Опыт работы «Педагогические технологии, методы и приемы профилактики девиаций социального здоровья дошкольников с ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Блинова Ольга Александровна

методы и приемы профилактики девиаций и социального здоровья детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Тополек» г.Волгодонска

«Педагогические технологии, методы и приемы профилактики девиаций социального здоровья дошкольников с ОВЗ»  

   

                           Составил: воспитатель  высшей

                                                           квалификационной  категории

                                                               Блинова  Ольга Александровна

г. Волгодонск, 2023

 Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. Проблемы в поведении у таких детей становятся серьезным препятствием на пути в обучении. Поэтому с мая 2022 года в нашем учреждении  реализуется инновационный образовательный проект «Создание системы психолого-педагогической деятельности ДОО, направленной на профилактику девиаций социального здоровья детей с ОВЗ».  

     В ходе работы, мы осуществляем поиск методов, технологий, форм профилактики  признаков девиаций поведения дошкольников.

     Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, отсутствие возможности самореализоваться.

     Основные  проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими.  Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, мы определили пути решения:

1. Сформировать интерес ребенка к окружающим людям и желанию их понять.

2. Закрепить навыки общения, элементарных знаний о правилах поведения.

3. Выработать навыки адекватного поведения.

4. Обучить ребенка правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.

Для коррекции отклоняющегося поведения ребенка наиболее эффективной является игротерапия, так как игра-ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста.

При помощи игротерапии, можно корректировать агрессию и гиперактивность.

Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что, когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно  добиться куда больших результатов, чем на занятиях. Стимулировать детей к игре не приходится, они делают это с удовольствием.

     Самой доступной в игровой терапии и самой показательной считается игра в куклы. Наблюдая за игрой в дочки - матери, можно узнать об эмоциональном мире ребенка. " Мама " с " папой " дружно пьют чай и вместе ходят гулять - ситуация в семье благополучная; куклы устраивают драки, или ребенок отворачивает их от себя - малыша тревожит обстановка в доме. Нужно только внимательно наблюдать за процессом игры.  

     Одной из самых полезных игр считается игра с песком.  Гиперактивным детям чрезвычайно полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение. В своей работе мы применяем игры и упражнения.

Упражнение «Нарисуй эмоцию»

      Детям показываем пиктограмму с эмоциями и спрашиваем, какое настроение изображено, затем предлагаем подойти к песочнице и изобразить мимикой предложенную эмоцию, и нарисовать её на песке.

Не менее интересные и полезные игры «Песочные прятки», Игрушки-потеряшки, «Поварёнок».  В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Детям предлагается опустить руки в песок, и найти сказочный предмет, который от них спрятался в песке. Дети должны угадать из какой сказки спрятался предмет или герой. С интересом ребята играют в игру « Игрушки-потеряшки»

(Ищем игрушки в песке)

Где ж у нас игрушки:

Куклы да зверюшки?

Зайка с мишкой на полу,

Кукла новая в углу,

Яркий мячик под столом,

А матрешки под окном!

Мы еще не наигрались,

А игрушки разбежались!

     Для начала просим просто найти все игрушки в песке. Затем усложняем задачу. Просим определить по форме  и  найти мишку, куколку, лошадку, мячик и т.д. Если ребенок ошибается,  прячем игрушку обратно в песок, и он  попробует ещё раз. Еще одна полюбившаяся игра «Поварёнок»

(Учимся пользоваться формочками )

Ну-ка, повар, наш дружок,

Испеки нам пирожок!

Для мишки-топтыжки —

Медовые коврижки,

Для белочки-вертушки —

Сладкие ватрушки.

А для ребятишек —

Пончиков да пышек!

     Предлагаем  ребёнку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: овальные «пирожки», круглые «булочки», «рогалики» в виде полумесяца, «пышки» (лепим круглую «булочку»). Дети  угощают  своей «выпечкой» кукол, игрушечных зверушек. Для этой игры можно использовать формочки.

     С удовольствием наши воспитанники рисуют на песке геометрические фигуры и целые картины.

     В результате игр с  песком наблюдаются  положительные изменения: эмоции приобретают  глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции; появляется постоянная дружба со сверстниками; развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств; эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;  снижается уровень агрессии.

     Существует множество классификаций игр для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка.

     И вы их знаете и используете  в своей работе, потому что без игры просто невозможна наша работа.

     Рассмотрим,  какие игры наиболее эффективны для профилактики и коррекции девиантного поведения.

     В своей работе мы используем различные комплексы игр для разных категорий детей. Например:

Игры для агрессивных детей:

«Колотим воздух», «Сигналы гнева», «Танцуем – отдыхаем», «Клубочек», «Схвати предмет», «Тихий колокольчик», «Маленькие птички», «Комкаем - кидаем», «Повтори за мной», «Капсула крика», «Подушка для пинания» и многие другие. Они эффективно работают, помогая снять напряжение, выплеснуть гнев, снять у детей усталость и работают как эмоциональная разрядка.

Для детей застенчивых применяем раскрепощающие игры:  

Игра «Угадай эмоцию». Ребёнку показываем мимикой эмоцию, а он называет её и старается воспроизвести.

     Умение общаться, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития. Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека и отреагирует на него.

     Дидактическая игра «Лото настроений» - Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (пиктограмму).Предлагает отыскать в своем наборе животное или человека с такой же эмоцией.

      Игра «Живая иллюстрация» Для этой игры идеально подходят стихи  А.Барто. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции.

     Игра «Ласковые лапки». Предлагаем ребёнку оголить руку по локоть;  объясняем, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке - отгадать предмет.

     После физкультурных, музыкальных занятий, подвижных игр применяем комплексы психогимнастик, которые    помогают снятию психического напряжения и сохранению  эмоционального благополучия ребенка.

     Наряду с играми в работе по профилактике девиантного поведения особое место уделяем сказке, так как  они воздействуют  на детей на уровне эмоций, переживаний и чувств.

      Элементы сказкотерапии считаем эффективным методом работы с особыми детьми. Например, самые распространенные сказки:

1) Колобок - ушел из дома один, и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).

2) Волк и семеро козлят – учит, что нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче).

3)  Репка – учит, что всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького.

4) Маша и медведь – учит, что из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

     Благодаря сказкотерапии у детей развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, ребенок учится различать такие понятия, как «добро» и «зло», учится правильно оценивать поступки и свои, и окружающих.

     Помимо игр и корректирующих занятий ребенку с отклоняющимся поведением необходим твердый режим дня и правильное питание, контроль за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами.

Основным показателем успешности применяемых нами методов и приёмов являются отношения, которые складываются между детьми группы, в их общении и взаимодействии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Метод проектов как инновационная педагогическая технология»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации раб...

Опыт работы " Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Опыт работы  «Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО»Актуальность опыта.  Проблема р...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ" НА  МО ДОУ (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА)...

Опыт работы «Формы и методы работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма и создание отряда ЮИД «Светофорик»

Опыт работы «Формы и методы работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма и создание отряда ЮИД «Светофорик»...

ОПЫТ ОСВОЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

Далее в данной статье будут описаны применяемые мною в ходе коррекционных занятий с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, сенсорно – интегративные методы, приемы, используемое оборудование, примерные виды а...

Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...