Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-логопедической работе.
статья по коррекционной педагогике

Алябьева Дарья Евгеньевна

Использование здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы помогает более эффективно исправлять речевые нарушения детей, а также делать занятия более интересными и необычными. В данной статье описаны технологии, которые успешно реализуются на логопедических занятиях с детьми в нашем саду: "Су-джок" терапия, "пальчиковый бассейн", "ипликатор Кузнецова", логоритмика, кинезиологические упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-логопедической работе

        Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. В современной медицине его принято определять как такое состояние организма, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы, особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. По состоянию двигательной сферы они бывают и заторможены.

        Решению этих задач поможет использование здоровьесберегающих технологий. Включение данных мероприятий в коррекционно-логопедическую работу с детьми помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятия более интересными и необычными.

        В коррекционно-логопедической работе МДОУ Тисульский Д/С №5 используются разнообразные технологии: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, мимические упражнения.

        В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос.

В нашем детском саду успешно апробирован метод использования «Су-джок» терапии в сочетании с коррекционно-логопедической работой. Данная терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине

Использование су-джок массажеров «Чудо-валик», массажных  шариков в комплекте с металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком.

        Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражненими по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада, оптимизировать выполнение логопедических упражнений в домашних условиях.

        Использование тренажера «пальчиковый бассейн» - одно из эффективных средств решения коррекционных задач.  Обеспечивая положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность, игры с сыпучими веществами позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, стабилизируют состояние их нервной системы. Действительно, занимаясь с пальчиковым бассейном, дети с различными нарушениями в развитии всегда чувствуют себя комфортно, активно проявляют свои творческие возможности. Это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития. Проведение пальчиковой гимнастики в бассейне способствует развитию тактильного восприятия, активизации кинестетических ощущений нормализации тонуса пальцев рук, развитию их движений. Но этим не исчерпываются возможности использования тренажера: с ним в игровой форме можно решать разные коррекционные задачи, причем некоторые из них одновременно. Сама по себе возможность погрузить свои руки в емкость с фасолью, горохом, крупой, разноцветными шариками очень заманчива для ребенка, вызывает у него восторг. Такие действия не нуждаются в инструкции. Играя самостоятельно, выполняя несложные движения (перебирая, сжимая в кулачках, перетирая насыпанные предметы между ладошками, закапывая руки и др.), ребенок сосредотачивается на тактильных ощущениях, обеспечивает себе массаж, расслабляется и психически отдыхает. Такие простые упражнения, как раскопать ямку, закопать ее, спрятать руки, положить их на дно, "пройтись", "поскользить" ладошками (кулачками) па поверхности бассейна, выполняя движения в разных направлениях, "прошагать" по поверхности отдельно каждым пальцем, погружая их на разную глубину, пошевелить пальчиками или сжатыми кулачками внутри, «поиграть» по поверхности, как на пианино или на клавиатуре компьютера, имеют колоссальное значение для развития психики ребенка. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и пальчиковой моторики ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

        Использование технологии «ипликатор Кузнецова» при формировании фонетической и просодической стороны речи у детей с нарушениями речи.

        Речевые процессы являются сложнейшей системой сенсомоторных координаций, имеющих специфическую организацию. Из теоретических и экспериментальных исследований известно, что в организации наших движений, в частности артикуляции, значительное место занимают чувствительные возбуждения. Особое значение в организации речевого процесса имеет кожно-кинестетический и двигательный анализатор. Речевой процесс опирается на ряд совместно работающих зон мозговой коры, каждая из которых имеет своё специфическое значение для организации речевой деятельности в целом. Таким образом, речевая деятельность осуществляется по принципу объединения реагирующих центров и проводящих путей в единую функциональную систему. Движения пальцев рук действительно стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого будет ускорение развития речи ребёнка.

        Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер.  Речедвигательный анализатор регулирует и координирует всю речевую деятельность. В процессе развития ребёнка видно, что постепенное усложнение двигательных навыков способствует и усложнению артикуляции. У детей с речевой патологией из-за недостаточности развития двигательно-моторной сферы нарушается артикуляционный процесс и дифференцированные движения руки. Двигательная активность ребёнка является в большинстве случаев проявлением его эмоционального поведения. Положительное эмоциональное общение - первейшая необходимость, которая способствует жизнерадостности и речевой раскованности. Все вышеперечисленные моменты я учитываю при построении коррекционного процесса.

Принимая во внимание вышесказанное, процесс коррекции звукопроизношения, развитие статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, ипликатора Кузнецова (общеизвестное средство, представляющие собой игольчатые профилактические лечебные круглые формы с пластмассовыми иглами, закреплёнными на тканевой основе). Ипликатор Кузнецова усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение, в связи с чем, улучшается деятельность центральной нервной системы.

Также в нашем саду активно используется логоритмика для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.

-укрепляет костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, координацию движений, ловкость, выносливость, силу, фонематическое восприятие, чувство ритма;

- формирует двигательные умения и навыки, развивает переключаемость, координацию движений;

-развивает слуховое и зрительное внимание, память, воспитывает просодические компоненты речи.

    Логопедическая ритмика основана на сочетании слова, музыки и движения. В результате преодолевается речевое нарушение путём коррекции неречевых и речевых психических функций. Логоритмика является дополнением к коррекционным занятиям, она создаёт благоприятные условия для тренировки процессов торможения и возбуждения у детей, у которых нарушено равновесие деятельности нервной системы. Занятия менее насыщены речевым материалом и направлены на закрепление и обобщение полученных ранее знаний.

Внедрение кинезеологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия.

Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности. (Б.Г. Ананьев) Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.).  Они хорошо подходят для работы с детьми с нарушениями речи, так как решают ряд важнейших задач:

-развитие специализации полушарий головного мозга;

-синхронизация полушарий головного мозга;

-развитие мышления, памяти, внимания;

-развитие способности к произвольному контролю;

-снятие психоэмоционального напряжения;

Применительно к логопедической работе, этот вид упражнений мы используем для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности. 

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе".

В настоящее время  большое внимание стало уделяться здоровью человека, в частности детскому здоровью. Дошкольный возраст является решающим этапом формирования  фундамента физичес...

презентация опыта работы "применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедическом процессе"

Особенно важным становится применение з.с.т.  в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Контингент логопедических занятий составляют дети с различными психо...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной логопедической работе

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача оздоровительно...

Сохранение физического и психического здоровья детей с использованим здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми.

В своей работе использую здоровьесберегающие  технологии с  целью коррекции речи с сохранением физического  и  психического здоровья детей.Для сохранения и развития  физическо...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно - логопедической работе.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании являются неотъемлемой частью всего педагогоического процесса и одним из направлений в коррекционно - логопедической работе....

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной логопедической работе

Взаимодействие специалистов ДОУ по оздоровлению дошкольников. Традиционные и инновационные технологии....

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-логопедической деятельности»

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....