Из опыта работы "Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей с ОВЗ и детей – инвалидов в разных видах деятельности с использованием ИКТ».
материал по коррекционной педагогике

Сюлаева Людмила Николаевна

Как и где можно использовать ИКТ в коррекционно - образовательной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей с ОВЗ и детей – инвалидов в разных видах деятельности с использованием ИКТ».

Учителя-дефектологи:

Макарова О.В.

Сюлаева Л.Н.

Применение информационных технологий в коррекционно-развивающей деятельности  способствует развитию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу, повышает интерес к занятиям, активизирует познавательную деятельность детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Благодаря использованию информационных технологий (персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийное оборудование) развиваются зрительное восприятие и слуховое внимание, долговременная память, мышление и речь.

Применение в коррекционно-развивающем процессе специализированных компьютерных технологий с учетом особенностей развития детей с ЗПР позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление у них вторичных отклонений.

Использование информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ детей-инвалидов дает возможность разнообразить содержание и формы подачи материала; повысить интерес к наглядному материалу.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования коррекционно-развивающая работа ведётся по  основным образовательным областям.

  • Познавательное развитие.

На коррекционных занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи  педагог использует просмотр презентаций с картинным материалом и игровыми упражнениями по лексическим темам (из цикла «Времена года» - «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», «Посуда», «Игрушки» и другие).

В работе по развитию элементарных математических представлений  учитель-дефектолог применяет компьютерные игры на развитие восприятия сенсорных эталонов: величины, формы, цвета; пространства, времени.

Использовались, например, такие игры: «Математическое домино», «Парные карточки», «Подбери фигуре цвет», «Уроки математики»,  «Что где находится?».

  • Речевое развитие.

Для развития фонематического (слухового) восприятия и подготовке детей к обучению грамоте педагог включает в занятие следующие виды игр и игровых упражнений: «Найди звук», «Найди слова с заданным звуком». Используя информационные технологии, можно решить задачи по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи: «Один-много», «Скажи  ласково», «Мой, моя, мои», «Составь предложения по картинке», «Что сначала, что потом».

  • Физическое развитие.

Включение различных видов гимнастик (пальчиковая, зрительная, динамическая) в НОД с использованием интерактивной доски, мультимедийного оборудования и компьютера: «Проследи за бабочкой», «Нарисуй дорожку глазами», «Пальчиковые игры», «Сделай так же» и т.п.

В  индивидуальной коррекционной деятельности по развитию познавательных процессов учитель-дефектолог использует:

• компьютерные игры на развитие логического мышления, памяти, внимания («Что перепутал художник?», «Найди четвертый лишний предмет», «Что к чему подходит?», «Сравни картинки», «Найди общее», «Запомни и назови»);

• компьютерные лабиринты;

• компьютерные раскраски;

• интерактивный стол в сенсорной комнате.

Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводится с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения: работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5–10 мин) и не более двух раз в неделю; температура и свежесть воздуха; рациональность освещения кабинета и доски.

В течение занятий детям предлагаются физкультурные минутки, упражнения для снятия зрительного напряжения.

Таким образом, использование ИКТ на занятиях значительно повышает эффективность обучения, всесторонне развивает ребенка.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

• тренируется эффективность внимания, память и мышление;

• дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;

• быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; – активно пополняется словарный запас;

• развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;

• воспитывается целеустремленность;

• развиваются воображение и творческие способности.

В период самоизоляции взаимодействие с семьей особого ребёнка осуществлялось дистанционно.  Цель взаимодействия - предоставление детям с ОВЗ и детям-инвалидам возможности использования дистанционных информационно-образовательных технологий для получения необходимых знаний на дому.

При  выборе формы дистанционной работы с родителями учитывались индивидуальные возможности и запросы каждой семьи, готовность к взаимодействию. Учителями-дефектологами разработана теоретическая и практическая база: календарно-тематический план, видеоматериалы, презентации,  консультации по лексическим темам, индивидуальные листы заданий. Изучив и обобщив запросы родителей в результате анкетирования, был собран  следующий материал: подборка книг, конспектов ООД, игр и упражнений, интересных публикаций.

Видеоматериалы и презентации включают в себя практический материал:  иллюстрации, стихотворения, загадки, упражнения по развитию лексико-грамматического строя и связной речи, познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия).

Индивидуальный лист заданий предполагает обобщение пройденного материала.

Для взаимосвязи с родителями и детьми мы использовали дистанционные платформы: мессенджеры WhatApp, Viber, ВКонтакте; электронную почту, где размещали образовательные материалы по лексическим темам, ссылки на познавательные ресурсы, игры.

Формами дистанционного общения с родителями являются:

• консультирование родителей в режиме индивидуальной переписки;

• консультирование в режиме группового обсуждения по видеоконференции в программе Skype;

• консультации онлайн для родителей по вопросам развития и обучения детей.

Данный опыт дистанционной работы с родителями был обобщен и опубликован в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Семья особого ребёнка».

Информационно – образовательные технологии являются эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников в период самоизоляции.

C:\Users\Учитель\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_20210602_112527_com.google.android.youtube.jpg

Подгрупповая работа с использованием интерактивной доски.

C:\Users\Учитель\Desktop\IMG_20210216_110658.jpg

Индивидуальная работа с использованием персонального компьютера.

C:\Users\Учитель\Desktop\ИКТ\IMG_20210603_085009.jpg

Использование персонального компьютера на подгрупповом занятии по развитию элементарных математических представлений.

C:\Users\Учитель\Desktop\ИКТ\IMG-20210602-WA0012.jpg  C:\Users\Учитель\Desktop\ИКТ\IMG-20210602-WA0013.jpg

Работа в сенсорной комнате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности в среднем возрасте.

Научная статья раскрывает основные принципы формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности в среднем возрасте....

Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

Выступление в рамках секционного заседания городской конференции  «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»...

"Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его вовлеченность в различные виды деятельности".

"Формирование познавательных интересов и познавательных действий  ребенка через его вовлеченность в различные виды деятельности"....

Консультация для воспитателей «Развитие познавательного интереса и познавательных действий детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности»

Консультация для воспитателей «Развитие познавательного интереса и познавательных действий детей дошкольного возраста  в исследовательской деятельности»...