Тема: «Виды мышления детей с ЗПР»
презентация по коррекционной педагогике

Захарова Ольга Васильевна

Тема: «Виды мышления детей с ЗПР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_myshlenie.pptx314.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Виды мышления детей с ЗПР» Городское методическое объединение учителей- дефектологов МБДОУ «Детский сад №15» г. Алейска Подготовила : учитель-дефектолог О.В. Захарова

Слайд 2

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы. Мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности

Слайд 3

В.В. Давыдов, в зависимости от уровня и характера используемых средств, степени активности мыслящего субъекта, выделяет следующие виды мышления : При наглядно-действенном мышлении решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуаций наблюдаемого двигательного акта Функционирование наглядно-образного мышления связано с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате преобразующей деятельности Словесно-логическое мышление предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений

Слайд 4

Между наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим мышлением существует глубокая двухсторонняя связь. С одной стороны, опыт действия с предметами при решении практических задач подготавливает необходимую почву для возникновения словесно-логического мышления. С другой - развитие словесно-логического мышления изменяет характер предметных действий и создает возможность перехода от решения элементарных к решению сложных практических задач. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению зависит от степени сформированное более высоких типов ориентировочно-исследовательской деятельности . Этот переход осуществляется при изменении характера ориентировочно - исследовательской деятельности, на основании более высокого типа ориентировки в условиях задачи и активизации речевых задач в словесном плане

Слайд 5

Н.Н. Поддьяков , изучая формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления , выделил шесть этапов развития этого процесса: 1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане. 2. В процесс решения задачи уже включена речь, но она используется ребенком только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. 3. Задачи решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. 4. Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану, в основе которого лежит память и опыт. 5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами. 6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.

Слайд 6

Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. По мнению Л.Н. Блиновой , отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно: - в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности; - в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем эмпирических проб; - в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения; - в нарушении динамических сторон мыслительных процессов

Слайд 7

Особенности мышления детей с ЗПР

Слайд 8

Уровень развития наглядно-действенного мышления у этих детей в большинстве своем такой же, как и в норме; исключение составляют дети с выраженной задержкой психического развития. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться

Слайд 9

Анализ уровня развития наглядно-образного мышления , как более высокой его ступени, показывает неоднородные результаты. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается

Слайд 10

В развитии словесно-логического мышления показатели успешности резко падают. И все же среди этих детей есть такие, у которых уровень развития этого вида мышления соответствует норме. Большая же часть детей справляется с заданием на 50-60%. В большинстве случаев детям мешает бедность понятийного словаря и неумение устанавливать логическую связь или понять взаимоотношение предметов и явлений. На очень низком уровне развития находятся 20% детей. Словесно-логическое мышление у этих детей еще не развито, можно сказать, что оно только начинает свое развитие

Слайд 11

Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления . Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логического мышления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мыш...

Мастер-класс на тему: «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мыш...

Особенности, виды и свойства мышления детей дошкольного возраста

Мышление присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, воображении, внимании, речи, памяти.С помощью мышления дошкольники познают окружающий  мир во всем его многообразии, свойства...

Развитие творческого мышления детей в различных видах музыкальной деятельности.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей являетсясоздание условий, способствующих формированию их творческих способностей.Первым шагом к успешному развитию творческих способностей являет...

Виды мышления, ее свойства и особенности у детей дошкольного возраста.

Статья о том, как мышление помогает детям познавать окружающий мир, во всем его многообразии....