РАБОЧАЯПРОГРАММА адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с тяжелым нарушением речи
рабочая программа по коррекционной педагогике

Образовательная область: «Познавательное развитие » Вид деятельности: «Формирование элементарных математических представлений» Группа компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_tnr_4-5_let_2021.docx37.78 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

адаптированной основной общеобразовательной программы 

дошкольного образования для обучающихся

с тяжелым нарушением речи

муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения города Калининграда

центра развития ребенка – детского сада  № 7

Образовательная область: «Познавательное развитие »

Вид деятельности: «Формирование элементарных математических представлений»

Группа компенсирующей направленности

для детей  4-5 лет

Разработчик:

Учитель - дефектолог

МАДОУ ЦРР д/с № 7

Пучко С.В.

Рабочая программа рассмотрена

на заседании педагогического совета

" 28 "мая 2020 г.

г. Калининград

2020

Содержание

1

Пояснительная записка

2

Цель и задачи

3

Планируемые результаты

4

Учебно-тематическое планирование

5

Содержание раздела

6

Учебно-методическое обеспечение

7

Материально-техническое обеспечение

  1. Пояснительная записка

     Рабочая программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет с ТНР.

     Программа составлена в соответствии с:

- АООП ДО для обучающихся с ТРН МАДОУ ЦРР д/с № 7.

     Рабочая программа обеспечивает формирование элементарных математических представлений детей с ТНР.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

     Периодичность проведения занятий 1 раз неделю. Таким образом, программа рассчитана на 36 занятий.

  1. Цель и задачи.

Цель: Развитие познавательной деятельности через формирование элементарных математических представлений, с учетом особых образовательных потребностей детей с ТНР.

Задачи:

1.Развивать   элементарные представления о количестве и счете предметов.

2.Знакомить с общими пространственными и временными понятиями.

3.Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь).

4.Развивать личностные качества, необходимые для формирования элементарных учебных навыков.

5.Использовать альтернативные средства коммуникации.

3. Планируемые результаты.

- пересчитывать предметы в пределах 5;

- понимать смысл вопроса: «Сколько всего?»;

-уметь отсчитывать заданное количество предметов и уметь обозначать количество соответствующим числительным;  

-уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги с помощью взрослого: верх, низ и т.д. ;

-называть (или правильно показывать) цвет, форму и размер предметов;

- знать цифры от 1 до 5;

 -уметь с помощью педагога соотносить количество предметов с цифрой.

4. Учебно – тематическое планирование

Тема

Количество часов

Задачи

Счет предметов.

Повторение

1

Закреплять представления о количествах 1, 2, много. Мало, пустой, полный используя дискретные и непрерывные множества.

Собираем урожай овощей и фруктов.

2

Выделять1, 2 предмета по подражанию,

образцу. Соотносить с количеством пальцев.

Развивать умение воспринимать обращенную речь, понимать и принимать задание

Соотнесение двух групп предметов.

1

Учить соотносить 2 группы предметов, используя прием приложения и наложения.

Игры: Сосчитай яблоки и груши. Где больше? Где меньше?

Соотнесение двух групп предметов.

1

Учить обозначать результат словами - больше, меньше, столько же.

Развивать умение воспринимать обращенную речь, понимать и принимать задание.

Пересчет одинаковых предметов в пределах 2.

1

Учить считать в пределах 1,2, соотносить с количеством пальцев.

Пересчет одинаковых предметов в пределах 2.

1

Учить обозначать результат словами,

Использовать пересчет, как способ проверки.

Сколько всего ,как узнать?

-Надо сосчитать.

-Возьми столько же.

Счет разнородных предметов в пределах 3.

1

Учить считать однородные предметы. расположенные в ряд и предметы различные по назначению цвету, размеру.

Счет разнородных предметов в пределах 3.

1

Учить считать предметы в пределах 3.-Что привез нам грузовик?

-Кто в домике живет?

Сравнение дискретных и непрерывных множеств.

1

Учить обозначать результат словами-больше, меньше, столько же.

Сравнение дискретных и непрерывных множеств.

1

Определение количества условной меркой.

Сварим кашу для куклы

Сколько ложек крупы в тарелке?

Преобразование множеств.

1

Учить выбирать способ преобразования множеств, используя практические методы.

Напоим кукол чаем.

Стулья для мишек.

Преобразование множеств.

1

Осуществлять преобразование множеств,

изменяющее количество.

Решение задач.

1

Учить решать задачи практическим способом.

Сколько всего машинок?

Приехала еще одна машина.

Форма предмета круг.

1

Учить детей сравнивать предметы по размеру: большой – маленький, больше – меньше, одинаково. Учить детей составлять круг из частей.

Решение задач.

1

Продолжать учить решать задачи практическим способом.

Угостим зайчиков морковкой.

Сосчитай, сколько

морковок?

Зайчик съел одну морковку.

Решение задач.

1

Учить решать задачи на нахождение остатка.

Измерение непрерывных множеств.

1

Продолжать знакомить со способом измерения с помощью условной мерки.

Измерение непрерывных множеств.

1

Учить отмерять условной меркой заданное количество

Насыпь одну ложку сахара. Сколько стаканов воды в лейке?

Сколько ложек крупы в тарелке?

Счет элементов множества.

1

Упражнять в счете элементов множеств воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь(предметы), движений.

Сколько игрушек в волшебном ящике?

Научи Буратино считать.

Сколько раз топнул Мишка?

Счет в пределах 4

1

Упражнять в счете элементов множеств воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь(предметы), движений.

Выделение предметов из множества.

1

Учить выделять до 2 предметов из множества .

Делай , как я.

Принеси Зайчику угощение.

Посадил Дед репку.

Выделение предметов из множества.

1

Учить выделять до 3 предметов из множества по подражанию и образцу.

Сравнение двух групп предметов.

1

Учить сравнивать группы предметов.

Сколько шариков принес Незнайка?

На какой тарелке больше конфет?

У кого меньше карандашей?

Что надо сделать. чтобы стало поровну?

Геометрическая фигура квадрат. Понятия «далеко», «близко»

1

Квадрат. Учить детей составлять квадрат из частей. Закреплять понятия «далеко», «близко», («около», «рядом»).

Сравнение двух групп предметов.

1

Учить сравнивать  по количеству две группы предметов, находящихся на расстоянии на основе пересчета

Измерение непрерывных множеств.

1

Знакомить со способом измерения с помощью условной мерки.

Учить измерять жидкие и сыпучие тела.

Развивать умение понимать речевую инструкцию.

Сколько стаканов воды осталось в лейке?

Сколько ложек крупы осталось в тарелке?

Счет в прямом и обратном порядке.

1

Упражнять в счете от трех до одного.

Сосчитай ступеньки.

Построй  башню.

Геометрическая фигура треугольник

1

Треугольник. Учить детей составлять треугольники из частей.

Счет в прямом и обратном порядке.

1

Упражнять в счете от трех до одного.

Сосчитай ступеньки.

Построй  башню.

Образование числа 4. Знакомство с цифрой 4.

1

Образование числа 4, знакомство с цифрой 4. Учить детей выделять из множества по образцу и слову, соотносить с количеством пальцев, находить в окружающей обстановке.

Решение задач.

1

Продолжать учить решать задачи практическим способом.

Понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине».

1

Закреплять понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине». 

Выделение предметов из множеств.

1

Учить пересчитывать  предметы в пределах 3,

Выделять до 3 предметов по словесной инструкции.

Развивать наглядно-действенное мышление.

Игры: Угощение для кукол.

Сосчитай правильно.

Образование числа 5, знакомство с цифрой 5.

1

Порядковый счет до 5. Учить детей счету предметов на ощупь, счету в прямом и обратном порядке, счету от заданного числа до 5. Учить отвечать на вопросы: «Который по счету?», «На каком месте?». Закреплять счет и отсчет предметов.  Место числа 5 в числовом ряду.

Счет предметов.

1

Закрепить умение считать предметы в прямом о обратном порядке с опорой на наглядность..

Игры: Сосчитай игрушки.

Чудесный мешочек

Построй башню.

Итого

36

5. Содержание раздела

Раздел 1 «Количество и счет» Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не при- бегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»). Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика). На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Раздел 2 «Величина»: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).

Раздел 3 «Форма» Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

Раздел 4 «Ориентировка в пространстве» Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Раздел 5 «Ориентировка во времени» Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

  1. Учебно-методическое обеспечение

№п/ п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издательство, год издания

Кол-во экз.

1.

Е.А.Екжанова

Е.А.Стребелева

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание

М., Просвещение, 2005.

1

3.

Метлина Л.С.

Математика в детском саду: Пособие для воспитателя д/с.

.М., Просвещение, 1984.

1

4.

Морозова И.А., Пушкарева М.А.

Развитие элементарных математических  представлений. Конспекты занятий

работы с детьми

4-5 лет.

представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 5 – 6 (6 – 7) лет с ЗПР.

Мозаика – Синтез, 2007.

1

5.

Помораева И.А.

Формирование элементарных математических представлений удошкольников.

М., 2013.

1

6.

Шевченко С.Г.

Подготовка к  школе детей с задержкой психического развития

Изд. «Школьная Пресса», 2004.

1

7. Материально – техническое обеспечение

     Наборные полотна (с двумя полосками);

формочки для овощей, фруктов, геометрических фигур и др.;

штампы: цифры, геометрические фигуры, игрушечные удочки с магнитами; мелкие игрушки с магнитами (рыбки, шарики, лягушки и т. п.);

 величины;

пуговицы крупного размера (различных цветов); счетные полоски;

мелкий счетный материал: грибы, елки, различные овощи, фрукты, кубики, шарики;

сюжетные игрушки: мишки, ежи, белки, птички, кошки, собачки, лягушки и т. п.; наборы цифр от 1 до 9; плоские предметы и геометрические фигуры для раскладывания на наборном полотне и фланелеграфе (предметные изображения животных, фруктов, овощей, деревьев, цветов и др.);

наборы полосок, разных по длине;

наборы лент и полосок, разных по ширине;

объемные и плоскостные модели домов и елок разной величины;  карточки с изображением разных предметов (овощи, фрукты, животные, транспорт), геометрических фигур, от 1 до 5;

домино (детское) с изображением предметов и кружков;

наборы геометрических фигур; палочки различной величины;

муляжи овощей и фруктов натурального размера, выполненные из пластмассы и т. п.;  

пластмассовые корзины различной величины; обручи разного размера;

мячи разного размера и разного цвета(большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые);

 разной формы, коробки-вкладыши разных размеров;

бочки-вкладыши;

коробки и ящики с отверстиями геометрических форм и соответствующими вкладышами;

игрушки с крепящимися деталями, прищепки и основа для них (контур елки, круг — солнце, основа для туловища бабочки, корзинка и др.);

«Блоки с цилиндрами-вкладышами», «Цветные цилиндры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Аннотация к адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МКДОУ города Новосибирска «Детского сада №27 «Ро...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №10 "Аленушка"

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комб...

Рабочая программа старшей логопедической группы с учётом ФГОС ДО (составлена на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Рабочая программа для старшей логопедической группы (от 5 до 6 лет) разработана на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями реч...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная программа -это образовательная программа адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индив...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с тяжелыми нарушениями речи

Общие положенияОпределение и назначение Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речиСтруктура Адаптированной основной общео...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) МБДОУ № 1 «Звездочка» (далее –Программа) разработана ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Разработана в соотвентствии с ФОП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи....