Доклад для воспитателей "Коррекционная работа с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата".
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Новоковская Наталия Ивановна

Цель коррекционной работы - обеспечение коррекции недостатков в физическом и речевом развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) и оказание им помощи в освоении общеобразовательной программы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                        

ДОКЛАД

ТЕМА: КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Выполнила:

Новоковская Наталия Ивановна,

2022

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) - неоднородная группа, ведущим нарушением является задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций.

У наших детей, помимо двигательным нарушений, могут выявляться нарушения зрения, слуха, психических функции, а также различные нарушения речи (все мы знаем, что речь и движение неразрывно связаны между собой, эта взаимосвязь идёт из головного мозга). Практически у всех детей нарушена пространственная ориентация. У некоторых детей имеются расстройства эмоционально-волевой сферы (возбудимы, раздражительны, или наоборот, заторможены, вялые).

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это сложная патология развития, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы.

Цель коррекционной работы - обеспечение коррекции недостатков в физическом и речевом развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) и оказание им помощи в освоении общеобразовательной программы.

 Задачи коррекционной работы:

1. Выделять особые образовательные потребности детей с нарушением ОДА, обусловленные недостатками в их физическом развитии.

2.Осуществлять индивидуально-ориентированную (личностно-ориентированный) психолого-медико-педагогическую помощь детей с нарушением ОДА с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

3.Обеспечивать возможность освоения детьми с нарушением ОДА общеобразовательной программы и их интеграцию в образовательные учреждения.

4.Предупреждать возможные трудности в усвоении программы массовой школы, обусловленные недоразвитием физической и речевой системы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 5.Организовывать личностно-ориентированные формы взаимодействия специалистов и родителей, осуществляющих сопровождение ребенка с нарушением ОДА.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

Социальное развитие детей: развитие различных форм общения и взаимодействия ребенка со взрослым (стимуляция стремления продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт, включение ребенка в практическое сотрудничество); формирование навыков самообслуживания.

Познавательное развитие: формирование познавательной активности, мотивации к деятельности, интереса к окружающему миру; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия); формирование деятельности; развитие знаний об окружающем и понимания обращенной речи; формирование мышления и продуктивных видов деятельности.

Стимуляция речевого развития (собственной речевой активности). Учитываются этапы речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, простые фразы из 2-3 слов, неразвернутая (упрощенная) структурно нарушенная фраза, развернутая фраза). Активизируются любые доступные ребенку звуковые и речевые реакции. Формируются любые невербальные и вербальные средства общения (жестовые, мимические, голосовые, звукопроизносительные).

Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений: развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации; стимуляция общей двигательной активности.

Коррекция речедвигательных расстройств: уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционного аппарата (спастического пареза, гиперкинезов, атаксии); развитие дыхания, голоса, просодики и коррекция их нарушений.

Перечень коррекционных мероприятий

1. Изучение документации (заключение ПМПК и история развития детей)

2. Комплексное обследование детей

3.Заполнение индивидуальных карт развития детей (всеми специалистами)

4.Составление индивидуального образовательного маршрута психолого-педагогического сопровождения детей.

5.Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия с детьми.

6. Работа с родителями (консультирование, индивидуальные беседы, анкетирование)

7. Консультации, семинары для воспитателей и специалистов

8. Создаются специальные условия образования

1.Создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений физического и речевого развития, высших психических функций становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и т.д.)

2.Безбарьерная среда жизнедеятельности

4.Использование технических средств обучения, информационно-коммуникативных технологий

5.Коррекционная работа учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога

7.Организация взаимодействия специалистов и родителей в работе по преодолению недостатков у детей с нарушением ОДА.

В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа должна строиться дифференцированно.

В цикл коррекционных занятий обязательно включаются:

•         Логопедические занятия для детей с речевой патологией, с использованием компьютерных программ при самых тяжелых нарушениях (анартрия);

•         Индивидуальные и групповые занятия для коррекции нарушенных психических функций.

•         Соотношение методов на каждом этапе обучения и воспитания детей с НОДА определяется уровнем двигательного, познавательного, и речевого развития детей и задачами, стоящими перед педагогом. Используются наглядные, практические и словесные, двигательно-кинестетические методы.

•          Необходимо проводить групповые и индивидуальные коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала (расширение знаний и представлений об окружающем, формирование пространственных и временных представлений, развитие графических навыков).

Педагог выделяет тех детей, которые в силу имеющихся нарушений не могут усваивать программный материал, и объединяет их в отдельные группы для проведения коррекционных занятий. Особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности детей. Состав групп должен быть подвижным.

·        Учет потребностей обучающихся с НОДА предусматривает введение в штат специалистов школы учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников.

·        Установление тесного контакта и сотрудничества педагога с родителями является обязательным условием успешной адаптации ребенка с НОДА в образовательной организации.

Система комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом - специально организованное образовательное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, создающей благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики, психики, речи), образования и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим миром.

Работа с родителями. Для родителей и детей, которые по тем или иным причинам не могут посещать ДОУ, у нас был создан консультативный пункт, мы обслуживали детей на дому (патронаж), были организованы логопедические курсы по обучению родителей приемам коррекционно-развивающей работы, создан клуб «Мам «особых» детей», на заседаниях которого специалисты ДОУ, воспитатели отвечают на интересующие вопросы, дают рекомендации родителям, сами родители общаются между собой, делятся своим опытом воспитания своих детей. Таким образом, все вместе мы стараемся помочь родителям хоть как-то решить проблемы в воспитании и обучении их «особых» детей.

Традиционные и нетрадиционные формы, приёмы и методы работы с детьми, имеющими нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия;
  • элементы ТРИЗа, мнемотехника;
  • психогимнастика, тренинги, релаксация;
  • элементы ЛФК, фитбола, хатха-йоги, ритмопластики;
  • дыхательная гимнастика, фитотерапия, закаливание;
  • сказкотерапия, игротерапия;
  • песочная и гидротерапия;
  • арт-терапии (нетрадиционные методики рисования, тестопластика);
  • логоритмика, биоэнергопластика, фонопедические упражнения;
  • дыхательно-голосовая и мимическая гимнастика;
  • зрительно-двигательная гимнастика, рефлекс-запрещающие позиции, массаж (самомассаж);
  • компьютерные развивающие игры;
  • компьютерная программа «БОС - здоровье детям» («Учимся, играя»);
  • использование интернет-ресурсов на занятиях, мультимедийной установки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста с нарушением функций опорно- двигательного аппарата.

Подвижные игры, как средство физического воспитания и профилактика нарушения функций опорно-двигательного аппарата....

Педагогический проект по развитию мелкой моторики у дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Формы организации проведения занятийЦель и задачипроектаПояснительная записка Приемы, используемые на занятияхУсловия проведения занятий  Содержание занятий         ...

Развивающие игры (по развитию речи) для детей старшего дошкольного возраста с нарушением функций опорно - двигательного аппарата

При помощи данного  материала учить детей слушать и слышать звуки, развивать внимание...

проект: "Вода вокруг нас" для детей с нарушением функций опорно - двигательного аппарата

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению современные дети, особенногородские, имеют весьма ограниченные...

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Специальная педагогика и психология. Дети с нарудениями функций ОПДА. Коррекционное воспитание  и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.   ...

«Особенности работы педагога с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»

Данная статья направлена для педагога с особенностями работы с детьми с ОВЗ с нарушениями функций опорно - двигательного аппарата...