Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Дикие животные наших лесов. Дифференциация звуков Л-ЛЬ"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Занятие для детей старшего подготовительного возраста по теме"Дикие животные наших лесов. Дифференциация звуков Л-Ль" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_sayt.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 67 Московского района Санкт-Петербурга




План - конспект занятия.

Тема: «Дикие животные наших лесов. Дифференциация звуков Л-ЛЬ»
                                                         

 Учитель-логопед  Ибрагимова Татьяна Николаевна




Санкт-Петербург.
2023 г.

План - конспект занятия

Тема: Обобщающее занятие по теме «Дикие животные наших лесов. Дифференциация звуков Л-ЛЬ,  буква Л»

Цель: - закрепление знаний по лексической теме «Дикие животные наших лесов»

- актуализация, активизация и обогащение словарного запаса по теме;

- развитие мелкой моторики;

- практическое употребление существительных в косвенных падежах;

- закрепление навыка словообразование;

- закрепление навыка ориентировки по клеточкам;

-  развитие зрительного внимания и памяти;

- совершенствование координации речи с движениями;

- автоматизация правильного произношения звуков Л и Ль;

- дифференциация согласных звуков Л-Ль по твердости и мягкости;

- развитие фонематического анализа и синтеза.

            Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять правильную артикуляцию звуков «Л, ЛЬ» словах, фразах;
  • Учить образовывать притяжательные прилагательные;
  • Учить составлять распространенное предложение,
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

  • Формирование правильной артикуляции звуков «Л, ЛЬ»;
  • Развитие речеслухового анализатора (фонетического анализа, синтеза, восприятия и представления);
  • Учить различать  звуки Л-Ль.
  • Закрепление графического образа букы Л
  • Развитие способности ориентировки в  пространстве;
  • Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств;
  •  Развитие речи,  памяти, мышления.

Воспитательные:

  • Воспитывать ответственность, самостоятельность, собранность;
  • Формировать коммуникативные навыки;
  • Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.

Оздоровительные:

  • Формировать правильное дыхание;
  • Развивать моторные функции;
  • Вырабатывать правильную осанку.
  • Предупреждать развития миопии.

Технологии: Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса - Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили,

ИКТ, Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Здоровье сберегающие технологии: логоритмика, НЛП: (психогимнастика), Биоэнергопластика, Фоноритмика.

Оборудование: предметные картинки по теме,  звуковые линейки, звуковые пеналы для составления схемы слова, раздаточный материал для индивидуальной работы,  графическое изображение букв, изограф, схема «Звук – буква»,  рабочие тетради детей, компьютер, проектор, магнитофон, кружки белой бумаги,  лица с эмоциями, карандаши.

Ход занятия

I

Организационный момент: дети заходят в группу, знакомство с гостями, проговаривание в кругу между кем стоит, назови соседа ласково, психогимнастика, девиз: «Все сумею, все смогу!»

Психологический якорь, Психогимнастика

II.

III

III.

IV.

V.

VI.

VII.

VIII.

IX.

X.

XI.

XII.

XIII.

1. Введение в тему занятия, Логопед загадывает загадки о диких животных. 

Кто на ветке шишку грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по веткам локо скачет?

Кто в дупле орехи прячет?

(белка)

У бедняжки нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.

( заяц)

Серый, зубастый по  полю рыщет,

Кого бы съесть бы, ищет.

(волк)

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(медведь)

Рыжая плутовка,

Хитрая, ловкая.

(лиса)

 

2.  Ребенку, ответившему на вопрос, дается конверт с разрезанными картинками животных. Одной детали не хватает.

Посадить детей за столы по очереди - (девочки, мальчики).

Л: Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

Почему этих животных называют дикими?

Л: Узнайте, картинка какого животного у вас в конверте?

Дети складывают картинки, называют животных и говорят, чего не хватает.

Игровой момент «Высвечивается недостающая деталь животного, закрытая еловой веткой. Ребенок должен правильно ответить на вопрос, назвать недостающую деталь?

Л: Что это? Чей? Чья? Чьё? Чьи?

При правильном ответе ветка исчезает, и ребенок видит недостающую деталь. Логопед дает ему часть картинки, и он прикладывает ее на место.

Л: Ребята, я хочу пригласить вас на прогулку в зимний лес. Что нам прежде всего надо сделать?

Л:- Вокруг себя оборотитесь, в одежду теплую облачитесь.

(при необходимости провести словарную работу по слову «облачаться» - одеваться).

 Л:- На чем мы поедем в лес?  (Изограф - автомобиль)

- Какими буквами обозначаются звуки л, ль, на письме?

- Чем отличается звук от буквы? (схема)

- Из каких букв собран наш автомобиль (повторение ранее пройденных букв).

Л:-  Вот мы и в лесу! Зимой в лесу красиво, много снега.  Деревья закутаны в снеговые шубы.

( высвечиваются проектором красивые зимние пейзажи).

Посмотрим, как живется животным в лесу зимой.

Чтобы пробраться вглубь леса, нам нужна дорожка (детям раздаются листы с заданием): «Нарисуй дорожку, как на образце»).

Закончили работу, убрали «дорожки» в конверты – раз, карандаши в стаканчик – два,

сели красиво – три.

Л: Вот мы и добрались вглубь леса. В лесу холодно. Давайте погреем ручки.

Игровое упражнение («Отхлопай ритм»)

Л:  Согрелись? Внимательно посмотрите вокруг. Кого вы увидели? 

Л: Звери такие тихие, грустные, не бегают, не играют с нами. Вчера была вьюга и у них потерялись детеныши. Поможем животным отыскать их деток?

Игра «Найди детеныша»

На столе разложены картинки с изображением детенышей диких животных. Дети берут картинку, называют детеныша и говорят, у кого этот детеныш, например:

- Это медвежонок. Медвежонок у медведицы».

(или продолжить играть на ПК)

 Л: Молодцы! Все верно справились, помогли найти детенышей. Теперь давайте вместе поиграем.

 Координация речи с движением

«Выпал беленький снежок»

Выпал беленький снежок,

Соберемся мы в кружок,

Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали.

Мы из снега ком слепили,

потом куклу смастерили,

Дети к вечеру устали,

Все в кроватке задремали.

Л: Пригласим зверей  к нам в гости?

Л: Где можно увидеть диких животных в городе?

Л: Правильно. Возвращаемся из леса в город. «Вокруг себя обернитесь и в город возвратитесь».

Вот мы и в зоопарке.  Здесь много разных животных. Всех их надо кормить разной пищей. Одни животные хищники, они питаются мясом. Другие животные - травоядные, они питаются растительной пищей.

Детям показывается расчерченная по клеточкам карточка с нарисованным угощением.

Л: Кто из животных питается шишками? Грибами? Рыбой? Кто любит морковку?  Представьте, что это зоопарк. Там, где нарисованы картинки, расположены клетки со зверями, которым на обед надо принести этот корм. Внимательно посмотрите и запомните, где расположены эти предметы, «угостите» зверей - нарисуйте картинки в соответствующих клеточках.

 Оценка выполненного задания.

Л: Дети, к нам пришло письмо из леса. Прочитаем его: «Дорогие ребята! Вы были у нас в гостях. Нам было с вами очень весело. Вы много знаете и очень добрые».

Подпись (схема слова)

Узнайте, кто написал письмо! Подобрать картинку к схеме слова ЛИСА

Разбор схемы слова:

Сколько звуков в слове?

Сколько гласных звуков? Назовите.

Сколько согласных? Назовите.

Что можно сказать про звук ЛЬ

 

  Итог занятия.

Вам понравилось занятие?

Кто был у нас в гостях?

У кого мы были в гостях?

О ком мы говорили?

 Кого угощали?

Кем мы любовались?

О ком можно заботиться?

Какие задания понравились?

Что было трудно?

Выберите, какое у вас сейчас настроение?

Нарисуй свое настроение.

А я попрошу гостей нарисовать, как им понравилась наше занятие.

Гости тоже нарисовали вам свои оценки. Встаньте, посмотрите.

Молодцы! Занятие окончено, можете идти отдыхать.

Дети стоят в кругу перед доской

- называют картинки по мере предъявления,

- выделяют звук Л, Ль при наличии,

- рассказывают, как работают губы, зубы, язык, показывают артикуляцию руками с элементами фоноритмики;

- обозначают место звука на звуковой линейке.

- обобщают: звук согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.

О диких животных

Эти животные живут в лесу,

Они сами добывают себе корм,

Сами заботятся о своих детенышах.

- Медведь без лапы,

- Лиса без хвоста,

- Заяц без ушей,

- Белка без мордочки,

- Волк без лапы

 

- Лисий хвост, беличья мордочка и т.д.

- Одеться потеплее.

- Мы поедем на автомобиле.

 - Звук слышим и произносим,

букву видим и пишем

(по схеме)

Показывают буквы

Дети по точкам прокладывают дорожку карандашами, как показано на образце, каждому индивидуальная дорожка.

Работа под музыку

 Пока играет музыка – выполняют задание.

Дети рассматривают на фланелеграфе картинки с изображением диких животных.

Д: Я вижу лису, зайца, медведя, волка, белку

Д: Поможем!

Подходят к фланелеграфу и вставляют картинку с изображением детеныша в карманчик на картинке с изображением взрослого животного.

Вышли на ковер.

Дети выполняют соответствующие движения.

Пригласим!

Д: В зоопарке.

Выполнение задания детьми на доске «цепочкой»

Согласный, звонкий, мягкий

.

Д: У нас в гостях были дикие животные .

- Мы были в лесу у диких животных.

- Мы говорили одиких животных.

- Мы угощали диких животных.

- Мы любовались дикими животными.

- Мы можем заботиться о диких животных.

(Наборное полотно – картинки по теме)

фоноритмика.

звуковые линейки

биоэнергопластика

ИКТ

Гимнастика для глаз

изограф

Координация речи с движением

 

Лица с эмоциями, круги из белой бумаги, карандаши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Наше настроение»

Учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности, развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи (радость, грусть, удивле...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"

В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

Конспект занятия с детьми старшей группы. "Дикие животные наших лесов"

Цель: Повторить и обобщить знания детей о жизни диких животных родного края...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Птицы – наши друзья»

Цель: Уточнить, расширить и систематизировать представление детей о характерных признаках, особенностях птиц. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц. Закрепить знания детей стихов, ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Леса и луга нашей Родины»

Формировать представления о многообразии растительного и животного мира родного края....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные наших лесов и их детеныши».

Программное содержание:1. Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов и их детенышей.    Формировать бережное отношение к природе и всему живому.2. Развитие логического ...