Диагностика
презентация по коррекционной педагогике

Нищева Светлана Александровна
В настоящее время данные статистики свидетельствуют о неуклонном росте числа детей с нарушением здоровья. В связи с этим остро стоят вопросы организации медико-социальной помощи, создания условий для их психического развития и социальной адаптации. Своевременное выявление детей с нарушениями психического развития и предоставление им медико-психолого-педагогической помощи возможны в случае ранней диагностики и правильной организации процедуры обследования.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пакет материалов диагностики нарушений развития детей раннего возраста Выполнила: Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька» Нищева С.А.

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время данные статистики свидетельствуют о неуклонном росте числа детей с нарушением здоровья. В связи с этим остро стоят вопросы организации медико-социальной помощи, создания условий для их психического развития и социальной адаптации. Своевременное выявление детей с нарушениями психического развития и предоставление им медико-психолого-педагогической помощи возможны в случае ранней диагностики и правильной организации процедуры обследования.

Слайд 3

Анализ традиционных методик психолого-педагогического обследования детей раннего возраста позволил условно разделить их на три группы Первая группа – методики для комплексного изучения психического развития детей путем оценки психологических достижений. « Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни»/«Диагностика развития детей раннего возраста» (Э.Л. Фрухт , К.Л . Печора, Г.В. Пантюхина ); «Диагностика психологического возраста детей первых трех лет жизни. Методика «ЯСЛИ» (С.Б. Лазуренко); «Шкалы развития младенцев Н. Бейли ». Вторая группа – методики, направленные на изучение качества и степени сложности предметных действий и/или процессуальной игры. «Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст » (Л.Н. Галигузова , Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова) и « Методика обследования уровня сформированности предметных действий у детей » ( М.В. Браткова ). К третьей группе отнесена методика оценки умственного развития ребенка раннего возраста. «Ранняя диагностика умственного развития» (Е.А. Стребелева ).

Слайд 4

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК Первая группа методик «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни»/« Диагностика развития детей раннего возраста» (Э.Л. Фрухт , К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина ) является качественно-количественной методикой. Вторая группа методик Методики этой группы позволяют подробно исследовать и дать заключение об уровне сформированности предметных действий и/или процессуальной игры детей раннего возраста. «Диагностика психического развития ребенка Младенческий и ранний возраст. Третья группа методик «Ранняя диагностика умственного развития» (Е.А. Стребелева ). Это единственная российская методика, которая является надежным инструментом качественно-количественной оценки познавательного развития детей от двух до трех лет

Слайд 5

Методики ранней диагностики и психологопедагогической помощи детям раннего возраста « Ранняя диагностика умственного развития» Е.А. Стребелевой (1994), разработанная для выявления нарушений умственного развития у детей от 2 до 3 лет, методика изучения эмоциональной недостаточности ребенка младенческого и раннего возраста Е. Баенской и М.М. Либлинг (2001) позволяющая выявить группу риска в сфере эмоциональной недостаточности, методика обследования детей с нарушениями в сфере формирования движений О.Г. Приходько и Т.Ю. Моисеевой (2001), методика педагогического обследования слуха у детей первого года жизни Т.В. Пелымской и Н.Д. Шматко (2001 ), методика психолого-педагогической диагностики нарушений зрительного восприятия у детей И.И. Ильчиковой , М.Э. Вернадской, О.В. Парамей (2003), программа ранней логопедической диагностики Г.В. Чиркиной, Ю.А. Разенковой и др.

Слайд 6

МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ ( Стребелева Е.А .) Данная методика позволяет определить основные параметры познавательного развития ребенка: принятие задания (согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества выполнения), способы его решения (самостоятельное выполнение — выполнение с помощью взрослого, (если ребенок не может справиться сам) — выполнение задания после обучения), обучаемость во время диагностического обследования (виды помощи; прямой показ и действие вместе с ребенком; показ с помощью жестов; выполнение подражания с помощью речевой инструкции), отношение к результату своей деятельности (заинтересованность своей деятельностью и конечным результатом характерна для ребенка раннего возраста, безразличие к ним характерно для ребенка с нарушениями интеллекта).

Слайд 7

Задания для обследования детей раннего возраста Рассмотри некоторые из них.

Слайд 8

Лови шарик

Слайд 9

1балл - ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т.д.). 2балла - ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается практически. 3балла - ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный. 4балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик. Оценка результатов обследования :

Слайд 10

Спрячь шарик

Слайд 11

1балл - ребенок не понял задание, не стремится к цели; после обучения задания не понял. 2балла - ребенок не понял задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет. 3балла - ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет. 4балла - ребенок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате. Оценка результатов обследования :

Слайд 12

Разборка и складывание матрешки

Слайд 13

1балл - ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно: берет в рот, кидает, стучит, зажимает ее в руке и т.д. 2балла - ребенок выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого; самостоятельно задание не выполняет. 3балла - ребенок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая Инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку. 4балла - ребенок сразу принял и понял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате. Оценка результатов обследования :

Слайд 14

Разборка и складывание пирамидки

Слайд 15

1балл - ребенок действует неадекватно: даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т.п. 2балла - ребенок принял задание; при сборке не учитывает размеры колец. После обучения нанизывает все кольца, но размер колец по-прежнему не учитывает; не определена ведущая рука: нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен. 3балла - ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат. 4балла - ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колец; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате. Оценка результатов обследования :

Слайд 16

По результатам диагностики детей раннего возраста делят на четыре группы: Норма (IV группа) – 34-40 баллов; Группа риска (III группа) – 24–33 балла; Группа неблагополучного развития (II группа) – 13–23 балла; Группа глубокого недоразвития (I группа) – 10–12 баллов.

Слайд 17

Источники 1 . Браткова М.В. Ранний возраст: пути коррекционной помощи по формированию предметных действий. М.: Парадигма, 2015. 2 . Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии : Науч.-метод. пособие. СПб: Каро , 2016. 72 Ранний возраст ДВ 2/2020 3 . Лазуренко С.Б. Диагностика психологического возраста детей первых трех лет жизни. Методика «ЯСЛИ». М.: АдамантЪ , 2014. 4. Лазуренко С.Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте. Монография. М.: Логомаг , 2015. 5. Лехтман -Абрамович Р.Я. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем возрасте 4 .Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш . пед . учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная , Т.А. Добровольская и др.; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной . – 3-е изд., стер. –м.: Издательский центр «Академия», 2006. - 320 с. 2) Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Е. А. Стребелева , Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой . —2-е изд., перераб Р . и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...