"Влияние песочной терапии на эмоциональную сферу и познавательное развитие детей с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Лебедева Елена Михайловна

В коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ используются развные виды песочниц: интерактивная песочница, кинетический песок и световой стол "Палитра". Игры на песке являются эффективной помощью детям с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochn_terap.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

«ВЛИЯНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

    В нашем детском саду используются разные виды песочниц:

   1)Интерактивная песочница;

Интерактивный стол песочница создан с целью максимального раскрытия интеллектуально-творческого потенциала дошкольников. Интеграция технологических инноваций содействует повышению уровня восприятия материала и способствует удержанию интереса детей к занятиям. Занимательные игры с песком с использованием интерактивных устройств позволяют сделать любое занятие более познавательным и захватывающим. 

   2)Кинетический песок (Живой песок);

При игре с кинетическим песком реализуются следующие цели: 1) развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи; 2) развитие сосредоточенности, концентрации внимания; 3) формирование нестандартного творческого мышления. Игра с кинетическим песком, расслабляет, снимает стресс, активизирует мышление и запускает воображение.

    3)Более подробно хотела остановиться на световом столе «Палитра»

Сравнительно недавно многие специалисты стали использовать в работе с детьми интересное техническое средство – световой стол. В условиях «инклюзивного образования» каждый педагог, а особенно педагоги, работающие с детьми с ОВЗ ищут новые способы эффективного взаимодействия с ребёнком, одновременно подходящие и для детей с нормальным развитием и для «особенных» детей. Одним из таких способов является способ рисования песком на световом столе.

   Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, эмоции, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

  Световой стол также эффективен: для работы с детьми, имеющими недостатки развития (ЗПР). Песок позволяет таким детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей. Например, дети ЗПР быстро утомляются, когда сталкиваются с тяжелыми заданиями. А песок помогает дольше сохранять работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.

Возможно общение даже без слов, что особенно актуально для «неговорящих» детей с диагнозами алалия, задержка речевого развития.

Для агрессивных детей – это способ успокоиться, «заземлить» отрицательную энергию.

Для детей, страдающих гиперактивностью, рисование на песке – отличный способ расслабиться и включить самоконтроль, ведь при резких и хаотичных движениях невозможно создать запланированный рисунок.

Для детей с аутичным спектром очень комфортный вариант общения с педагогом, где нет прямого контакта глаза в глаза, и нет необходимости тактильного контакта, но в то же время ребёнок и педагог активно взаимодействуют.

Кстати, не только дети, но и работающие с ними взрослые увлекаются рисованием на песке и имеют возможность расслабиться, психологически разгрузиться, переключиться на новые виды деятельности и потренировать суставы рук и пальцев.

Можно выделить следующие цели, решаемые с помощью рисования песком на световом столе:

  • снятие эмоционального напряжения ребёнка;
  • формирование эмоциональной адекватности при контактах с окружающими;
  • коррекция внимания и поведения;
  • развитие двух полушарий ГМ, гармоничное развитие личности;
  • развитие психических процессов: памяти, внимания, творческого и пространственного мышления, воображения;
  • развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
  • развитие речи и подготовка руки к письму.

Дополнительно песочная терапия способствует:

  • обогащению словарного запаса;
  • развитию навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком;
  • совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями;
  • развитию фантазии и образного мышления;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Преимущества метода рисования песком перед другими формами арт-терапии:

  • Процесс прост и приятен.
  • Рисование песком дает возможность трансформации.
  • Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания.
  • Техника помогает развивать тонкую моторику.
  • Рисовать можно двумя руками симметрично.

 Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами:

  • Эмоциональные проблемы.
  • Проблемы поведения и развития детей.
  • Семейные и коммуникативные проблемы.

 Условия при работе с песком:

  • Согласие и желание ребенка.
  • Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
  • У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

 Правила поведения с песком на световом столе:

-нельзя намеренно выбрасывать песок из светового стола

-нельзя бросать песок в других детей или брать его в рот

-после игры с песком надо помыть ручки.

 Световой стол «Палитра»: существуют различные варианты световых столов. Как правило, световой стол выполнен из натурального дерева или ЛДСП разного размера, поверхность стола - небьющееся матово- белое оргстекло, под оргстекло «внутри» стола находится светодиодная подсветка (16 цветов или белая на выбор), прилагается пульт управления. Для повышенной устойчивости комплекса могут прилагаться телескопические ножки, которые можно регулировать по высоте в нескольких положениях.  На матовую столешницу засыпается специальный мелкий кварцевый песок.

    Чтобы избежать инфекционных и паразитарных заболеваний через песок лучше всего проводить его обработку под воздействием высоких температур. То есть, прокаливаем песок на поддонах в сухожаровых шкафах (180 градусов Цельсия, экспозиция 60 минут с момента достижения рекомендованной температуры, потом охлаждаем в течение 40–45 минут)». Менять песок в песочнице рекомендуется 1–2 раза в год.

Занятия проходят в кабинете педагога-психолога или в групповой комнате.

Занятия можно проводить в сопровождении музыки для релаксации по различным тематикам (море, лес, птицы и т.д.)

По данной теме я создала картотеку игр с песком. Картотека делится на игры с кинетическим песком (живой песок) и игры на световом столе (кварцевый песок). Сюда входят игры на адаптацию, развитие эмоциональной сферы, развитие познавательных процессов, развитие мелкой моторики, развитие сенсорного развития и т.д.

 Принципы игры на песке очень просты и незатейливы. Это создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно. Игры на песке очень интересны и разнообразны. Они являются обучающими, познавательными, проективными. Дети с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране песочных игр, где их, как обычно, ждут новые приключения и знакомства. А также проявляют творческую активность в сочинении сказок на песке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи.

            Описание инновационного проектаТема:  Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у  детей с нарушениями речи.Автор пр...

Тема: «Влияние песочной терапии на сверхвозбудимых и гиперактивных детей».

Тема: «Влияние песочной терапии на сверхвозбудимых и гиперактивных детей». Песок — это удивительный источник энергии. И материал, который может заворожить даже взрослого человека, не говоря уже о...

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Данная организованная образовательная деятельность по познавательному развитию.Целью занятия является развитие познавательной сферы через формирование конструктивных навыков....

Влияние песочной терапии на развитие речи детей дошкольного возраста

Влияние песочной терапии на развитие речи детей дошкольного возраста, это статья, которая позволит узнать о методе песочной терапии, как достуном приёме развития речи дошкольника. Методы развития ...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии

В ФГОС  ДО  указано, что «познавательное  развитие  предполагает развитие  интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных дейс...

«Арт-терапия как средство развития эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста».

Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности ребёнка  и сохранить совершенство и неповторимость каждого из ни...

Влияние песочной терапии на эмоциональную сферу и познавательное развитие детей с ОВЗ в условиях группы комбинированной направленности с детьми 5-7 лет.

Нарушения психофизического развития, свойственны многим детям с ограниченными возможностями здоровья приводят к возникновению ряда других отклонений вторичного характера. К таковым относятся и затрудн...