Картотека игр на обучение взаимодействию со взрослым, ребенка с РАС.
картотека по коррекционной педагогике

Халимова Зулайхо Зайдулоевна
  • Цель игр: обучить ребенка с расстройством аутистического спектра игровому взаимодействию со взрослым. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр на обучение взаимодействию

со взрослым, ребенка с РАС.

Цель игр: обучить ребенка с расстройством аутистического спектра игровому взаимодействию со взрослым.

Для достижения этой цели нужны игры, которые основаны на обмене целенаправленными действиям: я хожу – ты ходишь – я хожу. В рамках такой игры у ребенка не будет шансов уклониться от взаимодействия. Какие-то игры заинтересуют ребенка, а от каких-то он откажется. Нужно иметь в распоряжении как можно больше разнообразных интерактивных игр, чтобы подобрать те, которые заинтересуют ребёнка. Далее предстоит вовлечь ребенка в игру. Пусть сначала он будет играть более пассивную роль во взаимодействии. Можно также замотивировать его на участие в интерактивной игре, используя в качестве награды доступ к интересной ему деятельности (например, к игре с песком). Главное, чтобы в процессе игры он почувствовал удовольствие от игрового взаимодействия с другим человеком. Как только ребенок освоил правила игры, и у него появилось желание в нее играть, нужно передавать более активные роли в игре, а также переходить к освоению более сложных интерактивных игр.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/12/12/s_6396a63b82c87/php46eNaT_Natematika-doma_html_65c678f0c5053f44.jpg

  • Игры типа перебрасывание предмета друг другу.
  • Перекатывание друг другу машинки, мяча, обруча.
  • Перебрасывание друг другу мяча, воздушного шара, шелкового платочка, тарелки для метания, бумажного самолетика, маятника и т.д.
  • Отбивание воздушного шара друг другу (просто руками, ракетками).
  • Футбол - пасы ногами, хоккей – пасы клюшкой
  • Один сдувает ватку с рук, другой ловит, передувание ватки друг другу на столе.
  • Перекатывание мяча друг другу на одеяле.
  • Один сбрасывает игрушку с головы, другой ловит. Далее смена ролей.
  • Взрослый выдувает пузыри, ребенок ловит. Затем ребенок выдувает пузыри для взрослого (если ребенку трудно выдувать пузыри, то можно делать пузыри при помощи взмаха).

  • Взрослый создает условия для игры ребенка, а затем смена ролей – ребенок создает условия для игры взрослого.
  • Взрослый заряжает пистолет присосками, ребенок стреляет.
  • Взрослый ставит кегли, ребенок их сбивает мячом, маятником, присоской из пистолета и т.д.
  • Взрослый делает пасочки из песка или башенки из кубиков, ребенок их ломает. Затем смена ролей – ребенок строит, а взрослый ломает. Можно усложнить процесс ломания – например разрушать пасочки при помощи лейки или водяного пистолета, а башенки из пистолета с присосками.
  • Ребенок высыпает мячики из корзинки (или какие-то другие предметы), а взрослый собирает. Затем смена ролей.
  • Ребенок рисует на белой доске небольших размеров (магнитном планшете, специальной карточке и т.д.), взрослый стирает фломастер, и ребенок получает возможность снова рисовать.
  • Взрослый держит ручку вертушки, ребенок тянет за шнур и тем самым запускает вертушку в воздух.
  • Взрослый подает мячи, ребенок кидает их в корзину.
  • Взрослый держит обруч, ребенок пролезает в обруч. Взрослый стоит, широко расставив ноги, и загораживает дырку между ног платком, ребенок пролезает у взрослого между ног через платок.
  • Взрослый помогает ребенку вскарабкаться на лесенку, гору из подушек и т.д.
  • Взрослый держит фитбол, а ребенок скачет на нем как на батуте.
  • Побег из туалетной бумаги. Взрослый обматывает ребенка туалетной бумагой, ребенок освобождается, разорвав ее.
  • Карате-удар. Взрослый держит газету, ребенок должен пробить ее резким ударом, как в карате.
  • Взрослый держит полоску бумаги, ребенок разрезает ее ножницами.

  • Игры типа поймай или попади в партнера.
  • Догоню, догоню. Ребенок убегает, взрослый ловит, затем смена ролей.
  • Взрослый уклоняется, а ребенок старается попасть в него мячом. Затем смена ролей.
  • Взрослый касается ребенка бантиком на веревочке, ребенок ловит бантик (так играют с котятами).

Затем смена ролей.

  • Ребенок дотрагивается пальчиком до центра открытой ладони взрослого. Взрослый должен быстро захлопнуть ладонь и поймать пальчик ребенка, ребенок должен успеть убрать пальчик.
  • «Жмурки». Взрослый ловит ребенка с завязанными глазами, ребенок убегает, звоня в колокольчик.
  • Взрослый показывает из-за ширмы мишень на короткое время, ребенок должен попасть в нее (мячом, присоской и т.д.)
  • Взрослый перемещает солнечный зайчик, ребенок ловит, топая ногой по зайчику (или стреляя по нему из водяного пистолета, бросая в него мокрый песок и т.п.).
  • Стрельба друг в друга из водяных пистолетов.

  • Прятки.
  • Ребенок закрывает глаза, а взрослый делает вид, что не видит его и «ищет» в разных местах (где ребенка нет), а затем находит.
  • Ребенок прячется по-настоящему (т.е. так, чтобы его не было видно), а взрослый его ищет. Затем смена ролей.
  • Прятки предмета в ограниченном пространстве: песочнице, в коробке с гречкой, на кровати, в одной из нескольких коробок, в одежде и т.д. Один прячет, а другой ищет. Можно положить небольшой предмет в каком-то месте в комнате, так чтобы он был виден, но ребенок бы его не сразу нашел.

  • Игры типа действуй по сигналу.
  • «Греби, греби». Ребенок сидит на подушке, взрослый раскачивает из стороны в сторону, имитируя качание лодки на волнах, и говорит стих: «Греби, греби, греби, греби, неспешно вдоль реки. Но если там есть крокодил, немедленно кричи». Слово «кричи» - сигнал, по которому ребенок должен громко крикнуть.
  • «Действуй по сигналу». Когда взрослый хлопнет в ладоши, ребенок должен затопать ногами, когда ударит в барабан, то ребенок кружится, когда свистнет в свисток, ребенок прыгает. Возможны любые другие сигналы и ответные действия.
  • «Макароны». По сигналу взрослого «макароны» ребенок напрягается изо всех сил – изображает твердые макароны в пачке. По сигналу «кипяток» ребенок медленно опускается на пол – изображает, как макароны в кипятке опускаются на дно кастрюли. По сигналу «кетчуп» ребенок вскакивает с пола – изображает, как макароны кладут на тарелку и поливают кетчупом.
  • «Замри – отомри». Ребенок активно двигается – машет руками, танцует, прыгает и т.п. По хлопку и слову «замри», он должен замереть и не двигаться, по хлопку и слову «отомри» он должен опять начать активно двигаться. Аналогичная игра – «Море волнуется раз».
  • «Орел и мышонок». По полу рассыпаются мелкие предметы – семечки. Ребенок – это мышонок, он собирает семечки на поле – заготавливает припасы на зиму. По сигналу взрослого «орел» мышонок должен спрятаться – лечь и не двигаться. Взрослый играет орла, он летает над полем и ищет мышонка. Когда взрослый говорит «орел улетел», мышонок снова приступает к собиранию семечек. Если ребенку трудно лежать неподвижно, то чтобы спрятаться ему нужно забежать в обруч – «домик», где орел его не сможет съесть. В эту игру можно играть на улице, начертив на асфальте круг – «домик» мелом.

  • Игры типа угадай.
  • «Угадай, что в мешке». Для этой игры нужно несколько пар различных геометрических (иногда к сортеру прилагаются по две одинаковых фигуры). Взрослый кладет фигуру в мешок, ребенок на ощупь должен угадать какая это фигура и показать на одну из фигур, лежащих вне мешка.
  • «Угадай, кто приходил». По следу на песке ребенок должен угадать, что оставило этот след (фигура от сортера, животное из киндер-сюрприза, барельеф и т.д.).
  • «Кто песню спел»? По звукоподражанию (мяу-мяу, гав-гав и т.п.) ребенок должен угадать животное и показать на соответствующую картинку.
  • «Кто спрятался?» Карточку с изображением животного покрывают пластилином, так, чтобы остались видны какие-то незначительные детали изображения. Ребенок должен угадать, какое животное спряталось под пластилином (назвать его, показать на карточку или воспроизвести его звуки). Затем, чтобы проверить свою гипотезу, ребенок должен соскоблить пластилин стеком.
  • «Угадай, что звучит». Перед ребенком выкладывают несколько музыкальных инструментов (например, барабан, колокольчик, свисток и погремушку), ребенок знакомится со звучанием этих инструментов. Затем ребенок отворачивается, а взрослый издает звук одним из инструментов. Ребенок должен угадать, какой инструмент играл.
  • «Угадай, чего не стало». Перед ребенком выставляют несколько игрушек, затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает одну или две игрушки. Затем ребенок должен угадать, чего не стало.

https://img.thrfun.com/img/077/144/nanny_and_child_x1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместные физкультурные занятия "Взрослый-ребенок"

Использование современных технологий при взаимодействии с семьей...

Консультация для педагогов "Формы общения "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок"", от рождения до 7 лет

Развитие форм общения "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок" от рождения до 7 лет (по М.И. Лисиной)Подробнее: http://bookap.info/genpsy/lisina_formirovanie_lichnosti_rebenka_v_obshchenii/gl12....

«Речевой этикет и правила общения. Пример взрослого ребенку»

Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов....

Статья "Развитие потребностей в общении со взрослыми ребенка раннего возраста"

Статья посвящена вопросу развития потребности ребёнка раннего возраста в общении со взрослыми....

30.11.2022 Семинар "Эстетическое развитие ребенка раннего возраста: возможности развивающего обучения со взрослыми", подготовленный проектной командой МРЦ детского сада №72.

На образовательное мероприятие были приглашены педагоги групп раннего и младшего дошкольного возраста МСО г. Ярославля. Семинар предполагал не только теоретическую часть, но интерактив по обсуждению в...

КАРТОТЕКА. НЕЙРОГИМНАСТИКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ

КАРТОТЕКА. НЕЙРОГИМНАСТИКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ...