ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС» В.В. ВОСКОБОВИЧА В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
консультация по коррекционной педагогике

Оганнисян Ольга Владимировна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ

 ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС» В.В. ВОСКОБОВИЧА В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogannisyan_olga_vladimirovna.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оганнисян Ольга Владимировна, учитель-дефектолог

МБДОУ «Детский сад № 28», г. Усолье - Сибирское

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС» В.В. ВОСКОБОВИЧА В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В условиях дошкольного образовательного учреждения в начале года для всех специалистов на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речевого и личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка с задержкой психического развития.

Диагностическое обследование выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство его оптимизации. Диагностика позволяет специалисту решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка [2, с.3]. Правильный выбор способов, средств, методов коррекции выявленных трудностей в развитии ребенка позволит сделать работу по их устранению структурированной и наиболее эффективной.

Дошкольники с задержкой психического развития имеют проблемы в развитии всех компонентов когнитивной сферы (в т.ч. речевой компонент), различную степень моторного недоразвития, несформированность сенсорных функций, пространственных представлений. У них наблюдается снижение интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость, низкая работоспособность. Многие дети имеют коммуникативные нарушения, что приводит к трудностям в установлении контакта не только со сверстниками, но и со взрослыми. Они не готовы к общению и взаимодействию с окружением, замкнуты, не способны рассказать и показать все, что знают и умеют. Поэтому диагностическое обследование не должно приобретать формальный характер и сводиться к скучному опросу, неинтересной беседе (чаще всего сидя за столом).

Возможно ли диагностическое обследование в период адаптации? Как в кратчайшие сроки сформировать доверительные отношения с ребенком? Как уговорить ребенка ответить на поставленный вопрос?

Поиск ответов на данные вопросы обратил мое внимание на игровую технологию интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича и желание адаптировать некоторые диагностические пробы посредством применения развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес». Возможности использования данной среды неограниченны, так как она содержательно-насыщенная, трансформируемая, многофункциональная, вариативная [1, с.6].

Превратить классическую диагностику в увлекательную игру помогают необычные персонажи и сказочные сюжеты, в которые погружается ребенок [1, с.5]. При этом помощь персонажам в решении трудных вопросов (диагностических проб) формирует отзывчивость, желание помочь, уверенность в своих силах, ориентировку на положительный результат. Не акцентируя внимание на главной задаче этой «игры» выявление особенностей психофизического и речевого и моторного развития - появляется возможность определить актуальные и потенциальные возможности ребенка, определить наиболее эффективные формы коррекционной работы с ним.

Диагностика начинается с исследования общего развития ребенка. Попадая в Фиолетовый лес, малыш встречается и знакомится с мальчиком Гео. В процессе знакомства между ребенком и персонажем разворачивается диалог, в ходе которого удается узнать, знает ли малыш, сколько ему лет, как зовут его родителей, как он им помогает, знает ли свой домашний адрес, в какие игры он любит играть, какие любит сказки, есть ли у него друзья? Дети, погружаясь в сказочную атмосферу общения с необычным героем, зачастую рассказывают о себе все, не испытывая неловкости и замкнутости. При возникновении затруднений в ответах, принц Фиолетового леса всегда подбодрит, поддержит, избавив от тревоги, смущения. Подружившись за время беседы, малыш Гео приглашает ребенка отправиться с ним в сказочное путешествие. На этом этапе появляется возможность исследовать уровень умения, обследуемого ориентироваться во времени.

Увидев на своём пути волшебное дерево с синими листьями, Гео обращает внимание ребёнка на то, что кто-то напроказничал и просит ребенка помочь дереву вернуть листья, окрашенные в цвет, соответствующий времени года на улице или того времени года, которое нравится самому малышу. Проверить сформированность предметно – пространственных представлений помогает наличие в лесу необычных деревьев, озера и др. элементов, рядом с которыми прячутся необычные обитатели Фиолетового леса. Знакомство с радужными гномами позволяет проверить не только сформированность сенсорных эталонов и умение действовать по инструкции (красного гнома поставь между синим и желтым; Кохле прикрепи не синюю и не маленькую капельку; Геле подари не круглую и не квадратную коробку), но и выявить уровень понимания предложно-падежных конструкций, увидеть особенности мелкой и крупной моторики (способ захвата элементов, их прикрепление, сила нажима).

Сказочные сюжеты могут зависеть не только от фантазии специалиста, но и фантазии ребенка. Принц Гео предлагает найти волшебное дерево, в кроне которого часто любят играть в прятки герои Фиолетового леса. Так, например, при обследовании грамматического строя речи ребенок рассказывает Гео кого он видит на дереве, где они находятся (справа, слева и т.д.), кому надо помочь спуститься с дерева. Трудность возврата героев на полянку заключается в том, что для их освобождения необходимо выполнить различные условия (пробы), которые предъявляет волшебное дерево (например, угадай что звучит, воспроизведи ритм, отгадай по описанию, запомни слова (звуки), покажи правый глаз и левое ухо, повтори позу (слоговые ряды) и т.д.). Сказочный сюжет с волшебным деревом еще раз подтверждает, что вариативность, трансформируемость и полифункциональность развивающей среды «Фиолетовый лес» позволяет проверить разнообразные параметры обследования (моторная сфера, психофизические процессы, фонематический слух, понимание речи, лексический запас).

Разноцветные листочки с волшебного дерева помогают сказочным персонажам добраться до своих домиков. В этой пробе можно проверить насколько точно ребенок понимает инструкцию (например: «Лягушке собери не красные листики, а улитке-желтые»); сформирован ли механизм упреждающего синтеза (умение выстраивать ритмические ряды (1:1, 2:1), проверить сформированность когнитивных процессов (операция классификации по цвету, по размеру, обобщение (пример: «Все, кто умеет летать прикрепляй к этой дорожке»), звуковой анализ и синтез (инструкция: «Если в слове есть мягкий звук, то прикрепляй листик острым концом вверх, если в слове твердый звук – острым концом вниз») [2, с.4-8].

Закончить диагностическое исследование можно составлением небольшого рассказа о пережитых приключениях в Фиолетовом лесу, что дает возможность специалисту понять, насколько хорошо или плохо развита связная речь у обследуемого.

Диагностика может быть проведена не по всем областям. Специалист, ориентируясь на возможности ребенка, может проводить диагностические пробы только интересующих его параметров развития. И в этом случае могут добавляться волшебные персонажи, предлагающие ребенку помочь в выполнении того или иного задания.

Игровая технология «Сказочные лабиринты игры "В.В. Воскобовича, развивающая предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес» является прекрасным диагностическим инструментарием и позволяет повысить точность выявления особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития.

Литература

  1. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С., ВотиноваО.М. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»: методическое пособие. Санкт- Петербург, 2017. – 176 с.
  2. Романович О.А., Кольцова Е.П. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5 – 6 лет. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. – 111 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития".

Данный материал может пригодится для организации среды в группе для детей с задержкой психического развития....

Речевая карта для обследования детей с задержкой психического развития

Речевая карта разработана на основе "Речевой карты ребенка с общим недоразвитием речи от 4 лет до 7" Н.В. Нищевой...

Речевая карта для обследования детей с задержкой психического развития

Речевая карта разработана на основе "Речевой карты ребенка с общим недоразвитием речи от 4 лет до 7" Н.В. Нищевой...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича "Поможем Волшебнице Осени".

Цель: закрепление и расширение знаний детей об осени, с использованем развиваюей  предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича.Задачи:1.Обучающие: - закреп...

Конспект по речевому развитию с использованием развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича «Поможем волшебнице Осени» (старшая группа)

Данный конспект может быть полезен воспитателям старших групп . А использование развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В. Воскобовича сделает занятие интересным и ув...

Предметно – развивающая среда, как условие эффективного формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте.

Предметно – развивающая среда, как условие эффективного формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте.Создание условий дл...