Консультация для родителей "Развитие восприятия собственного имени у детей с РАС"
консультация по коррекционной педагогике

Кочеткова Татьяна Викторовна

Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, предлагаю вашему вниманию консультацию на тему "Развитие восприятия собственного имени у детей с РАС". Это материал раскрывает причины того, почему дети с РАС не отзываются на свое имя и "игнорируют любые обращения к ним. А также содержит советы как правильно организовать процесс обучения у детей с РАС по восприятию собственного имени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okt._22_vospriyatie_imeni_u_rebenka_s_ras.docx434.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие восприятия собственного имени у детей с РАС»

      Аутичные дети не отличают звук собственного имени от незнакомого имени. Это один из первых симптомов задержки социального развития, в том числе, аутизма.

 Отсутствие реакции на свое имя затрудняет для взрослых взаимодействие с ребенком, а также препятствует его общению со сверстниками.

Итак, почему аутист не отзывается на имя и «игнорирует» любые обращения к нему? Причина в том, что он не слышит этих обращений, хотя обладает нормальным слухом. Данная ситуация связана с особенностями аутичного восприятия действительности. Мозг аутиста воспринимает абсолютно всю информацию, поступающую от органов чувств. Таким образом, если нейротипичный человек может абстрагироваться от части звуков (например, спокойно беседовать с кем-то в помещении, где играет радио, спокойно «отсекая» музыкальный фон от разговора), то сознание аутиста воспринимает и обрабатывает всё сразу – и музыку, и слова собеседника, и шум улицы из окна, не разделяя звуки на основные и фоновые. Поэтому, чтобы избежать сенсорной перегрузки от всех звуков, аутичный мозг просто отключает слуховой канал восприятия, сосредотачиваясь на других способах получения информации – например, визуальном или тактильном.

Большинство специалистов, уверены, что чем раньше у ребенка будет выявлен аутизм, тем больше у него шансов победить коммуникативные проблемы и наладить нормальное взаимодействие с окружающим миром.

Важно понимать, что обучение ребенка-аутиста воспринимать собственное имя - процесс не быстрый и будет состоять из нескольких этапов, а именно:

I. Реакция в изолированной среде, где отсутствуют различные отвлекающие факторы.

II. Реакция в структурированной среде, с постепенным добавлением отвлекающих факторов.

III. Реакция в неструктурированной среде, то есть в реальных ситуациях.

I. Реакция в изолированной среде

В первую очередь, необходимо научить ребенка откликаться на имя в среде, где его практически ничего не отвлекает. Для этого нужно выбрать место, где для ребенка нет ничего занимательного. Это может быть кухонный стол или комната, где нет игрушек, а также ничего не происходит.

1) Сядьте рядом с ребенком в изолированной среде. Заранее подготовьте «награду» для ребенка (игрушку, лакомство или объятия).

2) Подождите, пока ребенок отвернется и произнесите его имя. Если он посмотрит на Вас, то поощрите его запланированной наградой. Если ребенок не среагировал, то произнесите его имя громче, сопровождая его каким-нибудь дополнительным шумом, например, шуршанием бумаги или стуком по столу.

3) Продолжайте так делать, пока ребенок не посмотрит на Вас.

4) Наградите его. Каждый раз, когда награждаете ребенка, хвалите его: «Ты услышал свое имя, молодец!»

5) Продолжайте это делать и старайтесь, по возможности, ограничиваться его именем, прибегая к дополнительному шуму, только если он не отвечает. Продолжайте такие занятия до тех пор, пока ребенок не будет смотреть на Вас в ответ на свое имя примерно в 80% случаев в изолированной среде (с минимальным количеством отвлекающих факторов).

После этого можно будет перейти к следующему шагу. Помните, что эти занятия должны быть частыми, но короткими. Ребенку быстро надоест поворачиваться к Вам, так что старайтесь не переусердствовать.

II. Реакция в структурированной среде

Теперь, когда ребенок научился откликаться на имя, когда его ничто не отвлекает, важно постепенно добавлять отвлекающие факторы и наблюдать за тем, сохранится ли навык.

Сядьте рядом с ребенком там, где будут присутствовать отвлекающие факторы. Например, в комнате с игрушками или перед телевизором. Повторите то же занятие, что и на предыдущем шаге, когда Вы произносите его имя и награждаете ребенка за то, что он смотрит на Вас. Если он не реагирует, то произнесите его имя громче и наградите его, если он посмотрел на Вас. Если ребенок все еще не реагирует, то снова произнесите его имя громче и сделайте что-то, что может привлечь его внимание. В случае успеха, также наградите ребенка. Теперь, когда вокруг больше отвлекающих факторов, эта задача может стать для него сложнее.

Убедитесь, что между двумя попытками обучения Вы оставляете ребенка в покое, даете ему поиграть. Вам нужно, чтобы ребенок сосредоточился на чем-то еще, когда Вы позовете его по имени, иначе он просто продолжит смотреть на вас вместо того, чтобы тренироваться переключать внимание со своей игры на ваши слова.

Продолжайте это делать до тех пор, пока ребенок не будет смотреть на вас как минимум в 80% случаев. Переходить на следующий шаг можно только тогда, когда вам больше не приходится махать руками или шуметь, чтобы привлечь внимание ребенка. Он должен быть в состоянии реагировать только на свое имя.

III. Реакция в неструктурированной среде

После того, как ребенок научился реагировать на свое имя, когда он сидит рядом с Вами, необходимо перенести этот навык в условия повседневной жизни.

1) Подождите, пока ребенок не сосредоточится на чем-то, например, на любимой игрушке или разглядывании книжки.

2) Встаньте относительно близко к ребенку и произнесите его имя.

3) Сделайте паузу до тех пор, пока он не посмотрит на Вас. Если он это сделает, то похвалите и наградите его, как и на предыдущих шагах. Если ребенок не смотрит на Вас, измените громкость голоса и свое поведение, чтобы привлечь его внимание. Нужно, чтобы он постепенно начал реагировать на свое имя без дополнительных способов привлечения внимания. Помните о том, что даже дети без задержки речи не всегда откликаются, когда их зовут, так что не надо стремиться к совершенству.

4) По мере прогресса ребенка начинайте звать его по имени все с большего и большего расстояния. В конечном итоге, ребенок должен откликнуться, даже если вы позвали его из другой комнаты.

5) Продолжайте работать над этим навыком в разных местах и с разными людьми, которые будут звать ребенка по имени до тех пор, пока ребенок не будет откликаться на имя в большинстве случаев.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на восприятие собственного тела мл.гр.

Развивать знания детей о частях собственного тела....

Игры на восприятие собственного тела

Игры направленны на развитие знания ребёнком о частях собственного тела....

Игры на восприятие собственного тела

Игры направленные на развитие знания ребенка о частях собственного тела....

Картотека игр на восприятие собственного тела

Игры на восприятие собственного тела...

Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы

Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...

Игры на восприятие собственного тела

Игры которые можно предложить детям...

Игры на восприятие собственного тела

Игры на восприятие собственного тела...