного сундучка карточку с загадкой про зонтик.

  • Догадайтесь, что мы с вами сегодня будем делать, а поможет вам в этом загадка.

Воспитатель загадывает детям загадку.

Осенью он часто нужен -

Если дождь стучит по лужам,

Если небо в черных тучах,

Он для нас помощник лучший.

Над собой его раскрой

И навес себе устрой (Зонтик)

Воспитатель:

  • Правильно, это зонтик.

Воспитатель раскрывает зонт, затем достаёт из волшебного сундучка образец работы.

  • Ребята, хотите сделать такой зонтик вместе с родителями? (Ответы детей).
  • Проходите, присаживайтесь все за столы.
  • Посмотрите, перед вами лежат одноразовые бумажные тарелочки, на которых изображен зонтик; ещё лежит пластилин и мелко нарезанные коктейльные трубочки разных цветов.
  • Ребята, как вы думаете, можно ли с помощью этих материалов сделать наш зонтик цветным? (Ответы детей)
  • Конечно можно, но перед тем, как приступить к работе нужно размять наши пальчики, у них сегодня будет много дел.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять,                 удары по столу пальчиками; левая начинает

                                        с мизинца, правая – с большого пальца;

Вышел дождик погулять.                   беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук;

Шел неспешно, по привычке,        «шагают» средним и указательным пальчиками

А куда ему спешить?                        обеих рук по столу;

Вдруг читает на табличке:                ритмично ударяют то ладонями, то кулачками

«По газону не ходить!»                по столу;

Дождь вздохнул тихонько:                часто и ритмично бьют в ладоши;

— Ох!                                        один хлопок;

И ушел.                                ритмичные хлопки по столу.

Газон засох.                                руки развести в разные стороны.

Воспитатель:

  • Пальчики готовы к работе? А вы готовы? (Ответы детей и родителей).
  • Чтобы сделать наши зонтики цветными, нам понадобится пластилин.
  • Выбирайте пластилин понравившегося вам цвета, отщипните от него небольшой кусочек, нанесите пластилин на часть зонтика и размазывающими движениями в разных направлениях равномерно заполните ее, далее нужно взять пластилин другого цвета, также отщипнуть небольшой кусочек и заполнить им другой сектор зонтика, таким образом мы «раскрасим» весь наш зонтик.

Воспитатель напоминает детям, что каждый раз, когда берётся другой цвет пластилина, надо вытирать руки салфеткой.

Дети вместе с родителями под спокойную музыку «раскрашивают» зонтик в технике пластилинография.

Воспитатель:

  • Какие все молодцы! Все справились! Я предлагаю всем вытереть руки салфеткой, выйти на ковёр и станцевать для нашего зонтика.

Физкультминутка «Дождик капает по лужам»

Воспитатель: 

  • Здорово! Веселый танец у нас получился! Присаживайтесь на свои места.
  • А сейчас нам нужно заполнить сектора зонтика кусочками коктейльных трубочек, но так, чтобы цвет на зонтике совпадал с цветом коктейльной трубочки.
  • Возьмите кусочек коктейльной трубочки такого цвета, которым закрашен первый сектор вашего зонтика, аккуратно, не сильно нажимая, выложите кусочки трубочек по всей поверхности зонта; выкладывать начинайте с края, по порядку заполняя все сектора.

Дети вместе с родителями под спокойную музыку продолжают выполнять работу.

  • Молодцы! Все справились с заданием.
  • Очень красивые получились у вас зонтики, теперь смело можем отправляться гулять под дождем.

III. Заключительная часть

Учитель-логопед приносит «волшебный сундучок».

Учитель-логопед:

  • Давайте еще раз заглянем в наш волшебный сундучок.
  • Ой, да там вкусное угощение – живые витамины! Мандарины!

Воспитатель:

  • Давайте мы все вместе сделаем общее фото с вашими работами.

Коллективное фото.

Учитель-логопед:

  • На этом занятие нашего вечернего клуба «Секреты волшебного сундучка» закончилось, и мы рады будем видеть вас в следующий раз. Очень надеемся на долгосрочное сотрудничество.

Список литературы:

  1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
  2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003, - 528 с.
  3. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр / Г. А. Османова. — СПб.: КАРО, 2014.— 160 c.: ил. — (Серия «Популярная логопедия»).
  4. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2016 - 368с.:

Интернет-ресурсы:

  1. Детские песни https://babysongs.ru/pesni/yuliya-seliverstova-kap-kap-kap
  2. Загадки про осень https://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-pro-osen.html
  3. Загадки про осень с подвохом https://vk.com/wall-68248834_1219
  4. Кап-кап-кап. исполняет Юлия Селиверстова, слова Ирина Холодная https://www.youtube.com/watch?v=ZyuZ0oHxTvY
  5. Картотека пальчиковой гимнастики https://www.art-talant.org/publikacii/15747-kartoteka-palychikovoy-gimnastiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».

ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...

Физминутка "Леопольд пошел гулять"

Координация речи с движением....

Конспект интегрированной ООД по ФЭМП и рисованию с применением ИКТ во второй группе раннего возраста "Поможем зайчику спрятаться от дождя"

ООД разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста.Цель: продолжать учить детей работе с мнемотаблицами, закрепить понятия "высокий",  "низкий&quo...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Откуда дождь пришёл»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе  на тему: «Откуда дождь пришёл»...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Откуда хлеб пошел»

Занятие является интегрированным.  Затрагиваются образовательные  области:социальнщ-коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая и область физическоо развития....

конспект интегрированного занятия " Откуда хлеб пошел"

Конспект занятия " Откуда хлеб пошел"...