Презентация на тему "Ранняя диагностика и ранняя помощь детям с РАС"
презентация по коррекционной педагогике

Ольга Викторовна Бухтоярова

Ранняя помощь, скрининги для детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rannyaya_diagnostika_detey_s_ras.ppt846 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ранняя диагностика и ранняя помощь детям с РАС Утверждена «Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020года» Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 № 1839-р «Об утверждении концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020года»

Слайд 2

Принятый в 2012 году закон № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепил положение о том, что расстройства аутистического спектра являются особым направлением образовательной деятельности . Практическая реализация положений Конституции РФ и закона «Об образовании в РФ» требует многочисленных подзаконных актов, методических разработок и других документов. Некоторые из них созданы и приняты к исполнению (Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с РАС, Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПрАООП) НОО обучающихся с РАС, ряд приказов и других документов Министерства образования и науки РФ); некоторые находятся в стадии разработки и обсуждения. Однако, необходимо учесть, что : общепризнано считать воспитание и обучение детей с РАС самым сложным направлением специального образования, аутизм характеризуется исключительным клиническим и психолого-педагогическим полиморфизмом; образование детей с РАС является новым направлением для отечественной системы образования; разработка вариантов решений организационных, методических, кадровых и других вопросов является в той же мере актуальной, в какой сложной и ответственной. В первую очередь это относится к дошкольному образованию, исключительно важному и самому по себе, и как основе всех последующих этапов коррекционно-образовательного процесса.

Слайд 3

I .Этап-популяционный скрининг(прескрининг) На этапе прескрининга используют минимальное количество четко определенных признаков: • отсутствие гуления до 12 месяцев; • отсутствие жестикуляции до 12 месяцев; • если ребенок до 16 месяцев не произносит ни одного слова; • отсутствие двусложной (не эхолаличной) фразы к 24 месяцам; • всякое нарушение любого вида речи или социальных навыков в любом возрасте.

Слайд 4

I .Этап первичной диагностики Кто принимает участие: Врач-педиатр Врач-невролог Клинический психолог Наблюдение за ребенком; анамнестический метод; опросники и анкеты для родителей Дополнительная диагностика : ЭЭГ; ЭхоЭГ; нейровизуализирующие-предназначены для исследования структурных изменений мозга. Выявление первичной группы риска РАС Определение направлений дальнейшей диагностической работы и лечебно-коррекционных мероприятий Начало преемственности в наблюдении за ребенком Выявление особенностей вне спектра аутизма Методы: Результаты:

Слайд 5

Методики популяционного скрининга

Слайд 6

Вопросник- СНАТ Вопросник по поводу аутизма у малышей) разработан S . Ва ron -Со hen , J . Allen & G . Gillberg (1992) для диагностики аутизма у детей с 18-месячного возраста и включает 14 вопросов, 9 из которых адресованы родителям, а на 5 должны отвечать профессионалы (врачи или психологи), работающие с ребенком. Основными прогностическими признаками авторы считают совместное внимание (протодекларативное указание на что-то, чтобы привлечь внимание другого), взгляд на указанный взрослым объект и наличие ролевой игры. Раздел «А » обращен к родителям и включает следующие вопросы: Ваш ребенок любит, когда Вы качаете его на коленях? Ваш ребенок проявляет интерес к другим детям? Ваш ребенок любит взбираться на что-нибудь, например на ступеньки? Вашему ребенку нравится играть в «ку-ку!», прятки и т.п.? Ваш ребенок когда-либо играет в имитационные игры (как будто наливает чай из игрушечного чайника в игру­шечную чашку и т.п.)? Ваш ребенок показывает указательным пальцем на какой-либо предмет, чтобы попросить Вас дать ему этот предмет? Ваш ребенок показывает указательным пальцем на что-то, чтобы обозначить свой интерес? Ваш ребенок может играть, используя игрушки надлежа­щим образом (не засовывает ее в рот, не вертит бессмысленно, не разбрасывает)? Ваш ребенок приносит что-то, чтобы Вам показать? В разделе «В » вопросы предназначены профессионалам (врачам общей практики или специалистам, посещающим ребенка на дому): За время работы с ребенком он устанавливал с Вами кон­такт «глаза в глаза»? 2. Если привлечь внимание ребенка, а потом показать на что-то через всю комнату и сказать: «Смотри! Это (название игрушки)!»; он посмотрит через всю комнату на ту игрушку, на которую Вы показали? 3. Если привлечь внимание ребенка, потом дать ему игру­шечную чашку и чайник и сказать: «Ты можешь заварить чашечку чая»? Он изобразит, как заваривают чай, раз­ливают по чашкам, пьют? 4. Спросите у ребенка: «Где окно?» или «Покажи мне окно». Он или она укажет указательным пальцем на окно? 5. Может ребенок сложить башню из кубиков? Если «да», то из скольких ( __) кубиков? Обследование по СНАТ занимает в примерно 20 минут.

Слайд 7

II .Фокусированный (направленный) скрининг Взгляды на то, какие признаки следует считать в этом возрасте специфическими для РАС, неодинаковы; чаще всего называют: нарушения коммуникации; нарушения социального взаимодействия; дефицит совместного внимания; нарушения социально-имитативной и ролевой игры.

Слайд 8

II . Этап динамической диагностики Кто принимает участие: Врач-педиатр Врач-невролог Врач-детский психиатр Клинический психолог Дошкольный дефектолог Логопед Врач и методист ЛФК Клиническое наблюдение в период непосредственного обследования и в ходе естественной деятельности ребенка Эксперементально-психологические методы Дополнительные методы: ЭЭГ(в динамике); консультация врача-генетика. Установление группы риска по РАС Привлечение родителей к активному участию в лечебно-коррекционном процессе Разработка индивидуальных развивающих и коррекционно- развивающих программ Инструменты на основе диагностических критериев: Результаты:

Слайд 9

II . Этап динамической диагностики CSBS - DP (Вопросник для родителей. SOFR позволяет выделить детей с речевой патологией из группы детей с коммуникативными проблемами. Возраст — 6-24 месяца) PDDST (Вопросник для родителей, предназначен для дифференциации РАС от других нарушений развития; касается невербальной коммуникации, темперамента, игры, речи и социальной активности) SCQ , Социально-коммуникативный вопросник (Вопросник для родителей и воспитателей, разработан для выделения детей с РАС в целях научных исследований. Предназначен для детей возраста около 3 лет) S ТАТ, скрининговый тест на аутизм у двухлетних (12 вопросов и заданий; выполняется после взаимодействия с ребёнком, требует предварительной подготовки; возраст — 24-36 мес, занимает до 20 мин.) СА RS (15 шкал, по каждой из которых даётся полуколичественная оценка (7 градаций) поведения и др. особенностей ребёнка с подозрением на группу риска по аутизму) Метод раннего выявления детей с аутизмом (10 вопросов, объединённых в 4 группы, обращенных к психологу; применяется только после взаимодействия с ребёнком)

Слайд 10

Методики фокусированного скрининга

Слайд 11

III . Этап - установление диагноза Кто принимает участие: Врач-детский психиатр Врач-педиатр Врач-невролог Клинический психолог Педагог- дефектолог Логопед Методы: Динамическое клинико-психологическое наблюдение; тестовое обследование состояния отдельных психических функций и особенностей поведения; индивидуальные и/или групповые коррекционные психолого-педагогические занятия; консультирование и обучение родителей, при необходимости психофармакотерапия Методы дополнительной диагностики: биохимические исследования крови, ЭЭГ, ЭхоЭГ, РеоЭГ. Результат: Установление диагноза; активное сотрудничество органов здравоохранения и образования; переход в специальные или общие дошкольные образовательные организации; решение вопроса об установлении инвалидности и формирование индивидуальной программы ранней помощи.

Слайд 12

Вопросники и интервью для установления диагноза РАС АDI- R , интервью для диагностики аутизма (пересмотренное) (Полуструктурированное интервью для установления диагноза РАС. Выделяются симптомы и оценивается их выраженность в областях коммуникации, реципрокного социального взаимодействия, ограниченных и повторяющихся форм поведения; выделены вербальные и невербальные проявления. Дифференцирует РАС и другие нарушения развития. От 3 лет, но есть версия для раннего возраста) А DOS , диагностическое расписание наблюдения аутизма (Включает 4 модуля соответственно уровням речевого развития. Направлен на коммуникацию, реципрокное социальное взаимодействие, речь, ограниченные и стереотипные формы поведения. Есть модификация для раннего возраста. Использование требует специальной подготовки) А OSI , шкалы для наблюдения аутизма у младенцев (Сориентирован на детей возраста 12 месяцев.Используется как опросник для родителей и лист фиксации результатов взаимодействия с ребёнком. Использование требует специальной подготовки) DISСО,диагностическое интервью для социальных и коммуникативных расстройств (Метод содержит вопросы, направлен­ные на выявление не только РАС, но и других нарушений развития и психических заболеваний)

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 14

Основные сложности Выявление : - Недостаточная информированность. - Ограничения межведомственного взаимодействия- трудности с направлением. - Долгая неопределенность вызывает беспокойство родителей. Диагностика : - Помощь психиатров доступна после 3 лет. - Отсутствие определенности с диагнозом откладывает начало помощи. Углубленная оценка : - Трудозатратность подробного описания и проблемы интерпритации. - Отсутствие программ для проведения оценки.

Слайд 15

Требования по воспитанию и обучению детей с РАС Любить детей, не бояться их, понимать, что сострадание и «нетерпение сердца» — разные вещи Выдержка, терпение, самоконтроль Специалисты приходят и уходят, родители же — самые стабильные участники длительного коррекционно-образовательного процесса — они остаются со своим ребенком так долго, как это будет нужно или возможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии

Система ранней помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Знание родителей, специалистов обеспечит каждой семье возможно...

Положение о Службе ранней помощи детям от 0 до 3 лет с нарушениями в развитии (риском нарушений) и их семьям, организованной на базе МКДОУ "Малиновский детский сад"

1. Общие положения:            1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности Службы ранней помощи Муниципального казенного...

Групповые занятия с использованием верботонального метода в системе ранней помощи детям с нарушением слуха и их семьям в условиях реабилитационного центра.

Работа в группе позволяет наилучшим образом развить довербальную активность, невербальную, а затем и вербальную коммуникацию. Применение  «Комплексных верботональных занятий» д...

Презентация: "Программы ранней помощи детям с ОВЗ"

Презентация: "Программы ранней помощи детям с ОВЗ"...