Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Валентина Николаевна Медведева

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-графической схеме.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие, фонематический слух, наглядно-образное мышление, зрительную и слуховую память, зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные: развивать умение слушать педагога и сверстников, развивать умение работать в группе; учить доброжелательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_k._tverdye_i_myagkie_soglasnye_zvuki.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-графической схеме.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие, фонематический слух, наглядно-образное мышление, зрительную и слуховую память, зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные: развивать умение слушать педагога и сверстников, развивать умение работать в группе; учить доброжелательности.

Оборудование: Демонстрационный материал. Картинки, на которых изображены корабль, танк, ком, самолет, мак; условно-графическая схема, разделенная на три части—синюю, красную, синюю.

Раздаточный материал. Счетные палочки, кассы букв, фишки красного и синего цветов.

Ход занятия.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей.

Организационный:

1. Игра «Отгадай загадку».

Цель: организация детей на занятии, активизация внимания детей.

По ходу отгадывания загадок дефектолог выставляет на панно соответствующие буквы.

- Какая буква похожа на качели, на трубку телефона, на натянутую сетку между стойками?

Дети дают ответы.

Основной:

2. Характеристика звуков в,м,н.

Цель: Закреплять правильное произношение звуков в,м,н.

3. Характеристика звука к.

Цель:  Закреплять правильное произношение звуков к, къ.

4. Характеристика буквы К.

Цель:  закрепление зрительного образа буквы к.

5. Игра «Повтори, не ошибись».

Цель:  развитие фонематического слуха.

6. Физкультминутка.

Цель: развитие общей моторики, умения выделять звук из слова.

7. Работа с условно-графической схемой слова.

Цель: Учить последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-графической схеме.

8. Звуко-буквенный анализ.

Цель: Учить последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-графической схеме.

9. Работа в тетрадях

Цель: развитие графо-моторных навыков

- Какой согласный повторяется во всех слогах?
Характеристика звука:

- При произнесении звука в верхние

зубы прижимаются к нижней губе.

- Найдите букву В в демонстрационной и индивидуальных кассах.

- На какие предметы похожа буква В

- Из каких элементов состоит буква В

- Нарисуйте в воздухе букву В, выложите ее из фасоли.

- Звук н гласный или согласный? Почему согласный? Какую преграду встречает воздух?

- Звук н звонкий или глухой? Как это проверить?  Твердый или мягкий? Фишкой какого цвета мы обозначаем согласные звуки? Как звучит мягкий звук н? Фишкой какого цвета мы будем обозначать звук нь?

- Звук м—согласный, потому что при его произнесении воздух встречает преграду. - Этот звук звонкий. Положите руку
на горлышко, и произнести звук м, вы почувствуете, как горлышко «дрожит».

 - Звук м твердый, мы будем обозначать его фишкой синего цвета.

- Звук м гласный или согласный? Почему?

- Звук м звонкий или глухой? Почему?

- Фишкой какого цвета мы обозначаем звук м? Звук м твердый или мягкий?


На панно картинки с изображением корабля и танка. Дефектолог предлагает детям назвать картинки и определить, какой звук стоит в начале слова
корабль и в конце слова танк.

-  Давайте дадим характеристику звукам к, къ (артикуляция (при произнесении звука—язык «горкой», условное обозначение, сходство и различие твердого и мягкого звуков).

Дефектолог загадывает детям загадку, одновременно демонстрируя соответствующие действия.

- Сигнальщик держит два флажка.

С флажками он как буква...

Попробуйте изобразить букву К.

  • Нарисуйте букву К в воздухе.
  • Выложите букву К из палочек.

Из скольких палочек состоит буква Ю

Дефектолог произносит цепочки слогов и предлагает детям повторить их: ма—на—ва—ка; ку—ну—му—вуит.д.

На полу нарисованы круги по количеству детей, в каждом кружке одна из букв синего или зеленого цвета (В, М, Я кия К).

- По сигналу, вы  должны занять какой-нибудь круг и придумать слово с твердым или мягким звуком (учитывая цвет буквы).

На панно картинки, на которых изображены корабль, танк, ком, самолет, мак, и условно-графическая схема, разделенная на три части—синюю, красную, синюю.

— Что нарисована на картинках?

—Какое слово подходит к схеме на доске? 

- Угадайте, какой звук я произнесу. (М).

- Положите перед собой букву М

 - Угадайте, какой звук я произнесу. (Звук а.)

- Положите справа от буквы М букву А.

- Прочитайте, что получилось.

- Угадайте, какой теперь звук я произнесу. (Звук к.)

- Положите справа от буквы А букву К.

- Прочитайте, что получилось.

- Что обозначает слово мак?

- Замените букву А буквой О. Прочитайте.

- Придумайте слова, имеющие общую часть мок.

- Поменяйте местами первую и последнюю буквы. Прочитайте.

- Что такое ком?

-  Напишите слово МАК (по точкам).

Один ребенок протяжно произносит звук в, а второй описывает артикуляцию этого звука.

Дети выполняют задания.

Один ребенок протяжно произносит звук в, а второй описывает артикуляцию этого звука.

Дети выполняют задания.

Один ребенок протяжно произносит звук в, а второй описывает артикуляцию этого звука.

Дети выполняют задания.

Дети дают ответы.

Ребенок встает боком к остальным детям и поднимает одну руку вперед вверх, а другую вперед вниз.

Дети выполняют задания.

Дети играют в игру.

Дети повторяют слоги.

Дети свободно бегают по групповой комнате.

Дают ответы.

Дети дают ответы.

Дети выполняют задания.

Дети работают в тетрадях.

Заключительный:

10. Подведение итогов занятия, обобщение материала.

Педагог задает детям вопросы.

- Какой звук мы сегодня изучали? Какой это звук? Придумайте слово со звуком К.

Дети дают ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе. Тема: «В зоопарке». Дифференциация звуков {С}, {Ш}. Буквы «С», «Ш».

Цели занятия.Образовательные:-         закрепить произношение и различение звуков {С}, {Ш};-         развивать фонематич...

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе. Тема: «В зоопарке». Дифференциация звуков {С}, {Ш}. Буквы «С», «Ш».

Цели занятия.Образовательные:-         закрепить произношение и различение звуков {С}, {Ш};-         развивать фонематич...

Конспект занятия в старшей группе "Закрепление знаний о буквах А,У,О и гласных звуках [а], [у], [о]"

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет). Задачи занятия:Систематизировать представления детей о том, чем звук отличается от буквы; закрепить представле...

Конспект занятия в старшей группе. ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Цели:учить слышать и выделять гласные первого ряда;развивать зрительное и слуховое внимание и память, тактильные ощущения;воспитывать бережное отношение друг к другу....

Занятие по художественно – эстетическому развитию.Лепка.Конспект занятия в старшей группе. Тема: "Фрукты и овощи".

Цель: закреплять приемы лепки сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание.Задачи:1)Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характер особенности...

Конспект занятия в старшей группе. Тема «Звук и буква И».

Коррекционно-образовательные задачи: Учить выделять звук и в словах, определять место зву­ка в слове; развивать навыки словообразования. Закреплять умение условно обозначать гласные звуки.Коррекци...