Проект "Фотострана"
проект по коррекционной педагогике

Протиняк Алёна Игоревна

Психолого-педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
  2. «Детский сад №6 «Дюймовочка»

  1. ПРОЕКТ психологического сопровождения дошкольников: «FOTO-точка»
  2. Руководитель проекта:

Педагог-психолог

Протиняк А.И.

Урай 2022

  1. ПРОЕКТ: «FOTO-точка»

АННОТАЦИЯ :

Ф. И.О. автора проекта, контактная информация:

Протиняк Алёна Игоревна – педагог–психолог МБДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка»

628285, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, город Урай, мкр.2, д.85, тел.:+79505065883, электронная почта: samolovaai@mail.ru

География проекта: 628285, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, город Урай, мкр.2, д.85, МБДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка», руководитель: Лошкарева Марина Владимировна

Целевая группа: воспитанники ДОУ (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья).

Цели инновационного программы:

1. Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей дошкольного возраста.

2. Развитие и гармонизация личности, выражение своих мыслей и чувств посредством образов фотографии.

  1.  Задачи и система показателей по достижению цели программы

Задачи

Система показателей

1. Акцентировать внимание ребёнка на его чувствах и ощущениях

1. Результаты опроса воспитанников и родителей

2. Помочь ребёнку найти социально-приемлемый выход, как позитивным, так и негативным чувствам и эмоциям.

2. Данные результатов итогового занятия

3. Создание условий для благоприятной адаптации детей (в том числе детей с ОВЗ)  к условиям ДОУ

3. Данные анализа адаптации

4. Коррекция психических процессов, различных сенсомоторных нарушений.

4. Данные результатов психического развития.

5. Стимуляция познавательных процессов.

5. Данные мониторинга познавательного развития детей.

6. Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом

6. Данные наблюдений за коммуникативным общением воспитанников

7. Помочь педагогам найти новые пути, открыть для себя интересные методы и возможности в преодолении психологических проблем, имеющихся у детей.

Результаты опроса педагогов

8. Распространение опыта  работы.

6. Обобщение и представление опыта работы на муниципальном уровне, в сети интернет через сайт ДОУ  и профессиональные сайты.

Обоснование социальной значимости

Программа «FOTO-точка» создана с целью психологического сопровождения дошкольников. Она способствует раскрытию творческого потенциала, помогает расширить границы восприятия ребёнка себя как личности, своего собственного видения.

Фотография – это язык, говорящий на уровне эмоций. Причем, язык этот достаточно сильный. Порой он вызывает такое волнение у зрителя, такую бурю чувств, что человек в одних случаях начинает плакать, в других - громко и искренне, от души, смеяться… Языком фотографии можно рассказать историю не только одного конкретно взятого человека, но и целой семьи, целого рода, а порой даже и всего человечества.  Фотография показывает нам мир таким, какой он был в ту секунду, когда был сделан снимок. И этот запечатленный мир остается с нами навсегда.

В Интернете сейчас существует множество сайтов, на которых люди делятся своими фотографиями. Эти фотографии очень разнообразны: порой они очень личные, эмоциональные: страстные, грустные… Порой они причудливы и смешны, порой отображают какие-то интересные места, интересных людей…С помощью таких фотографий мы обмениваемся с другими людьми своими впечатлениями о том, что мы переживаем.

Фотография может стать отличным средством самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания, оказывая значительную пользу психическому и физическому здоровью наших детей. На фотографии ребёнок может посмотреть на себя со стороны и самостоятельно прочувствовать то, что он запечатлел в кадре, когда делал снимок самостоятельно.

Вместе с тем, это возможность в течение короткого времени придумать идею и получить результат. Возможность быстро приложить руку к искусству. Основной навык, который развивается – умение с помощью фотографии наблюдать за миром вокруг. Умение видеть свет, композицию, ракурс, сочетание цветов, а так же всматриваться в события и искать интересное в обыденном – все это добавляет красок привычной тусклой жизни.

Какие чувства вызывает фотография любимого человека у ребёнка, проходящего адаптацию в детском саду? Ему становится легче от ощущения «присутствия» родного человека, пусть даже и просто на фото. На опыте подмечено, что если в период адаптации ребёнок может видеть фото своих родителей, находясь в детском саду, то и адаптация у него проходит легче.

В более старшем возрасте, дошкольники с помощью фотографий могут изучать весь окружающий мир. Картинки, либо изображения из интернета не так сильно затрагивают чувства ребёнка как фото, сделанное им самим или знакомыми ему людьми. Ребёнок может рассказать о чувствах, которые у него или родных были в момент съёмки, он может подробно описать происходящее на фото.

Материально-техническое оснащение:

Фотокамера телефона

Общие вопросы по организации работы программы

Педагог организует чат в любом удобном мессенджере или социальной сети, подключает остальных участников (родители, педагоги группы) для того, чтобы давать задания и общаться между собой.

1 раз в неделю прописывает задание по определённой тематике. Когда ребёнок сам или с помощью родителей сделает фотографию, по ней необходимо провести беседу с ним, обсудить все детали, спросить о чувствах и настроении, которое присутствовало на момент съемки фото.

Тематические задания можно варьировать, добавлять свои темы.

Ожидаемый результат реализации программы:

  • Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников, имеющих проблемы психоэмоционального характера
  • Развитие психических процессов
  • Развитие эмоциональной сферы детей, коррекция поведения, создание предпосылок дальнейшей успешной социализации и адаптации в современных условиях.
  • Улучшение микроклимата в социуме
  • В результате проведения познавательных, развивающих мероприятий улучшится познавательная активность воспитанников
  • Будут сглажены процессы адаптации детей на различных ступенях образовательного процесса
  • Появится возможность для организации и проведения различных форм работы с воспитанниками по широкому кругу психологических проблем.

Дальнейшее развитие проекта, длительность:

  • Программа рассчитана на 1 учебный год. Виды и формы работы с детьми будут расширяться и совершенствоваться.
  • Все необходимые материалы и дополнительное оборудование в дальнейшем будут совершенствоваться.

План мероприятий:

Мероприятие

Сроки

Ознакомление педагогов и родителей/законных представителей с данной программой, консультирование по возникающим вопросам

На начальном этапе работы с воспитанниками

Знакомство детей с фотоснимком с фотографией

Начальный этап работы с ребёнком

Тематические беседы с детьми по вновь заданным темам и фотоснимкам

В течение учебного года

Открытые занятия (в том числе и в формате «онлайн») с целью обмена опытом в рамках социокультурного взаимодействия

По запросам администрации, родителей

В течение учебного года

Ознакомление родителей/законных представителей и педагогов с промежуточными и итоговыми результатами работы психолога с воспитанниками в сенсорной комнате психологической разгрузки.

По запросам, в течение учебного года

Изготовление коллажа из фотографий, выставка, показ фотографий в «интернет-галерее»

Завершающий этап работы с воспитанниками

Первичная встреча с родителями (ознакомительная)

Теоретическая часть:

В целях психологического сопровождения дошкольников программа «Foto-точка» расширяет границы восприятия ребёнка себя как личности, своего собственного видения. На фотографии ребёнок может посмотреть на себя глазами другого человека и самостоятельно прочувствовать то, что запечатлено в кадре.

Вместе с тем, это возможность в течение короткого времени придумать идею и получить результат. Возможность быстро приложить руку к искусству. Основной навык, который развивается – умение с помощью фотографии наблюдать за миром вокруг. Умение видеть свет, композицию, ракурс, сочетание цветов, а также, всматриваться в события и искать интересное в обыденном – все это добавляет красок привычной тусклой жизни.

Какие чувства вызывает фотография любимого человека у ребёнка, проходящего адаптацию в детском саду? Ему становится легче от ощущения «присутствия» родного человека, пусть даже и просто на фото. На опыте подмечено, что если в период адаптации ребёнок может видеть фото своих родителей, находясь в детском саду, то и адаптация у него проходит легче.

В более старшем возрасте, дошкольники с помощью фотографий могут изучать весь окружающий мир. Картинки, либо изображения из интернета не так сильно затрагивают чувства ребёнка как фото, сделанное им самим или знакомыми ему людьми. Ребёнок может рассказать о чувствах, которые у него или родных были в момент съёмки, он может подробно описать происходящее на фото.

Практическая часть:

1 задание. Оценить эмоцию человека по фото (Презентация)

2 задание. Отметить детали на фото (Презентация)

3 задание. Цвет на фото. Сделать фото, на котором будет преобладать какой-то 1 цвет. Рассказать о цветотерапии (Презентация)

4 задание. Сделать фото, на котором будет видно количество объектов

5 задание. Сделать фото разных эмоциональных состояний

6 задание Д.З. Сделать фото негативного момента

7 задание Д.З. Сделать фото счастливого момента жизни

8 задание. Сделать фото совместно с ребёнком, спросить у него о цели его фотографии, обсудить чувства

9 задание. Сделать совместное фото с группой.

Игра «Угадай место»

Игра «Опиши чувства по фото»

Предложить родителям поучаствовать в реализации проекта «Foto-точка»

Тематический план (примерный)

Сентябрь

  1. Вот какой я бываю
  2. Любимая игрушка
  3. Признаки осени
  4. Волшебный лес

Октябрь

  1. Мой город
  2. Мои обязанности дома
  3. Мои родители
  4. Я и мои друзья

Ноябрь

  1. Любимое животное
  2. Любимое занятие
  3. Любимое блюдо
  4. Любимая цифра

Декабрь

  1. Любимое место в доме
  2. Радость
  3. Признаки зимы
  4. Новый год

Январь

  1. Мои новогодние каникулы
  2. Мое увлечение
  3. Зимующие птицы
  4. Ой, мороз, мороз!...

Февраль

  1. Цветы в моей квартире
  2. Мой рисунок
  3. Зимние забавы
  4. 23 февраля

Март

  1. Моя мама
  2. Мои друзья в детском саду
  3. Любимые воспитатели
  4. Любимый цвет

Апрель

  1. Что интересного я увидел(а)
  2. Рассвет
  3. Закат
  4. Признаки весны

Май

  1. Майские выходные
  2. 9 мая
  3. Растение, которое растет в мае
  4. Коллаж по итогам года