Нейропсихологические игры и кинезиологические упражнения для развития речи и оздоровления дошкольников с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Резаева Ольга Александровна

Нейропсихология – междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки (отрасли медицины), которая как раз и нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейропсихологические игры и кинезиологические упражнения для развития речи и оздоровления дошкольников с ОВЗ

Учитель-логопед

Резаева Ольга Александровна

В настоящее время наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Состояние здоровья таких детей предусматривает создание для них специальных условий развития и обучения. Выбор методов и построение работы при этом предполагает индивидуализацию коррекционно-развивающего процесса, в ходе которого учитываются структура дефекта и образовательные потребности ребёнка.

        На данном временном этапе среди детей дошкольного возраста с ОВЗ самую многочисленную группу составляют дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР) разных уровней. Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры  слов, фонематического слуха и восприятия,  понимание обращенной речи также не достаточно. Как показывает практика, неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических  процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; при относительной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь.

Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. В основе этих специфических особенностей лежит недостаточное взаимодействие между правым и левым полушариями головного мозга, недостаточная интеграция в их работе, каждое из которых познает окружающий мир по-своему. Несмотря на то, что правое и левое полушария имеют одинаковое морфологическое строение, они выполняют разные функции. Так, левое полушарие головного мозга отвечает за логическую и аналитическую обработку информации, контролирует процессы восприятия вербальной информации с помощью устной речи, письма и текста. В правом полушарии головного мозга формируются пространственно-временные представления. Оно отвечает за обработку невербальной информации, которая предстает в виде знаков, образов, схем, символов, жестов, цветов, звуков. Правое полушарие, одновременно обрабатывая множество блоков информации, обеспечивает ее восприятие как единого целого. Распределение активности между полушариями постоянно чередуется. На схемах видно, что каждый участок мозга отвечает за какую-то определённую функцию. F:\нейроигры\локализация-псих.функций.jpg

 Но максимальная эффективность работы мозга достигается в момент одновременной интегрированной обработки поступающей информации от обоих полушарий. Отсутствие взаимной связи или снижение интеграции в работе полушарий головного мозга ребёнка негативно влияет на психоречевую деятельность. F:\нейроигры\img-cqHlii.jpg

И ещё хочется добавить, что весь головной мозг, оба полушария отвечают за речь в целом: за устную, письменную, внутреннюю. Это видно из схемы:

F:\нейроигры\img5.jpg

Поэтому важно своевременно начать работу по развитию межполушарного взаимодействия у детей с ОНР, обеспечить достаточный уровень активности и наличие интеграции в работе левого и правого полушарий головного мозга.

Нейропсихология – междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки (отрасли медицины), которая как раз и нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Другими словами, нейропсихология изучает, какие участки и процессы в мозге отвечают за высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление, речь, а также как происходит получение и обработка информации, поученной мозгом из окружающего мира. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающим. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.

Нейропсихологи доказали, что единство мозга складывается из согласованной деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Благодаря межполушарным взаимодействиям осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных нейропсихологических игр. Нейропсихологические игры относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами нарушений. Данный подход предполагает коррекцию психических процессов ребёнка через движение.  Это различные телесно-ориентированные упражнения,  специальные игровые комплексы,  которые позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры, и, таким образом, без использования медикаментов воздействовать на дисфункции головного мозга. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Простыми словами, при выполнении нейропсихологических игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы, обеспечивающие стимулирование таких мозговых зон, которые связаны с мышлением, речью, вниманием, памятью и другими психическими процессами. 

Нейропсихологические технологии состоят из следующих игр и упражнений:

  1. Кинезиологические упражнения.
  2. Глазодвигательные упражнения.
  3. Нейроигры с мячом.
  4. Нейроигры с карточками.
  5. Дыхательные упражнения.
  6. Растяжки.
  7. Функциональные упражнения.
  8. Релаксационные упражнения.
  9. Когнитивные упражнения.
  10. Компьютерные игры.
  11. Нейроигры с балансировочной доской.

Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их речью и определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребенка.

В результате у детей  повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу, чувствую). Благодаря нейропсихологических игр ребенок учится чувствовать пространство, свое тело; у него развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение); постепенно формируется правильное взаимодействие ног и рук; развивается слуховое и зрительное внимание; ребенок учится последовательно выполнять действия. И результатом это становится то, что «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Неоспоримые достоинства использования нейропсихологических игр  в работе с дошкольниками с ТНР состоит в том, что:

- нейропсихологические игры способствуют преодолению имеющихся у детей нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих, недостаточности ВПФ;

- нейропсихологические игры способствуют совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела.

- нейропсихологические игры являются хорошей профилактикой нарушений письма и чтения для будущего школьника;

- включение нейропсихологических методик не исключает традиционные подходы к коррекции речевых нарушений, а только дополняет их, способствуя эффективному формированию грамматического строя речи и успешному преодолению ТНР;

- нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе.

Для наибольшей эффективности занятий были разработаны определённые принципы коррекционной работы с применением нейроигр.

1. Принцип «от простого к сложному» (на начальных этапах работы ребенку предлагают самые простые упражнения без речевого сопровождения, если это вызывает трудности у ребенка.

2. Целесообразно применять нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов.

3. Нейроигры ни в коем случае не заменяют процесс стандартного обучения (они используются параллельно с задачами обучения).

Можно выделить основные условия эффективности применения в коррекционной работе нейропсихологических технологий:

- Педагог должен свободно владеть упражнениями.

- Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе.

- Периодичность - ежедневно, без пропусков.

- Время занятий – утро, день.

- Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах.

- Продолжительность занятий от 10- 15 минут.

- Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

- Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

- Внутри комплексов упражнения можно менять местами.

- От детей требуется точное выполнение упражнений.

- Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

- Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Но мы не нейропсихологи, мы можем взять только малую часть того, чем занимаются нейропсихологи. И это нейропсихологические игры и кинезиологические упражнения. И если посмотреть на перечень игр и упражнений, то мы можем увидеть, что в своей работе мы также используем нейроигры.

Примеры некоторых нейропсихологических игр и упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе:

– Упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Это упражнение можно использовать для автоматизации звуков в слогах.

Инструкция: соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог РА (или цепочку слогов РА-РО-РУ-РЫ)

– «Ухо-нос» — одновременно правая рука ребёнка дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуются обе руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

– «Лезгинка» — ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки ребёнка. Одновременно меняется положение правой и левой руки — 6–8 раз.

– Письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);

– Раскрашивание двумя руками (подбор в соответствии с лексической темой занятия);

– Письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв.

– игра «Зайчики». Цель игры:развитие фонематического слуха, памяти, внимания, ловкости, формирование навыков практической ориентировки на своем теле, снятие психологической нагрузки, положительное отношение к занятиям. Ход игры: исходное положение — стоя. Учитель-логопед предлагает детям дотронуться до правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки»), если они услышат заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо.Нейропсихологическая игра 'Попробуй, повтори'

– игра «Старый друг». Цель игры: развитие межполушарных связей, фонематического слуха, внимания, памяти, мышления, ловкости, закрепление понятия частей тела, «чувства тела», закрепление дифференциации звуков. Ход игры: в начале игры учитель-логопед предлагает детям обнять себя, положив одну руку на плечо, а другую на бок. Дети встретили старого друга и крепко обняли. После того, как все участники игры усвоили данную позу, учитель-логопед предлагает попеременно менять положение (правое плечо-левый бок, левое плечо-правый бок). На первых этапах задание выполняется медленно. Далее следует инструкция — звуковая дорожка: необходимо менять положение, проговаривая заданные учителем-логопедом звуковые дорожки. Например, Маша встретила зайца, и он здоровается ТА_ТА_КА. Никита встретил волка, и он здоровается ТО_ТО_КО.

Нейропсихологическая игра «Попробуй, повтори»

 Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение.   Трудность заключается не в том, что движения требуют определенных физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту. В колоде есть карты с изображением движений, воспроизвести которые невозможно. В этом случае, необходимо поднять руки вверх. Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Резаева Ольга Александровна учитель-логопед МАДОУ детский сад №10 «Чебурашка» « Нейропсихологические игры для развития речи и оздоровления дошкольников с ОВЗ»

Слайд 2

В настоящее время наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Состояние здоровья таких детей предусматривает создание для них специальных условий развития и обучения. Выбор методов и построение работы при этом предполагает индивидуализацию коррекционно-развивающего процесса, в ходе которого учитываются структура дефекта и образовательные потребности ребёнка.

Слайд 3

Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия, понимание обращенной речи также не достаточно.

Слайд 4

Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. В основе этих специфических особенностей лежит недостаточное взаимодействие между правым и левым полушариями головного мозга, недостаточная интеграция в их работе, каждое из которых познает окружающий мир по-своему

Слайд 7

Нейропсихология – междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки (отрасли медицины), которая как раз и нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Другими словами, нейропсихология изучает, какие участки и процессы в мозге отвечают за высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление, речь, а также как происходит получение и обработка информации, поученной мозгом из окружающего мира. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающим .

Слайд 8

Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных нейропсихологических игр. Нейропсихологические игры относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами нарушений. Данный подход предполагает коррекцию психических процессов ребёнка через движение. Это различные телесно-ориентированные упражнения, специальные игровые комплексы, которые позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры, и, таким образом, без использования медикаментов воздействовать на дисфункции головного мозга.

Слайд 9

Нейропсихологические технологии состоят из следующих игр и упражнений : Кинезиологические упражнения. Глазодвигательные упражнения. Нейроигры с мячом. Нейроигры с карточками. Дыхательные упражнения. Растяжки. Функциональные упражнения. Релаксационные упражнения. Когнитивные упражнения. Компьютерные игры. Нейроигры с балансировочной доской.

Слайд 10

- Нейропсихологические игры способствуют преодолению имеющихся у детей нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих, недостаточности ВПФ; - Нейропсихологические игры способствуют совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции , освоению пространства вокруг собственного тела. - Нейропсихологические игры являются хорошей профилактикой нарушений письма и чтения для будущего школьника; - включение нейропсихологических методик не исключает традиционные подходы к коррекции речевых нарушений, а только дополняет их, способствуя эффективному формированию грамматического строя речи и успешному преодолению ТНР; - Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе.

Слайд 11

1. Принцип «от простого к сложному» (на начальных этапах работы ребенку предлагают самые простые упражнения без речевого сопровождения, если это вызывает трудности у ребенка. 2. Целесообразно применять нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов. 3. Нейроигры ни в коем случае не заменяют процесс стандартного обучения (они используются параллельно с задачами обучения).

Слайд 12

- Педагог должен свободно владеть упражнениями. - Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе. - Периодичность - ежедневно, без пропусков. - Время занятий – утро, день. - Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах. - Продолжительность занятий от 10- 15 минут. - Одно упражнение не должно занимать более 2 минут. - Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. - Внутри комплексов упражнения можно менять местами. - От детей требуется точное выполнение упражнений. - Упражнения проводятся стоя или сидя за столом. - Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения для развития речи детей 5-7 лет

Одна из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи детей. Речь – это не прирождённый дар. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ...

Кинезиологические упражнения для развития речи дошкольников

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только станов...

Тренинг для родителей «Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребенка дошкольного возраста»

информирование родителей о положительном влиянии методов и приемов кинезиологии на общее развитие ребенка, а в частности на развитие речи;-практическая демонстрация кинезиологических упражнений;-созда...

Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста

Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста...

Статья в сборник конференции "Роль кинезиологических упражнений в развитии речи старших дошкольников"

laquo;Роль кинезиологических упражнений в развитии речи старших дошкольников»...

Сборник кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста

Упражнения для развития речи детей дошкольного возраста, особенно полезно для детей -логопатов....

Родительское собрание в средней группе "Кинезиологические упражнения для развития речи" Мастер класс

Здравствуйте уважаемые родители. Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер — классаПоприветствуем друг друга.«Ладошки»...