ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по коррекционной педагогике

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми, имеющими нарушение зрения на тему "Профилактика зрительных нарушений у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_zritelnykh_narusheniy_1.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Все педагоги, работающие с детьми с нарушением зрения, преследуют одну и ту же цель - поддержание и укрепление здоровья воспитанников, а также профилактика различных нарушений, в том числе зрительных. Поэтому данные рекомендации подойдут для педагогов не только коррекционных, но и  общеобразовательных групп.

Рассмотрим основные правила профилактики зрительных нарушений

Достаточная освещенность помещений

- Дневной свет должен проникать в помещение беспрепятственно: окна должны содержаться в чистоте, т.к. немытые стекла поглощают 20% световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли и грязи, эта цифра достигает 50 %.

- Для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей используют светлые шторы. Если естественного освещения недостаточно используют смешанное (естественное плюс искусственное).

- На подоконниках не должно быть ветвистых растений, наглядных пособий и т.п.

- На рабочей зоне не должно быть теней.

Организация рабочего места. Говоря, о работе за столами, следует придерживаться некоторых важнейших правил (о которых педагоги иногда забывают).

  • Мебель должна быть подобрана по росту детей.
  • Важно следить за правильной посадкой детей за столом в течение всего занятия. 

  •  Оптимальное расстояние между глазами и объектом зрительной работы 30-35 см. Специальные подставки для книг, картинок, позволяют существенно ослабить нагрузку на зрение. Подбирать их надо так, чтобы расстояние между глазами и книгой было в пределах 30-40см, угол наклона – 15-20°.

Режим зрительных нагрузок

- Чередование работы глаз с их отдыхом (например, смена деятельности на двигательную или слуховую).

- Ограничение непрерывной зрительной работы (зависит от возраста и зрительного диагноза ребёнка).

- Создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания (освещение, статичные подставка или доска, расположение объекта рассматривания, расстояние от глаз и тд).

- Подбор объектов восприятия по размеру, цветности, сложности форм, их количества, по характеру зашумленности фона и т.д. (в зависимости от возраста и зрительного диагноза)

Соблюдение требований к подбору и предъявлению наглядного материала

  • Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету (в основном используются красный, оранжевый, жёлтый, зелёный цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета). В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией.
  • Материалы и пособия должны иметь матовую неотражающую поверхность, чёткое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира;
  • Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий);
  • Фон изображения не должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета (объекта) и его качеств;
  • В изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных заданий);
  • Материалы и пособия должны быть определённых размеров – более крупные для фронтальных демонстраций (не менее 15 см.), и строго дифференцированные для индивидуальных (соответствовать показателям зрительных возможностей ребёнка).
  • При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их по группам: в младшей – 2-3 объекта, в средней -3-4, в старшей и подготовительной – 5-6 объектов.

  • характерные признаки изображаемых предметов должны быть четко переданы;
  • должны иметь четко выделенные основные детали, части тела, соблюдая правильные пропорции;
  • соотноситься по величине и цвету с реальным предметом;
  • должны отсутствовать лишние детали.
  • выделение предмета из общего фона - контур;
  • контрастный фон;
  • усиление контура;
  • элементы, характеризующие объем: светотень и т.д.;
  • контрастный фон.
  • реалистичность (цвет, пропорции, поза);
  • белый/светлый фон;
  • наличие плоскости опоры.

Прямой и обратный контраст – выбор изображения будет зависеть от индивидуальных  особенностей зрительного восприятия учащихся. Большинство детей лучше воспринимают темные изображения на светлом фоне, но для кого-то обратный контраст является  более комфортным для восприятия.

Глаз лучше воспринимает заполненные фигуры по сравнению с контурными. Т.е. сначала знакомим детей с силуэтными изображениями, затем вводим контурные

  • четкость и контрастность изображения;
  • доступность для понимания;
  • выделение ближнего, среднего и дальнего планов;
  • отсутствие мелких и лишних деталей.
  • объектов для  восприятия не должно быть много, они должны хорошо выделяться по отдельности;
  • не должно быть бликов.

Существует множество сайтов для педагогических работников, на которых можно скачать презентации для дошкольников по различным темам.

Важно при скачивании, внимательно просмотреть весь иллюстративный материал, оформление самой презентации.

Сначала показываем изображение целиком

Потом рассматриваем мелкие детали и отдельные части

Сравниваем пропорции

Увеличение размера, более четкое выделение клетки

Загрязнение стекол приводит к:

  • Снижение работоспособности
  • Возникновение головной боли, чувство тяжести в затылке
  • Рассеянность
  • Чувство апатии
  • Глаза краснеют, слезятся
  • Возникает резь в глазах
  • Появляется размытое изображение или двоится в глазах

Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективно влияет на состояние органа зрения, в случае её регулярного проведения.

Цель гимнастики для глаз  состоит в том, чтобы включить в работу бездействующие глазные мышцы и ослабить напряжение тех, на которые приходится основная нагрузка.

-предупреждение утомления;

-укрепление глазных мышц;

- снятие напряжения;

- общее оздоровление зрительного аппарата.

1. Упражнения для глазодвигательных мышц

Эти упражнения тренируют глазодвигательные мышцы, улучшают кровоснабжение глаз, снимают напряжение. На их проведение отводятся 3 минуты.

2. Упражнения для снятия напряжения и утомления с глаз.

Эти упражнения должны быть обязательно включены в занятия, поскольку самая главная причина ухудшения зрения – это перенапряжение глаз. Выполнять их надо как можно чаще. Времени занимают не много (1–2 мин.).

3. Упражнения для тренировки аккомодации цилиарной мышцы по принципу близко – далеко .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые упражнения для профилактики зрительного утомления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

Комплекс игровых упражнений для снятия зрительного напряжения, общеукрепляющих упражнений для глаз у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Организация работы в семье по профилактике зрительных нарушений у детей дошкольного возраста»

Наше учреждение особенное :его посещают дети с нарушением зрения.  И наша заадча - вести просветительскую работу среди родителей по прифилактике и коррекции зрения детей....

«Организация работы в семье по профилактике зрительных нарушений у детей дошкольного возраста»

Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует учитывать некоторые рекомендации  по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в  воспитании и обучен...

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря з...

Статья. Лечение и профилактика зрительных нарушений у детей дошкольного возраста.

Информационная статья о лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работе в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения. Материал будет полезен родителям, воспитателям коррекцио...

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)....

Игровые упражнения для профилактики зрительного утомления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами ...