Дидактические упражнения для развития дикции у детей
картотека по коррекционной педагогике

Лемтюгова Татьяна Ивановна

Дикция – это степень отчетливости произношения звуков, слогов и слов речи.

Неправильное произношение звуков или слабая техника речи требует дополнительной коррекционной работы. Чем раньше начать работу над проблемой, тем эффективнее будет дальнейший результат. Данные дидактические упражнения направлены на развитие дикции у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_na_razvitie_diktsii.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Чтение шёпотом и медленно:

«Да –да –да – из трубы бежит вода.

Ша –ша –ша – мама моет малыша

Ют –ют –ют – очень любим мы уют.

Аш –аш –аш – у Ирины карандаш.

Ща –ща –ща – мы несём домой леща».

  

  1.  Чтение громко и уверенно:

Гарь –парь –жарь

Дверь –зверь -червь

  1. «Назови слово». Ребенка просят назвать как можно больше слов, которые:

• начинаются на звук «А» («Т», «О», «Р», «К» и т.д.);

• заканчиваются на звук «П» («И», «О», «С», «Л» и т.д.);

• в середине которых есть звук «Л» («Н», «Э», «Г», «Б», «Ф» и т.д.).

  1. «Закончи слово». Взрослый называет первый слог и просит ребенка назвать все слова, которые он знает, начинающиеся с этого слога.  Например: «ру», «лу», «ба», «го», «ми», «ве», «те» и т.д.

  1. «Буквы вокруг меня». Ребенка просят назвать все предметы, которые окружают его, подбирая их так, чтобы название соответствовало определенным буквам алфавита. Например: Б - букет, В - ваза, Г - гардероб, Д - диван и т.д. Буквы в алфавитном порядке называются взрослым.

  1. Скороговорка на букву Ж:  «Испугались медвежонка ёж с ежихой и с ежонком, стриж с стрижихой и стрижонком».

  1. Скороговорка на букву Ч:
  • У четырех черепашек четыре черепашонка.
  • Четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

  1. Скороговорка на букву Ш:

  • На опушке в избушке живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

  • Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

  1. Скороговорка на букву Щ: «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».

  1. Смешные скороговорки:
  • Мышка залезла под крышку, чтобы под крышкой сгрызть крошку,

            Мышке, наверное, крышка – Мышка забыла про кошку!

  • Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей.
  • Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
  •  Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю». Отвечает ему попугай: «Попугай, попугай, попугай!»
  • Карасёнку раз карась подарил раскраску. И сказал Карась:«Раскрась, Карасёнок, сказку!» На раскраске Карасёнка – три весёлых поросёнка.

  1. Артикуляция звуков «Ш – Ж»:
  • Шар – жар, ваш – важный, шутка – жутко, ширь – жир, жить – шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

  1. Дети проговаривают скороговорку в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.

«Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Черепаха всех смешит

Потому что не спешит

А куда спешить тому,

Кто всегда в своем дому?»

«Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку,

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка».

  1. В данном случае взрослому человеку необходимо поочередно произносить набор следующих звуков:

1.  П, ПЬ, КЬ, Т, К, ТЬ.

2.  КО, ПУ, ТО, КУ, ТУ.

3.  РО, БУ, РУ, БО, ГО, ДУ, ГУ.

4.  БА-БА, БУ-БУ, БУПП.

5.  АИ, ЭО, ОИ, АУ, УИ.

6.  ЛРА, МФО, МФЕ, ЛРЮ, ЧРА, ДЛДА.

7.  ПТА, ПТКИ, ПТИ, ПТО, ПТКЫ, ПТУ, ПТКЭ.

8.  ЗДРИ, ЗДРЫ, ЗДРЭ, ЗДРО.

Воспроизведение вышеперечисленных звуков должно осуществляться быстро, но при этом с сохранением четкости звучания каждой буквы. Все буквы должны проговариваться на взрыве и звучать звонко. Данное занятие проводится ежедневно с продолжительностью от 10 до 15 мин.

  1. Занятие под названием «Повторение сложных слов» предусматривает методичное проговаривание следующей информации:

Монстр.

Сверхзвуковой.

Ответственность.

Бодрствовать.

Всклокочен.

Взбудоражить.

Сверхвстревоженный.

  1. Артикуляция согласных звуков «Х», «Г» и «К». Ребенок должен повторять за педагогом или логопедом следующие слова и фразы, в которых содержится наибольшее количество вышеуказанных согласных звуков:
  1. Качели качаются, а рядом едут газели на газу.
  2. Кость кушает кошка.
  3. В гости пришел гость из города.
  4. Кнут не может быть гнут.
  5. Клумба находится возле клуба.
  6. Кеша кашляет из-за того, что кашу ел холодную.
  7. Геша, Геннадий, Гена.
  8. Косой козел криво идет с козой.
  9. Краб красному крабу сделал грабли.
  10. Греб граблями главный краб гравий.

В процессе выполнения этого упражнения специалист должен следить, чтобы ребенок проговаривал все слова правильно, произносил звуки звонко и на взрыве. Средняя продолжительность занятия составляет 10-15 мин.

  1. Отработка согласных звуков «Ц» и «С».  Ребенок повторяет за воспитателем следующие слова и фразы:

  1. Цапля цапнула цепкую жабу.
  2. Сабля сверкнула светлым лезвием.
  3. Цок-цок синий каблучок.
  4. Целится в цель целеустремленный целитель.
  5. Цветет цветок цветами синими.
  6. Сель сошла в сельском селении.
  7. Свет светится в светлом саду светом сиреневым.
  8. Цирк царит в царстве смеха.
  9. Сырные палочки состоят из сыра.
  10. Целый день смеялся циркач.
  11. Цапля сохла, цапля чахла.

Средняя продолжительность выполнения данного упражнения составляет от 10 до 15 мин. Каждую фразу ребенок может проговаривать по несколько раз.

  1. Чтобы выполнить данное упражнение на улучшение дикции, ребенок должен медленно произносить сочетание следующих звуков:

  1. Тлз, кшто, кжду.
  2. Кшта, джр, кждо.
  3. Кшт, врж, кшту.
  4. Кштэ, мкртч, кст.
  5. Кждо, кпт, кжда.

Проведение этого занятия рекомендовано детям возрастом от 6 лет. Для учеников средней школы можно дополнительно сделать таблички с надписями указанного сочетания звуков, чтобы каждый ребенок не повторял буквы за педагогом, а проговаривал их путем чтения. Средняя продолжительность этого упражнения составляет 10 мин. с регулярным выполнением 1-2 раза в день.

18. Во время выполнения этого упражнения каждый ребенок повторяет за специалистом следующие фразы:

  1. К Кларе крадется Карл.
  2. Кому Костя кланяется.
  3. К горлу подкатил ком.
  4. К гастролям гремят барабаны.
  5. К Гале и к Кате приехали друзья.
  6. К Киеву подъезжает коричневый поезд.
  7. Москва маленькая для москвичей.
  8. В городе нет огорода.
  9. Отдаленное отделение обходить очень долго.
  10. Без шубы холодно зимой.
  11. Разжигать костер надо уметь.
  12. Отдушина одной души.
  13. К концу фильма Климентий красиво уснул.
  14. Восстановить вольную волю.
  15. Оттолкнуть от себя толкающихся.
  16. Ввязаться в великий спор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития дикции и артикуляции

Значимость развития дикции и артикуляции, а также подборка различных упражнения, которые можноиспользовать....

Консультация: «Упражнения для развития дикции»

1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»​Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.  2. Артику...

Упражнения для развития дикции, дыхания и певческих способностей

развитие дикции, дыхания, певческой деятельности...

50 ВЕСЕЛЫХ СКОРОГОВОРОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ 50 ВЕСЕЛЫХ СКОРОГОВОРОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ, изображение №1

1. К Чебурашке в чашкуШлепнулась букашка,Добрый ЧебурашкаВытащил букашку,Положил букашкуСохнуть на бумажку.Высохла букашка,Поднялась с бумажкиИ снова чебурахнуласьВ чашку к Чебурашке.2. Лунный свет го...

Консультация для родителей "Упражнения для развития дикции"

Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это ком...

Игры и упражнения на развитие дикции ребенка в домашних условиях.

Зачем нужно развивать дикцию ребенка? Он еще маленький, вот вырастет, и речь сама наладится. Так думают многие родители, не придавая значения даже таким ярким дефектам в речи малыша, как шепелявость, ...